Школьная форма: за или против? Мнение психотерапевта
26 августа 2022 | 15:00| ИнтервьюСовсем скоро начинается новый учебный год. Уже вот-вот дети по всей России сменят яркие футболки на строгие костюмы мрачных оттенков. Мы задумались о психологическом аспекте внешнего вида ребёнка в учебном заведении и решили побеседовать с экспертом. Результат – в интервью корреспондента «Диалога» с Ольгой Баландовой, психотерапевтом, психиатром подростковым (сообщество ВКонтакте).
— Существует мнение, что основная функция школьной формы – «уравнять» учеников между собой, сгладить социальное неравенство. Как Вам кажется, сегодня это всё ещё актуально? Или что-то поменялось?
— Действительно, посыл в этом – про уравнивание всех детей, но на практике сталкиваюсь (я много посещаю школ в рамках работы, да и у самой две дочки-школьницы) с тем, что в каждой школе свои правила, требования к одежде – и связаны они часто просто с уставом школы.
— То есть просто потому, что «так надо», да?
— Просто потому, что в данной школе так принято. Допустим, мои дети учатся в лицее. В их форме одежды обязательно должен быть элемент бордового и чёрного цвета, всё это в рамках офисного стиля.
— Насколько это с психологической точки зрения важно? Помогает ли детям то, что они выглядят единообразно?
— Если говорить, например, про первоклассников – да, для деток важно, что они одеты определённым образом. Это часть принадлежности, процесса взросления: «Я ходил в детский сад, был малышом – а теперь хожу в школу, ношу форму, смотрю на других – они тоже выглядят так». В этом плане важный этап. С другой стороны, если взглянуть со стороны подростка, на этот счёт возникает много чувств, ведь в таком возрасте дети хотят выделиться и выразить себя.
— Довольно часто подростки выбирают визуальные способы самовыражения: красят волосы, делают пирсинг, девочки пробуют макияж. Понятно, что не в любой школе педагоги воспринимают это с энтузиазмом. Я знаю даже о конкретных случаях (однажды становилась свидетелем), когда учителя сами смывают с лиц девочек косметику. Как ребёнку вести себя в такой ситуации? Как способен помочь родитель?
— Одна из сторон в этом взаимодействии – ребёнок, вторая – родитель, третья – школа. В этих трёхсторонних отношениях важно выстроить грамотную коммуникацию. Я сама видела, что от учителей приходят сообщения с подобными замечаниями в общие родительские чаты. Родители тут же включаются в обсуждение с классным руководителем, а дальше важно суметь донести до ребёнка – «мы посещаем такое учреждение, там есть конкретные требования к внешнему виду, которые следует соблюдать».
Случай, о котором вы говорите, когда учитель умывает школьницу – проявление грубого непрофессионализма со стороны педагога. Важно учить ребёнка способам поведения в подобных ситуациях. Например, девочка может сказать, что смоет макияж сама, попросить на неё не кричать. И, конечно, очень важно держать родителей в курсе таких инцидентов.
— Можно поподробнее о том, какие слова родителю лучше выбрать для этой беседы?
— Часто ребёнок, дожив до подросткового возраста, за основу берёт то, как выглядит мама и другие близкие в окружении. Это может быть способом подросткового протеста – стремление не быть похожим на маму и выделиться. Тут мы приходим к отличному поводу для диалога, который поможет понять, есть ли доверие между родителем и ребёнком, ведь проблема может быть и гораздо глубже. Внешний вид всегда отражает внутреннее состояние. Я бы советовала родителям обращать внимание на то, как выглядят их дети в школе, давать поддержку и обратную связь, а также спросить у подростка, например: «В чём тебе хотелось бы выделиться другим способом?»
-Хочу поговорить как раз о таких способах. Как ребёнку выразить себя в школьном коллективе, не нарушая общепринятые правила?
