Куда мы катимся? Как электросамокаты меняют закон и общество
18 мая 2022 | 17:51| транспортВ среду, 18 мая, в Санкт-Петербурге запустили специальный чат-бот для борьбы с нарушениями правил пользования электросамокатами. Чат-бот «Самокаты в СПб» будет принимать обращения жителей и гостей города по поводу ненормативного использования электросамокатов — чаще всего это опасная езда и парковка в неположенном месте. Редакция «Диалога» решила выяснить, какой закон регулирует езду на самокатах в России, и как с этой проблемой справляются в других странах.
Буквально вчера, 17 мая, произошёл очередной несчастный случай, в котором пешеход и «самокатчик» не смогли поделить дорогу. На Московской площади в Петербурге 26-летний мужчина на самокате сбил 57-летнюю женщину. К счастью, мужчина не покинул место происшествия и дождался медиков вместе с пострадавшей. Обошлось только ссадинами и ушибами, но кто знает, чем подобная история может закончиться в следующий раз.
Что говорится в законе?
В марте 2022 года Верховный суд России признал законным положение Правил дорожного движения, которое позволяет отнести электросамокаты к транспортным средствам. Теперь на водителей самокатов распространяются ПДД, они обязаны соблюдать их по закону. Также в МВД признали, что использование электросамокатов не в полной мере подконтрольно управляющему им лицу, поэтому они могут быть источниками повышенной опасности.
Кроме того, Министерство промышленности и торговли, мэрия Москвы и государственный научный центр «НАМИ» намерены добиться, чтобы все ввозимые в РФ «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) имели предустановленный производителем ограничитель скорости 25 км/ч. Планируется, что эти транспортные средства будут иметь функцию автоматического замедления в парках и систему спутникового слежения. Сейчас данные ограничения используют операторы кикшеринга, но теперь их распространят на индивидуальных пользователей.
Все это, конечно, хорошо. Только кто будет контролировать «самокатчиков» в пешеходных зонах? Ведь большинство несчастных случаев происходит там, где правила ПДД не работают. Как доказать, что человек неадекватно водит транспортное средство, способное забрать жизнь человека или животного?
Общественный контроль
На этот вопрос попробовали ответить власти Петербурга. В местах, где самокатчики не подчиняются правилам ПДД, контроль возложили на общественных «наблюдателей» — обычных граждан. Это мы про тот самый бот, который запустил Комитет по транспорту.
Инициатива по созданию чат-бота принадлежит Ассоциации операторов микромобильности. Найти бота можно в мессенджере Telegram по названию «Самокаты в СПб» или @Andminsamokatov_bot. Тем, кто предпочитает телефон другим видам связи, посоветовали обращаться на горячую линию с номером +7 (812) 240-75-85. Для регистрации жалобы нужно сообщить адрес, время и описать проблему. После этого информацию передадут оператору кикшеринга. Сервисы аренды самокатов смогут оштрафовать пользователя, допустившего нарушение.
Напомним, Комитет по транспорту подписал соглашения с крупнейшими кикшеринговыми компаниями. В них прописаны правила пользования электросамокатами, особенности их парковки и ограничения скорости движения по городу.
Опять же неясно, по какой системе будут штрафовать злоумышленников, и как проверить, дошла ли жалоба до пользователя. Радует только то, что такие системы вообще появляются, и проблеме уделяют нужное внимание хотя бы на региональном уровне.
А как там у них?
Во Франции в 2019 году электросамокаты и подобные им устройства отнесли к новому классу «личных моторизованных средств передвижения», а для водителей ввели следующие ограничения:
- Запретили ездить детям до восьми лет.
- Детей до 12 лет обязали надевать шлем во время поездки.
- Скорость ограничили до 25 км/ч. За превышение — штраф €1500.
- Водителям запретили возить пассажиров и ездить в наушниках. Также нельзя выезжать на тротуары, по ним можно вести самокаты только руками и рядом, иначе грозит штраф €135.
- На самокате должны быть гудок, передние и задние фары, а на водителе — светоотражающая одежда.
С июня 2019 года власти Германии официально разрешили ездить на электросамокатах вне тротуаров при условиях:
- Скорость не должна превышать 20 км/ч.
- Самокат нужно оборудовать передними и задними фарами, боковыми отражателями, тормозами и звонком (или другим сигнальным устройством).
- Максимальные габариты самоката: ширина, общая высота и длина — не более 70, 140 и 200 см соответственно. Масса без водителя — не более 55 кг.
Похожие ограничения приняли власти Испании. Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч. Водителям запретили выезжать на тротуары, перемещаться по междугородним дорогам, автомагистралям, объездным путям и городским тоннелям.
Электросамокаты в январе 2021 года в Испании официально признали транспортными средствами, водителей обязали соблюдать национальные законы дорожного движения. Также запретили использовать телефон на ходу или вести в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это грозит штраф в €200. Для управления самокатом с максимальной скоростью до 45 км/ч потребуются права категории AM, которые обычно оформляют для езды на мопеде. Получить их можно с 15 лет.
С октября 2018 года правительство Китая требует от владельцев электровелосипедов и самокатов пройти регистрацию в Дорожной полиции, чтобы получить номерной знак. Транспорт можно зарегистрировать, если соблюдены требования:
- Максимальная скорость велосипеда или самоката — 15 км/ч.
- Масса не должна превышать 55 кг.
- Транспорт использует литиевую батарею.
- Обладает мощностью в пределах 400 Вт и 48 В.
Также в мае 2020 года в Китае началась кампания «Один шлем, один ремень», в рамках которой правительство страны потребовало от водителей электросамокатов носить шлем во время поездок с 1 июня.
Екатерина Сайкина / ИА «Диалог»