Первые выходные календарной весны – но не фактической, ведь мы всё-таки в Петербурге – оказались весьма богатыми на культурные события. Несмотря на сомнительную погоду, весенняя тема в нашей очередной еженедельной подборке всё-таки присутствует, хотя пока робко и окольными путями.
На второй сцене Мариинского театра в эти дни – премьера, причём достаточно редко исполняемой оперы: это «Гугеноты» Джакомо Мейербера. В ближайшее время её можно будет увидеть в субботу, 2 марта, в 17:00.
«С точки зрения театральности «Гугеноты» – это праздник. Очень богатая, роскошная опера, огромное полотно, состоящее из совершенно контрастных эпизодов, собранных автором в единое целое. Однако, несмотря на то, что в начале звучит почти опереточная музыка, мне кажется, в экспозиции уже заданы конфликты. Постепенно эта музыка отступает на задний план, а на передний выходит чудовищная трагедия, разогретая на религиозной почве. «Гугеноты» – это ведь ещё и напоминание о том, что в истории человечества есть трагические страницы, и предостережение, чтобы по возможности это не повторялось», – говорит режиссёр Константин Балакин.
Билеты доступны на сайте театра.
На Новой сцене Александринского театра в выходные (2 и 3 марта в 20:00) можно увидеть спектакль СХТ (Социально-художественного театра) «Балет. Снегурочка». Как говорят в театре, это 12 сцен актуального русского народного танца в спортивных костюмах – по мотивам пьесы Островского «Снегурочка».
«Снегурочка – порождение Зимы и Весны, «чужая», исключение из правил – попадает в мир берендеев. Это сообщество со своими правилами и устройством. Мир Снегурочки и мир берендеев отличаются друг от друга: это миры разных танцев, в этих мирах разные правила и разные мотивации. Правила – это одна из ведущих тем спектакля. Ещё в спектакле раскрываются темы «Свой-Чужой» (исследуется вопрос самоидентификации), а также вопрос выбора. Зритель может выбирать звуковое сопровождение к спектаклю с помощью наушников: на входе зрителям выдают наушники и передатчики с тремя каналами. Наконец, можно просто снять наушники и послушать «живой» звук спектакля», – рассказывают организаторы.
Хореографию сочинил Александр Челидзе: она состоит из элементов русского сценического танца, фольклора, эмоционального жеста, обрядов и современного танца. Тексты и либретто составила Маша Всё-Таки – скромно добавим, что она долгие годы была одним из редакторов «Диалога», и порадуемся за её творческий успех!
В Филармонии в это воскресенье гостит одна из главнейших музыкальных звёзд России – Денис Мацуев. В 20:00 в Большом зале он вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан сыграет второй фортепианный концерт Прокофьева и «Фантастическую симфонию» Берлиоза.
«Новый абонемент Большого зала «Оркестровая география России», объединивший пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны, продолжится выступлением Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. За пультом – народный артист России, народный артист Республики Татарстан Александр Сладковский. В петербургской программе оркестра прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева (1913) – одно из самых новаторских сочинений своего времени, увидевшее свет в один год с «Весной священной» Стравинского. Премьера концерта (как и премьера балета) вылилась в скандал: пресса писала о «дебюте фортепианного кубиста и футуриста», публика возмущалась дерзостью, неистовым «скифством» этой музыки. Понадобились годы, чтобы не только проницательные критики, но и широкая публика оценила красоту, лирику и поэтичность концерта. Также прозвучит «Фантастическая симфония» Берлиоза, обладавшего, как и Прокофьев, репутацией дерзкого ниспровергателя устоев. Партитура, написанная в композитором в 26 лет, стала самым известным и популярным его сочинением, а в историю вошла как одна из первых программных симфоний», – рассказывают организаторы.
Билеты, как ни странно, ещё есть, и их можно приобрести на сайте Филармонии.
Не совсем удачное совпадение, что в тот же воскресный вечер (только начало – в 19:00) в Малом зале Филармонии будет представлено другое интересное мероприятие – вокальный вечер Олеси Петровой, замечательной петербургской певицы, меццо-сопрано, солистки Михайловского театра.
«Одна из самых известных и востребованных петербургских певиц Олеся Петрова исполнит в Малом зале филармонии программу из сочинений русских композиторов: наряду с романсами Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова прозвучат вокальные циклы Мусоргского – «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Последний – один из главных шедевров композитора, обладающий симфоническим размахом, зримостью и многомерностью образов и сцен. Цикл требует от исполнителя не только вокального совершенства, но и большого драматического дарования», – рассказывают о концерте в Филармонии.
