Эндрю Уорхола, он же Энди Уорхол, бесспорно, один из самых известных и коммерчески успешных художников прошлого века, да и одна из самых известных его личностей в целом. Художник, дизайнер, режиссер, издатель журналов, фотограф или просто «Король Поп-Арта» отмечает свой день рождения 6 августа – и, несмотря на то, что гений умер больше 30 лет назад, пространство «Севкабель Порт» по этому случаю устраивает грандиозную костюмированную вечеринку. Это неудивительно, ведь даже после смерти Уорхола он продолжал появляться на самых крутых тусовках Нью-Йорка. Как так вышло и как превратить в вечеринку не только свою жизнь, но и смерть – в материале ИА «Диалог».
«Севкабель Порт», разумеется, устраивает празднование в честь дня рождения художника не просто так: в крупнейшем его пространстве «Цех» с конца июня по конец сентября проходит масштабная выставка Энди, на которой оригинальные работы автора вступают в диалог с работами современных российских художников. Экспозиция огромная – целых 1500 квадратных метров – и поделена она на девять блоков. Мы же предлагаем рассмотреть жизнь великого художника, как жизнь кота, с девяти разных сторон, соответствующих этим весьма условным границам.
Тусовка – синоним жизни Энди. Это наше общее представление об Энди Уорхоле и первые ассоциации с ним – полароид, «Фабрика» – его мастерская, выкрашенная в серебряный цвет – а также выпуски журнала «Interview», основателем которого был Энди. Все это представлено в первом зале, здесь же – обложки альбомов, созданные им для известных музыкантов того (и нашего) времени. Например, культовая пластинка «Sticky Fingers» The Rolling Stones: скандальный «конверт» полностью соответствует дерзкому характеру группы, и в историю она вошла не только благодаря музыкальному содержанию, но и благодаря визуальной составляющей. Пластинка, к слову, изначально предполагалась с интерактивной составляющей – на ней можно было расстегнуть молнию и увидеть нижнее бельё… правда, молния царапала винил, и от идеи отказались. А вот в то, что на обложке изображён не Мик Джаггер, люди верить отказывались – хотя, скорее всего, для Уорхола позировал один из его друзей/моделей/любовников: кто-то из тех, кто тусовался на «Фабрике».
А здесь мы рассмотрим тему котиков более подробно. Дело в том, что одним из первых проектов Энди стала серия иллюстраций для детской книги «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошечка». Это был период, когда к художнику в Нью-Йорк приехала мать Джулия, которую он обожал, а вместе они обожали котов, которых в доме художника было много. Уже тогда Уорхол задумался об идее тиражирования искусства, смотря на то, как его иллюстрации копировались бесконечное количество раз.
Работая иллюстратором, редактором и дизайнером – и зарабатывая хорошие деньги – Энди задумывается над концепцией личного бренда. Сейчас это у всех на слуху и невероятно актуально, но в середине прошлого века Уорхол стал одним из первых художников, который сам сделал из себя «торговую марку». По кусочкам собирая свой образ странного, высокомерного, отрешённого от всего и загадочного художника, Энди удалось сделать эту маску узнаваемой, а имидж – вошедшим в историю. Гид по выставке Дарья Гилёва рассказывает, что Уорхол настолько любил играть с внешностью, что мог отправлять на вечеринки своих двойников – и при этом сам на них присутствовать. Даже после смерти художника в клубах Нью-Йорка можно было встретить поддельного Энди Уорхола… но, в конце концов, «Поп-арт» именно об этом, а личность Энди вписана в историю, в том числе, и подобными действиями. До сих пор с его образом заигрывают художники по всему миру – что отлично отражено на выставке.
Начав с изображения котиков, Энди никогда не прекращал рисовать животных. Из работ, связанных с этим, наиболее популярной стоит считать серию «Вымирающие виды». Работая над ней, художник выбрал 10 животных со всего мира – от амурского тигра до чёрного носорога – и изобразил их в свойственной ему манере. На выставке можно увидеть как раз того самого тигра в большом формате (и всех остальных животных тоже), а заодно – и популярные уорхоловские «Цветы». В этом зале в диалог с работами Энди Уорхола вступают работы русских художников, поднимающие тему эксплуатации животных, экологии и потребления. Можно тут увидеть работу популярных ребят из проекта Recycle Group.
