В Эрмитаже на днях открылась выставка художественного стекла, названная «Glasstress. Окно в будущее» и организованная совместно с венецианской студией Беренго. Корреспонденты «Диалога» побывали на этой экспозиции – и делятся своими впечатлениями и воспоминаниями, которые она пробудила.
Хрустальная люстра, висевшая у нас в гостиной, казалась мне в детстве чем-то невероятно волшебным и сакральным (хотя я ещё и слова такого не ведал). Всегда хотелось оторвать одну из «стекляшек» и использовать её… как магический кристалл, что ли. Позднее эта люстра стала казаться пошлой и китчёвой (такого слова я тогда тоже не знал), а мама сказала, что с неё сложно вытирать пыль – и было принято решение от неё избавиться. Где она сейчас – я даже не знаю, а ведь могла бы быть в Эрмитаже. По крайней мере, впечатления от новой выставки «Glasstress. Окно в будущее» практически не уступают детским воспоминаниям о люстре, а это дорогого стоит.
На новой выставке люстр – произведений искусства – три. Три огромные, не похожие друг на друга люстры – не часть интерьера и не элемент дизайна, здесь это экспонаты. Выполнены они – как и всё, что можно увидеть тут – из муранского стекла. В этом и суть выставки – представить стекло как предмет искусства, как материал, пригодный не только для чего-то «декоративно-прикладного». Что касается люстр, то здесь они не из тысяч стеклянных кристаллов: присмотритесь! Одна из них, к примеру, представляет из себя десятки камер видеонаблюдения («Стеклянный Большой Брат», автор Сун Дун): работа словно напоминает нам о том, что мы всегда «под колпаком» и осуществлять контроль за людьми в наши дни так же просто, как включить свет в комнате. Инсталляция другого китайского художника Ай Вэйвэя называется «Чёрная люстра из муранского стекла». Работа не прозрачная, что понятно из названия, а состоит она из черепов, костей животных, внутренних органов и клешней крабов. Разумеется, стеклянных и, разумеется, чёрных. Выглядит очень «готично» – и фотогенично, а задумка художника – в том, что это произведение отражает ухудшения взаимоотношений человека и природы.
Вообще на тему экологии здесь много всего – например, «Это не трубка» Гэвина Терка (отсылка к Рене Магритту). Произведение выполнено в виде большой стеклянной выхлопной трубы – прозрачного и хрупкого загрязнителя воздуха. А еще тут можно найти работу Сезара, которой уже почти 30 лет, а она становится только актуальнее с каждым годом, потому что представляет из себя сплавленные бутылки из-под «Кока-Колы». Скульптура называется «Сжатие» – и, как нетрудно догадаться, посвящена бесконечному потреблению и загрязнению окружающей среды. Ещё одна исполинская люстра принадлежит руке (уму и душе) художницы Жуаны Вашконселуш. «Вавилон» современной португальской художницы с невероятно сложно произносимой фамилией – аллюзия на Вавилонскую башню и висячие сады. Работа выглядит как огромный живой организм и встречает посетителей в самом начале экспозиции.
Из именитых мастеров на выставке «засветились» Ян Фабр, который не так давно со скандалом выставлялся в Эрмитаже, Эмилия и Илья Кабаковы, работы которых входят в постоянную экспозицию Главного Штаба и другие художники, которые сотрудничали с музеем раньше (скажем, братья Чепмены). Куратор Выставки Дмитрий Озерков поясняет, что одна из целей выставки – «вернуть стекло в сферу большого искусства»… и благодаря таким громким именам, как Фабр, сделать это, безусловно, удаётся. Но заслуживают внимания тут даже самые «незаметные» произведения – например, «Работа N3» Фионы Бэннер. Художница создала из стекла строительные леса, тем самым сделав экспонатом то, что обычно является неприметной границей творческого и мирского.
Интересного на выставке много – 51 художник и около 60 работ. Работы разные и по форме, и по содержанию («у кого что болит»), общий же у них – только материал: муранское стекло, невероятно красивое и хрупкое, а местами – волшебное, как воспоминания о детстве.
Роман Деренский / ИА «Диалог»