Партию фортепиано исполнит известная петербургская пианистка, лауреатка международных конкурсов Анастасия Рогалева. Билеты можно купить на сайте Филармонии.
В Театре юных зрителей имени А.А. Брянцева в субботу состоится первая премьера 2024 года – спектакль «Дядя Фёдор, пес и кот» в постановке Татьяны Самбук. Основан он, разумеется, на известной повести Эдуарда Успенского – классике детской литературы и основе мультфильма «Трое из Простоквашино».
«Наш спектакль «Дядя Фёдор, пёс и кот» – это музыкальная интерактивная сказка для всей семьи. Почему для всей? Ответ прост: волшебная повесть Эдуарда Успенского – это не просто весёлая история про дружбу. Это сказка, которую каждый родитель помнит с детства! Все когда-то были маленькими, но настает момент, когда мы можем уже вместе со своим ребёнком отправиться в путешествие в волшебный мир детства. Для Дяди Фёдора «Простоквашино» – это воображаемая страна, куда он сбежал от родителей, которые его не понимают. А как мы знаем, в стране фантазий могут происходить самые невероятные события! Жаль, что любая игра имеет свойство заканчиваться, но ведь тем приятнее о ней потом вспоминать!» – говорит режиссёр о спектакле.
На самом деле, в субботний день на сцене ТЮЗа – целых два спектакля, в 12:00 и 16:00. Выбирайте и ищите билеты на сайте театра.
В «Балтийском доме» проходит фестиваль моноспектаклей «Монокль» – точнее, его международный этап, ведь петербургская часть уже проходила с 25 января по 10 февраля. Теперь на сцене театра можно увидеть ещё 6 спектаклей – по одному в день: в основном российских, но есть среди них даже постановка из экзотического Бахрейна.
Расписание можно найти на сайте «Балтийского дома». Там же можно найти билеты на отдельные спектакли.
Наконец, в Петербурге идут большие гастроли московского театра «Практика» – на Левашовском хлебозаводе, превращённом в культурное пространство. Они будут продолжаться до 10 марта, а в эти выходные можно будет посмотреть два спектакля.
В субботу, 2 марта, зрители увидят спектакль «Наташина мечта» – «три девичьих монолога, две с половиной истории любви и крик души, не способной мириться с крушением мечты». Спектакль художественного руководителя «Практики» Марины Брусникиной поставлен по пьесе современного екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович с артистами Мастерской Брусникина.
А в воскресенье, 3 марта, будет дважды показан спектакль-концерт «Хорошо, что я такой» для больших детей и маленьких взрослых.
«Тонкий и терапевтичный спектакль Андрея Гордина и Мастерской Брусникина складывается из трёх притч: о взрослении, самоопределении и принятии; о долгой и непростой одиссее в поиске своего пути и о бескорыстной любви, способной простить ошибки и невнимание», – говорят организаторы. Литературную основу составили детские стихотворения и проза Ольги Васильковой, Германа Лукомникова и Лены Репетур.
Билеты доступны на сайте.
Перейдём теперь к делам музейным. В Доме-музее П. П. Чистякова (Пушкин, Московское шоссе, 23) начинает свою работу выставка «Обитель муз и граций нежных. Салон баронессы Икскуль. И. Е. Репин. Графика». Увидеть её можно будет до 26 мая.
«По свидетельству современников, Репин рисовал неустанно, пользовался всяким случаем, чтобы рисовать: сидел ли он на каком-нибудь заседании, беседовал ли с приятелем или знакомым на улице – всюду он делал зарисовки в альбом или на листе бумаги. На выставке будут представлены двадцать графических работ Репина из нашей коллекции. Посетители увидят одну из самых известных серий графических работ Ильи Ефимовича – в нее вошли портретные наброски, созданные художником в салоне баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт», – рассказали в Музее Академии художеств, филиалом которого является дом-музей Чистякова.
Эти рисунки – ценнейшая портретная галерея известных литераторов, художников, философов того времени – а речь, напомним, о Серебряном веке. Альбом не сохранился в полном виде, он разошелся по листам, часть которых была приобретена в 1920-х годах Исааком Израилевичем Бродским – известным художником, учеником Репина.
Мы помним, что в начале нынешнего года – большие юбилеи сразу у двух крупнейших петербургских вузов… и к обеим этим датам приурочены выставки в Петропавловской крепости. Об экспозиции к 125-летию Политеха мы рассказывали в прошлый раз, а теперь пришла пора 300-летия Санкт-Петербургского университета: посвящённую этой важной отметке выставку можно теперь увидеть в Инженерном доме.