— Мне приходит в голову сразу идея о том, что родитель может спросить у ребёнка, на кого он хочет быть похожим, уточнить, какие качества нравятся в том человеке, который служит ориентиром. Так, можно действовать через сравнение, подростки часто это делают. Это поможет выйти на внутренние ценности и узнать, чего ребёнку не хватает. По сути, это выход через зависть или раздражение – в них много энергии, поэтому можно «пойти туда».
— То есть, негативную эмоцию можно вывести в конструктив?
— Совершенно верно. Если родители не будут бояться и уходить в сторону при проявлении негативизма или протеста у подростков, то через негативную эмоцию можно выйти к ценностям и потребностям ребёнка.
— В некоторых школах для учителей тоже существуют обязательные общие элементы в одежде. Помогает ли это детям?
— Я думаю, что помогает. Конечно, они сравнивают свой внешний вид с образом учителя. Если есть единые элементы, то возникает общность, ощущение команды и понимание себя как её части.
— Довольно часто школьная форма требует мрачных оттенков – чёрный, серый, синий. Как это влияет на детей? Может, форма вызывала бы больше энтузиазма у детей, если бы она была не такая мрачная?
— Действительно, все оттенки школьной формы очень нейтральные. По опыту моих детей скажу, что их очень радует, когда в школе объявляют день свободной формы, когда они куда-то идут – на экскурсию или мероприятие – где можно одеться на свой вкус. Эти моменты связаны с большим энтузиазмом. Девочки обсуждают друг с другом, как пойти, что надеть похожее или одинаковое. Если бы это была более частая практика, пожалуй, детям было бы проще выражать себя, радости точно было бы больше.
— Вы сказали о том, что подружки любят договариваться и приходить в одинаковом. Как думаете, это про что? Какую потребность дети закрывают таким способом
— У детей и подростков потребность в принадлежности к группе является ведущей. Для тинейджеров очень важно общение со сверстниками, обратная связь от них. Им нужно знать, что их любят и ценят. И также они очень резко реагируют, когда друзья делают какие-то критические замечания. Поэтому для них прийти в чём-то одинаковом и подчеркнуть свою дружбу – очень важно.
— Первоклассник – вчерашний детсадовец – попадает в строгую иерархию школы. Как родителям эффективнее всего объяснить малышам на этом этапе, что нужна форма, теперь такие правила?
— Здесь важно начать с самого родителя. Выбор школы, класса, педагога в современности неслучаен. Прежде чем отдать ребёнка в школу, родитель заранее интересуется, что за школа. У самого родителя – гораздо раньше, чем у ребёнка – формируется представление о том, как в конкретном заведении надо выглядеть, какой дресс-код. Если у родителя в голове есть чёткая структура, то, думаю, он без трудностей объяснит. Можно сделать это на примерах – у кого как принято в семье – например, в игровой форме или с помощью рисования. Из этого можно сделать интересное приключение – например, пойти с ребёнком в банк и сказать: «Смотри, вот у работников есть форма одежды». Можно отправиться в медицинское учреждение, чтобы показать ребёнку, что в зависимости от контекста существует разная униформа. Вряд ли здесь будут особые трудности для родителя – каждый может сделать это на своём языке.
— Как думаете, насколько вообще обоснована идея значимости школьной формы в нашей стране?
— Я думаю, это больше связано с советским прошлым, когда было принято всем выглядеть и вести себя одинаково. Сейчас идея больше служит удобству школы и администрации, потому что при более чётких требованиях школе самой легче. К сожалению, классы сейчас переполнены, в них по 35-40 человек. Учителю сложно справиться с ними с точки зрения организации, а требования помогают упростить работу: педагог, который видит всех примерно в одинаковой форме, тратит меньше сил, чем в ситуации, когда все сидят в своей разноцветной одежде и самовыражаются так, как умеют.
— Что Вы хотели бы сказать всем родителям перед началом учебного года? Может быть, пожелаете что-то?
— Самое важное – чтобы родители помнили, что форма, внешний вид в школе – это всё детали и частности, а главное – эмоциональное состояние ребёнка и отношения с мамой и папой. Способы внешнего самовыражения не должны мешать построению близких и доверительных отношений.
Беседовала Софья Шашлова / ИА «Диалог»