Site icon ИА «Диалог»

Младший брат трамвая. Что посмотреть в Петербурге из окна троллейбуса

В отличие от овеянного романтическим флёром (и воспетого в стихах – вплоть до самого Николая Гумилёва) трамвая, другой вид электрического транспорта – троллейбус – обычно воспринимается как чисто утилитарное средство передвижения. Однако «Диалог» собрал информацию о самых интересных местах, которые можно увидеть из окна петербургского «рогатого».

Сразу упомянем, что центр Петербурга – в том числе самый-самый открыточный – хорошо обеспечен троллейбусными маршрутами. По большей части Невского проспекта их проходит аж шесть – 1, 5, 7, 10, 11, 22 (и ещё три ненадолго присоединяются к ним в начале и конце). Описывать достопримечательности главной магистрали города нет особого смысла – это будет банально, поэтому мы расскажем о том, что лежит на других, пусть и недалёких от неё улицах.

№ 10 / 11: Васильевский остров

Эти два маршрута – из тех, что проходят по самым намоленным местам Петербурга. Мы же опишем интересные места на Васильевском острове, которые можно увидеть с их борта. Начинаются маршруты на конечной станции, что на северной стороне острова Декабристов – большой и вечно полной общественного транспорта всех трёх видов. Разъехавшись на несколько километров, они вновь сходятся воедино у улицы Нахимова.

Чуть южнее этого места начинаются «интересности» – когда Наличная улица подходит к историческому району Гавани. Сейчас он плотно застраивается новостройками, и даже ещё недавно незыблемо стоявший комплекс «Ленэкспо» постепенно сносят. Тем не менее, у Галерного ковша ещё можно найти подводную лодку-музей Д-2 («Народоволец») и небольшую экспозицию военной техники. На площади Морской Славы выделяется неоклассическое здание бывшей троллейбусной станции, а ближе к заливу – покрашенное в бирюзовый цвет здание Дерябинских казарм, которые не так давно отреставрировали под размещение Военно-морской библиотеки.

Дальше маршруты сворачивают на восток, мимо византийской на вид церкви Милующей иконы Божией Матери (сейчас она, увы, вся закрыта плёнкой и лесами, так как претерпевает долгосрочную реставрацию). На рубеже XIX и XX веков здесь проповедовал священник Георгий Гапон, прославившийся своей ролью в событиях «Кровавого воскресенья» и первой русской революции. В советское же время – и до начала 2000-х – тут размещался бассейн учебного отряда подводного плавания. Временная «загогулина» в виде объезда участка Большого проспекта, где строится станция метро «Горный институт», делает путь в центр длиннее минут на 10, но это изменение – пусть уже и привычное, так как существует оно с 2015 года (!) – не будет вечным.

До того, как Большой проспект встретит 1-ю линию, и троллейбусные маршруты фактически войдут в важнейшую часть исторического центра, у 6-7 линий стоит обратить внимание на Андреевский собор по левую сторону, а по правую – два рынка: сначала Андреевский, а затем Василеостровский. Последний не так давно был переформатирован в фешенебельное гастрономическое пространство, где можно отведать (или приобрести) экзотическую еду с разных концов мира.

№ 3 / 8 / 15 / 17: Роты — Семенцы — Литейный

Эти четыре маршрута объединены тем, что проходят по Загородному проспекту, а первые три из них – и по его продолжениям: Владимирскому и Литейному. Маршруты № 3 и 8 вообще идентичны на большей части своей протяжённости – от Балтийского вокзала до Кондратьевского проспекта. Они, как и вышеуказанная «классическая» шестёрка, пересекают исторический центр города, но – перпендикулярно самому очевидному пути.

Если сесть на троллейбус № 15 или 17 в южной части их ареалов, то за время пути на север можно будет увидеть значительную часть Московского проспекта – парадной трассы, по которой в город въезжают с юга и из аэропорта. Застройка Московского проспекта может быть интересна любителям советского архитектурного наследия, пусть даже сейчас эта улица изрядно попятнана новостройками (особенно – в районе станции метро «Фрунзенская»).