«Проект знакомит посетителей с основными этапами становления и развития старейшего вуза России. Впервые на одной площадке собраны уникальные экспонаты из всех восьми университетских музеев, гербария и библиотеки. В интерактивной части рассказано о передовых научных достижениях с презентацией беспилотника, разработанного в Научном парке СПбГУ. Как выпускнику университета, вдвойне приятно было поучаствовать в открытии юбилейной выставки», – говорит председатель комитета по культуре Фёдор Болтин.
В экспозицию входят пять тематических залов с множеством интересных экспонатов. В интерактивном режиме продемонстрированы уникальные технические достижения Университета: от знаменитой стопоходящей машины Чебышёва до научных открытий современного СПбГУ. Выставка будет открыта до 27 апреля.
В петербургском Доме журналиста (Невский проспект, 70) открывается фотовыставка «Зимний Летний» – часть проекта «Летний. Времена года», задуманного в связи с 320-летием Летнего сада, которое отмечается в 2024 году. Фотопроект поддержан Русским музеем, частью которого является сегодня Летний сад, и объединил молодых фотографов из петербургского отделения Союза журналистов России, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, Фотофакультета имени Ю.А. Гальперина.
«Творческая задача участников проекта – представить своё видение главного зелёного уголка Петербурга в разные времена года. Выставка «Зимний Летний» завершает первый этап проекта, а следом запланированы фотовыставки «Весенний Летний», «Летний Летний» и «Осенний Летний». Помимо работ молодых участников, запечатлевших Летний сад в январе-феврале 2024 года, в экспозиции присутствуют и несколько снимков прошлых лет: их предоставили для проекта признанные петербургские мастера фотографии Александр Дроздов, Юрий Молодковец, Павел Маркин, Олег Семенов», – рассказали в Союзе журналистов Санкт-Петербурга.
Выставка будет работать недолго – всего лишь до 15 марта.
В пятницу, 1 марта, исполняется 40 лет с первого регулярного рейса советского отечественного электропоезда ЭР200, а двумя днями ранее отмечалось 15-летие его последнего рейса: тогда он уступил смену «Сапсану». По такому случаю Музей железных дорог России, что у Балтийского вокзала, представляет планшетную выставку (четыре вагона первого ЭР200, напомним, можно видеть в натурной коллекции музея).
«1 марта 1984 года свой первый регулярный рейс по маршруту Ленинград – Москва совершил первый скоростной отечественный электропоезд ЭР200 (Электропоезд Рижский). 🕐 Время в пути тогда составляло не более 4 часов 59 минут, а в августе 2006 года расстояние между двумя столицами ЭР200 преодолел за 3 часа 55 минут. 28 февраля 2009 года поезд отправился в последний рейс с пассажирами до станции Любань, где состоялась знаковая встреча с «Сапсаном», – напоминают железнодорожники.
Выставка позволит узнать, как выглядели скоростные поезда в нашей стране, проследят непростой путь от замысла ЭР200 в конце 60-х годов до начала его регулярной эксплуатации, познакомятся с важными событиями в жизни состава за 25 лет перевозок пассажиров.
Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) в марте – точнее, вплоть до 2 апреля – покажет выставку избранных живописных и графических произведений московской художницы Татьяны Петровой «Про то, что я люблю…»
«Выставка, представляет произведения художницы, созданные с 2000-х годов по настоящее время. В этот период Татьяна Петрова совершает многочисленные водные путешествия по Москве-реке, Волге, Волхову, Свири и другим рекам России на собственной лодке, построенной в Новой Ладоге. Татьяна Петрова пишет не конкретные виды, а впечатления от увиденной красоты, вызвавшей глубокий внутренний отклик. Ведущую роль в её композициях играет сложный цвет и ритм живописной фактуры, а форма обобщена и стремится к абстракции. Изображенные пейзажи и сцены из жизни становятся похожими на сны или воспоминания, обретают символическую перспективу смыслов», – рассказывают об этих произведениях в музее.
По словам художницы, выбор места для этой выставки не случаен.
«Я не так давно открыла для себя Питер – не дворцовый, а тёплый, цветной, с необыкновенным светом. Самым тёплым для меня стал музей Матюшина. Может, оттого, что где-то на Петроградской стороне жили мои прадед и прабабушка, которая меня воспитывала. Может, оттого, что я открыла для себя мир ленинградских художников 1920-1930-х годов – Лапшина, Русакова, Гринберга. Я давно хотела сделать выставку в этих стенах. Это знаковое место для художников, ищущих свет и цвет, и одухотворенность. Это исходит от работ Матюшина и его товарищей. За возвращением этого серьезного и светоносного искусства будущее», – добавляет автор.