Энди Уорхол никогда не скрывал, что он художник коммерческий. Он как-то сказал: «Я хочу быть Бизнесменом Искусства, или Бизнес-Художником. Успех в бизнесе – самый притягательный вид искусства». Звучит как девиз капитализма! Родившийся в небогатой семье, в промышленном районе Питтсбурга, Энди всегда хотел разбогатеть: не просто быть финансово независимым или много зарабатывать, а именно стать богатым… и знаменитым. Изображать деньги он стал уже в 1960-х годах, а одной из самых знаменитых его «денежных» работ являются двухдолларовые купюры, на которых он поставил свою подпись. Тем самым он задал вопрос: «Сколько стоит искусство?» Два доллара? А сколько стоят эти 2 доллара? Пара баксов – это искусство. Искусство – это часть поп-культуры и культуры потребления.
С деньгами тесно связан шопинг: слово, пришедшее в русский лексикон не так давно – и на уровне лингвистики, и на уровне смысла. В послевоенной Америке же шопинг, реклама и культура потребления в целом развивались стремительно. Это было связано с экономическим бумом – и пока Европа не могла оправиться после войны, Америка рвалась вперёд. Это, кстати, и объясняет появление Поп-арта именно там, а не где-либо ещё: создавая свои знаменитые полотна с изображением супа «Campbell’s», Уорхол тоже в определенном смысле совершает революцию, возводя низменный, дешёвый, массовый продукт в ранг искусства, при этом ещё и тиражируя его.
Пожалуй, важнейший аспект в жизни Уорхола: он родился и жил для того, чтобы стать знаменитым. В этой части экспозиции выставлены самые-самые хрестоматийные работы художника – портреты Мэрилин Монро, Мао Цзэдуна и «Лиз» – Элизабет Тейлор. Поп-арт как он есть! Это самый популярный фон для фотографий на выставке, но из менее «попсовых» работ здесь стоит обратить внимание на серию «Десять портретов евреев XX века». Тут Уорхол изобразил популярных личностей еврейского происхождения – от Франца Кафки до Сары Бернар… но для художника этот проект всё равно был не про национальность, а про то, что именно эти люди добились настоящей славы.
С латыни это переводится, как «помни о смерти». Если глубоко проанализировать работы Энди Уорхола, то можно понять – он всегда думал о смерти, и она, а не слава – главный мотив его творчества. Мэрилин он начал рисовать после ее кончины, Лиз Тейлор – когда та заболела, животных – когда они находились на грани исчезновения. А после того, как радикальная феминистка Валери Соланас трижды выстрелила в живот Энди, и тот перенёс клиническую смерть и тяжёлую операцию, к теме смерти в своих работах он стал обращаться чаще. Теперь в его произведениях стали появляться электрические стулья, аварии, извержения вулканов и ядерные взрывы. Сам же Уорхол говорил: «Всё, что я делаю, так или иначе связано со смертью».
Завершает экспозицию одна из самых ранних работ Уорхола «Золотая книга». Это альбом с рисунками художника, развернутый перед нами… и показывающий нам другого Энди: наивного, изысканного и легкого. Среди этих рисунков можно увидеть изящные цветы, тонко нарисованные обнажённые тела, портрет молодого Джеймса Дина – актёра, погибшего в автокатастрофе в 24 года. И вроде бы все темы характерны для Уорхола – эротика, слава и смерть – но в этих работах он раскрывается иначе.
Выставка рассказывает о нём с разных сторон – хотя многогранность Энди Уорхола не имеет пределов, ведь он, как настоящий мастер, сам оттачивал каждую грань. Убедиться в этом можно вплоть до 19 сентября на Кожевенной линии, 40.
Роман Деренский / ИА «Диалог»