Московские триумфальные ворота – первая крупная достопримечательность дореволюционного периода. Дальше на север пассажир сможет увидеть слева трамвайный парк № 1 (который является ровесником петербургского трамвая), а справа – Новодевичий монастырь. Сейчас его здания также находятся на реставрации и затянуты плёнкой, но когда-то это закончится. Правда, большая часть комплекса скрывается за деревьями, но если он вас интересует, можно выйти и изучить его (а также одноимённое кладбище, об интересных местах которого мы когда-то уже писали).

Маршруты № 3 и 8 вместе с трамвайными путями вливаются в Московский проспект у станции метро «Технологический институт», но буквально на 50 метров – затем все они сворачивают на Загородный проспект. Отметим, что по трассе отдельного следования тройки и восьмёрки есть возможность внимательно рассмотреть Троице-Измайловский собор (он виден и с Московского проспекта, но лишь издалека), а на конечной – сам Балтийский вокзал. Кстати, фонтан на повороте с Троицкого проспекта на Лермонтовский был не так давно капитально обновлён. Это тоже интересное зрелище.

Загородный проспект – это уже совсем близко к самому сердцу Петербурга. Его достопримечательности хорошо известны – Витебский вокзал и Военно-медицинский музей напротив него, а несколько дальше – Пионерская площадь с памятником Грибоедову и зданием ТЮЗа вдали. Здесь 17-й маршрут уходит налево, чтобы преодолеть всю Гороховую улицу от конца к началу, до Адмиралтейства – его шпиль виден уже здесь, если присмотреться (и если не помешает погода или темнота).

Оставшиеся три маршрута следуют вместе практически до северного конца Литейного (созерцайте справа по ходу Владимирский собор на одноимённой площади, а значительно позже – Спасо-Преображенский собор в створе улицы Пестеля). В принципе, каждый дом здесь – уже история и достопримечательность, поэтому описать их все достаточно трудно, но за это мы и любим Петербург. Маршрут № 15, свернув направо на улицу Чайковского, завершает свой путь кольцом у Смольного (пропилеи которого – да что же это за совпадения – сейчас также затянуты строительной сеткой), но зато в дальней части Кирочной улицы можно как следует рассмотреть необычное на вид здание музея Суворова.

Добавим, что особенно хорошие виды открываются из салона троллейбуса каждый раз, когда он пересекает крупную водную артерию, особенно – Обводный канал (по Ново-Московскому или Ново-Петергофскому мостам) и Неву (по Литейному).

№ 20 — Нарвская застава

Если вас привлекает не идеальный Петербург Невского проспекта (или даже чуть менее парадный – Литейного и Загородного), а эстетика рабочих окраин – упирающихся, однако, в ту же городскую классику, пусть и менее лощёную – то вам сюда. Маршрут № 20 – «рабочая лошадка» для жителей Юго-Запада. Его крайняя северная точка – площадь Стачек со второй из имеющихся в Петербурге триумфальных арок (после уже упомянутой ранее Московской). И хотя интересные объекты на пути его следования в основном сосредоточены в этой северной части, в целом их достаточно для того, чтобы поездка на этом троллейбусе имела определённый смысл.

Да, Нарвские триумфальные ворота – сами по себе достопримечательность (внутри, если вы вдруг этого не знали, находится небольшой, но интересный музей, посвящённый военной истории и относящийся к структуре Государственного музея городской скульптуры). Далее на юг по проспекту Стачек – сплошные знаковые строения советского периода: Кировский универмаг, ДК имени Горького, здание администрации Кировского района (с памятником Кирову на одноимённой площади), потом уже – более рядовая застройка…

Однако и среди этого торжества победившего социализма есть два островка более старых времён: сначала стоит рассмотреть ограду парка имени 9 января (когда-то она обрамляла Собственный сад у Зимнего дворца, а затем была перемещена сюда, лишившись только символов империи). А затем, у самого путепровода Портовой ветки железной дороги (и гигантской эстакады ЗСД) справа по ходу движения возникнет неожиданный пришелец из екатерининских времён – усадьба Воронцовой-Дашковой «Кирьяново», а ныне просто отдел ЗАГС Кировского района. Внутрь может попасть любой желающий, поскольку здесь находится филиал музея «Нарвская застава». В прошлом доступ в основную часть здания иногда открывали также во время «Ночи музеев».