Напомним, что Музей петербургского авангарда – составная часть Государственного музея истории Санкт-Петербурга – находится на Петроградской стороне, по адресу ул. Профессора Попова, 10.
Мы в своё время уже рассказывали о том, что в Шереметевском дворце (Музее музыки), расположенном на наб. Фонтанки, 34, открылась выставка, посвящённая Евгению Мравинскому. Теперь она дополнилось иммерсивной AR-инсталляции «Дирижёрский пульт Евгения Мравинского» в Дирижёрской комнате – в рамках постоянной экспозиции Шереметевского дворца.
«Инсталляция, созданная на основе современной цифровой технологии дополненной реальности (AR), продолжит и значительно расширит музейную коллекцию, станет частью постоянной экспозиции Шереметевского дворца. Она сможет мобильно демонстрироваться в других залах Петербурга и за его пределами», – рассказали в музее.
Новинку начали разрабатывать в год 120-летия Евгения Александровича Мравинского (прошлый). Её особенностью является способ взаимодействия со зрителем – с помощью мобильного устройства. Действующие лица и окружающие главного героя экспонаты предстают на экране планшета или мобильного телефона в виде виртуальных образов, помещённых в реальную обстановку. В центре выставочного пространства представлен «дирижерский пульт Евгения Мравинского» – арт-объект в стиле Hi-Tech. В пространстве музея разместятся и другие арт-объекты – подсвеченные рамки, цифровые порталы, за которыми зритель, активировав своим мобильным устройством QR-коды, увидит события ХХ века.
О том, когда посуда – не просто посуда, а средство агитации и пропаганды (да, бывает и такое) расскажет ещё одна свежая выставка, названная «ПолитФарфор. Из коллекции Музея политической истории России». По её названию понятна и её локализация.
«Рождённый революционными событиями 1917 года, советский политический фарфор стал мощным инструментом агитационно-массового искусства молодого советского государства. «ПолитФарфор» демонстрирует развитие и трансформацию идей агитации и пропаганды на протяжении всего времени существования СССР», – говорят в музее.
Особое место в истории советского политического фарфора занимают произведения, созданные к юбилеям Октябрьской революции и самого Владимира Ильича Ленина. Выставка работает до 19 мая.
Первое марта – начало календарной весны (хотя и не климатической). Как мы в своё время писали, рассказывая о выставке работ самого известного сюрреалиста в мире, «Дали – это весна и жизнь!» А что может быть более весенним и жизнеутверждающим, чем женская красота? Таким замысловатым логическим путём мы приходим к тому, что с 1 марта в Bashmakov Gallery на территории квартала «Ленполиграфмаш» (пр. Медиков д. 3А) работает выставка «Метаморфозы эротики Сальвадора Дали». В ней представлена оригинальная графика и впечатляющие объекты из стекла и бронзы из коллекции Павла Башмакова – одного из крупнейших частных собраний работ знаменитого каталонца.
Сальвадор Дали. «Диана де Пуатье» (1974). Сухая игла, цветная акватинта. Изображение предоставлено организаторами«Метаморфозы эротики Сальвадора Дали» – это взгляд на природу сексуальности и чувственности сквозь призму сюрреалистических работ великого мастера.
«На протяжении всей своей жизни Дали изучал и познавал многогранность любви и чувственности. Он говорил: «Любовь проходит через мою душу, эротизм – через мои глаза. Я считаю любовь единственным достойным занятием в человеческой жизни». Всю жизнь художник был беззаветным певцом красоты физической любви и эротизма. При этом он решительно разделял эротику и порнографию, считая первую «божественной», а вторую «недоразвитой и сулящей неудачу», – говорит основатель Bashmakov Gallery и куратор выставки Павел Башмаков.
В экспозицию вошли более 100 оригинальных работ Сальвадора Дали, среди которых – гравюры к «Тайным поэмам» Аполлинера и «Декамерону» Боккаччо, «Науке любви» Овидия и мемуарам Казановы, «Песни Песней царя Соломона» и «Венере в мехах» барона фон Захер-Мазоха, и другие. Изящным дополнением выставки станут бронзовые скульптуры, объекты из стекла и редкие прижизненные фотографии художника. Часть экспонатов будет представлена в России впервые. Выставка продлится до 11 августа.