Новогодние каникулы в самом разгаре: суровые трудовые будни ещё далеко и можно вдоволь объедаться салатами на диване, смотреть рождественские фильмы и гулять по нарядным улицам Северной столицы. Несмотря на отмену массовых мероприятий и ограничения, жителей Петербурга не стали совсем лишать праздничной атмосферы: город украсили даже масштабнее, чем в 2019 году. О том, как выглядят и где находятся новые декорации этого сезона, сколько районы потратили на «прихорашивания» к Новому году и Рождеству и что произойдёт с праздничными инсталляциями после окончания длинных выходных — в материале «Диалога».
Украшение города к праздникам велось почти два месяца: с 9 ноября по 25 декабря. Такой долгий срок нужен был специалистам, чтобы разместить на улицах Петербурга — по 180 адресам во всех 18 районах — почти четыре тысячи декоративных элементов.
Прежде всего праздничное убранство появилось в локациях, которые наряжают из года в год: на известных городских набережных, крупных мостах и туристических площадях. Традиционно оформили и главные магистрали Северной столицы: Невский и Московский проспекты, а также Пулковское шоссе. Не забыли и об отдалённых районах: например, снова украсили Шушары и Парнас. Напомним, их стали декорировать к Новому году лишь в прошлом сезоне.
По данным руководителя городского центра рекламы Андрея Чистякова, в ноябре-декабре 2020 специалистам удалось не только реализовать всю прошлогоднюю программу по подготовке города к праздникам, но и представить 15 новых рождественских объектов.
Самый главный из них — Дворцовая площадь, где в окружении 25 небольших ёлочек стоит живая ель высотой в 25 метров, украшенная игрушками в ретро-стиле 50-х и 60-х годов. На оформление этой локации, согласно сайту госзакупок, Смольный потратил почти 13 млн рублей: десять — на деревья и их установку; ещё три — на ёлочные игрушки и гирлянды. Как проходило зажжение вечнозелёной красавицы — смотрите по ссылке.
Ещё одной изюминкой этого сезона городские власти называют новое оформление Дворцового моста: там, на высоте 12 метров и площади в 6,5 тысяч квадратных метров, появилась подсветка с эффектом северного сияния. Всего в ней — 300 светодиодных элементов, которыми удалённо управляют через специально разработанную систему. Как отметили в пресс-службе Смольного, подобный проект организовали в России впервые, а городскому бюджету оформление моста обошлось почти в 12,5 млн рублей.
Впервые новогоднюю подсветку получили Тройной и 2-ой Садовый мосты. На световые композиции для них (без учёта стоимости установки) власти Петербурга выделили чуть больше 3 млн рублей.
Также в городе разместили несколько новых декоративных объектов со светодиодами. Так, на площади Растрелли установили «Часы Ангела». На них из бюджета ушло почти 10 млн рублей.
Ещё один элемент иллюминации — «Ангела» — оборудовали в сквере у Никольского собора. Он дополнил комплексное оформление зоны Семимостья.
А на пересечении Воскресенской набережной и Потёмкинской улицы появилась световая композиция «Ёлочки».
Среди других новшеств этого сезона — гирлянды на деревьях вдоль Садовой улицы и набережной реки Мойки, искусственная 14-метровая ель напротив станции метро «Кировский завод», а также световые проекции на Конюшенной площади, Стрелке Васильевского острова и Казанском соборе. Кроме того, впервые украсили Гражданский и Приморский проспекты, проспект Мориса Тореза и набережную Чёрной речки.
Всего же на убранство в 2020 году город, по данным пресс-службы комитета по печати, выделил около 182 млн рублей — на четверть меньше прошлогоднего бюджета. И основные статьи расходов в этой сумме — отнюдь не закупка свежего оборудования: по словам замдиректора Городского центра рекламы и праздничного оформления Николая Попченкова, в Петербурге уже несколько лет подряд используют принцип ротации праздничных украшений.
Это значит, что приобретённые некогда декорации не списывают сразу же после праздничных дней — раз в два-четыре года их просто перемещают в другие локации Северной столицы. Принимая решение о подобных «переездах», специалисты ориентируются, прежде всего, на отзывы местных жителей: если многие пишут, что уже устали от одних и тех же украшений на своей любимой улице, в Городском центре рекламы и праздничного оформления понимают — пора что-то менять. Так, например, в 2019 году традиционный декор Московского проспекта «мигрировал» на Пискарёвский проспект, а часть старого новогоднего Невского проспекта петербуржцы могли видеть на Большом проспекте Васильевского острова.
Так что ежегодно город лишь докупает композиции для новых локаций, а также заменяет оборудование, вышедшее из строя. Бо́льшая же часть выделенных на оформление средств уходит на услуги по монтажу и демонтажу объектов: например, на сборку искусственных ёлок (их в этом году 61), подключение к сетям наружного освещения, оплату труда электриков и работу спецтехники.
Администрации районов тоже направляют часть своих бюджетов на новогоднее оформление — они по своему усмотрению закупают дополнительные элементы для тех локаций, которые не вошли в программу Городского центра рекламы. И стоит отметить, что в этом сезоне затраты районных управ сильно разнились. Так, лидером по количеству потраченных денег стал Центральный район — на его оформление, по данным единой информационной системы в сфере закупок, администрация выделила 17,5 млн рублей.
А вот самым экономным оказался Кронштадтский район — там потратили на новогодние декорации всего 104,9 тысячи рублей. Правда, украшения закупили только для того, чтобы украсить здание районной администрации. Однако со своей стороны — на радость жителям — Городской центр рекламы и праздничного оформления направил ещё 1,2 млн рублей на подготовку к праздникам парка «Патриот» в Кронштадте.
Все праздничные украшения пробудут на улицах города как минимум до 15 января. Затем Городской центр рекламы традиционно должен будет начать демонтаж декораций по тем адресам, где планируют разместить новое оформление к 27 числу — Дню снятия блокады Ленинграда. В целом же процесс демонтажа продлится примерно до середины февраля. За это время украшения переедут с мостов, проспектов и площадей на склады Городского центра рекламы, где хранится оборудование для всех праздников. Там-то новогодние декорации и будут ждать своего очередного выхода в свет в ноябре 2021 года.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»