Маршрут № 20 сворачивает с проспекта Стачек – бывшей Петергофской дороги, которая является прямым путём в резиденцию на южном берегу Финского залива с петровских времён (отсюда и некоторое количество сохранившихся вдоль неё парадных усадеб) – на Трамвайный проспект. Последний примечательный объект, попадающийся вдоль трассы, находится как раз там. Это памятник блокадному трамваю – вагон типа МС, установленный на постаменте в 2007 году (к 65-летию возобновления движения в осаждённом городе после перерыва зимой 1941-42 годов). В Ленинградском сквере перед ним также можно найти дот и танк. Об этих и других памятниках юго-западного рубежа обороны также можно прочитать в одном из наших материалов.

№ 1 / 7 / 31 / 34 — Петроградская сторона

Петроградская сторона считается «бедной родственницей» центра и Васильевского острова, хотя именно здесь, строго говоря, и был основан Санкт-Петербург. Сеть троллейбусных маршрутов здесь не слишком густая. В основном она представлена двузубой «вилкой», «ручка» которой – Большой проспект и Большая Пушкарская улица (по первому движение осуществляется только в южном направлении, по второй – в северном), а «зубцы» – проспект Медиков и северная часть Каменноостровского. По пути можно созерцать историческую застройку как таковую, хотя в самой нижней точке – у станции метро «Спортивная» –  находятся Князь-Владимирский собор, стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный».

Боковая же ветвь сети Петроградской стороны – маршрут № 7 – приводит к яхт-клубу на Петровской косе. А от Петровской площади, где троллейбусная трасса завершается кольцом, совсем недалеко (только короткая улочка да мост) до Крестовского острова. Выбирайте, что вам интереснее сегодня – исторические кварталы или зелёные зоны? А затем садитесь на троллейбус – и в путь. Учтите, что во время закрытия Биржевого моста на ремонт «семёрка» ходит через Тучков мост.

P. S.

Троллейбусное движение в Ленинграде-Петербурге существует с 1936 года. Маршрут № 1 соединял площадь Труда с Красной площадью  (так тогда называлась площадь Александра Невского); по сути он был укороченным вариантом нынешнего 22-го. Да, некоторые из существующих теперь маршрутов очень похожи на первую довоенную схему – тогда маршрутов было пять. «Тройка» всё также соединяет Финляндский вокзал с Балтийским (пусть двигалась она тогда по набережной Фонтанки, а не так, как описано выше). Маршрут № 4 (Адмиралтейство – Сызранская улица) был очень похож на нынешний 17-й, но с «хвостиком» от 15-го. На Сызранскую ходил и открытый в начале 1941 года маршрут № 5, но второй его конечной точкой была площадь Труда, как и у современной «пятёрки». Большую часть военного времени троллейбус не работал, но затем возобновил развитие, которое продолжалось до 1991 года, когда число маршрутов составляло рекордные 50. Потом настал упадок с урезанием, хотя троллейбус в городе на Неве и не потерпел такого же разгрома, как трамвай.

С тех пор, как был ликвидирован этот вид транспорта в Москве, петербургский троллейбус – первый в России по длине сети и числу маршрутов. Кстати, последний в списке маршрут троллейбуса так и носит № 50, но четыре номера из этой полусотни сейчас не заняты: 12, 19, 30 и 49 (хотя № 12 иногда появляется как временный). На 9 маршрутах работают «электробусы», или троллейбусы с увеличенным автономным ходом, способные часть пути проделывать без контактной сети.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»