93.3$ 99.4€
1.55 °С

Отсутствие рекламы, интерактив и съёмки на телефон: что такое веб-сериалы и чем они отличаются от аналогов на ТВ

11 ноября 2020 | 12:00| Досуг

Чтобы посмотреть эпизод любимого сериала, уже давно не нужно иметь дома телевизор, прибегать к экрану в чётко назначенное время и не отрываясь следить за происходящим целый час. Теперь в сериальной индустрии правят бал многосерийные веб-фильмы, которые можно посмотреть за 10 минут и в какой угодно обстановке: в лифте, метро или даже во время прыжка с парашютом. Главное — иметь под рукой гаджет с доступом в Интернет. «Диалог» разобрался, чем веб-сериалы отличаются от их телевизионных собратьев, в чём особенность производства подобных продуктов и почему в них вряд ли получится встретить Данилу Козловского.

Поле экспериментов

Веб-сериалом принято считать любой сериал, который снят исключительно для показа в Сети. Интернет-площадка, где транслируется подобный продукт, при этом не важна: лента может выйти на видеоплатформах вроде YouTube и Vimeo, на сервисах онлайн-кинотеатров типа Netflix и Amazon или в соцсетях — например, в Instagram или TikTok.

Фактически формат веб-сериалов насчитывает уже не один десяток лет: первый подобный продукт — «Убийство: вторая смена» — ещё в 1995 году снял американский продюсер Скотт Закарин. В России же интенсивное производство началось лишь в последние годы. Несмотря на это, формат активно и успешно развивается: в стране даже появился собственный фестиваль веб-сериалов — Realist Web Fest, а российские многосерийные веб-фильмы уже вышли на зарубежный рынок. К примеру, в начале сентября Netflix приобрёл отечественный сериал «Эпидемия» о смертельном вирусе. Видеосервис пообещал перевести картину на 12 языков и транслировать для зрителей со всего мира. 

По словам петербургского режиссёра Георгия Поротова, формат веб-сериалов для режиссёров — отличная возможность поэкспериментировать с любыми составляющими ленты: формой, содержанием, жанром и многим другим. Всё потому, что в этой нише ещё не появилось никаких жёстких требований к конечному продукту.

Чертоги разума: почему вместо важного мозг запоминает строчки глупых песен? Отвечает психолог

Большую свободу творцам предоставляют и онлайн-платформы, на которых показывают многосерийные фильмы. Георгий Поротов отмечает: там пока нет запрещённых тем, а авторам не нужно подстраиваться под сетку вещания и соответствовать общей стилистике телевизионных передач.

«Например, если на ТВ думают, что документальное кино — это только расследования про Батурину (Елена Батурина, российский предприниматель и меценат — ИА «Диалог») и про то, сколько денег она украла, то на платформах типа Netflix доступно действительно качественное документальное кино, которое смотрится даже интереснее, чем игровое», —  говорит специалист.

Длительность серий в веб-сериале авторы также выбирают на свой вкус. Эпизод может идти всего одну минуту (такую подачу в 2019 году выбрали, к примеру, для российского сериала о подростках Youngzterz) или целых 40, как в «Эпидемии». 

«Количество серий в одном сезоне тоже может быть разным. В индустрии сериалов сейчас в целом идёт поиск оптимального соотношения по количеству сезонов и серий в нём. Если раньше выходил сериал «Друзья» на десять сезонов по 24 серии и люди смотрели и радовались, то сейчас ты открываешь, допустим, Breaking Bad, где уже только пять сезонов по 7-16 серий, и думаешь: «Почему так много? Ну, нет. Я даже первую смотреть не буду». Поэтому продюсеры пытаются найти золотую формулу того, как много сезонов и серий в них делать для современного зрителя», — рассказывает режиссёр Георгий Поротов. 

В Петербурге два года работает университетская программа по киберспорту. Чему там учат и что ждёт студентов?

При этом, как отмечает специалист, с точки зрения драматургии и технологии производства веб-сериалы ничем не отличаются от традиционных: собирается съёмочная группа, пишется сценарий, проходят съёмки, монтаж и творение выпускают в свет. Техника тоже стандартная — микрофоны, осветительные приборы, штативы и камеры. Последние, кстати, с лёгкостью может заменить мобильный телефон, особенно если автор решит сделать вертикальный сериал — специально для просмотра на смартфонах.

Затраты же на производство многосерийных веб-фильмов сильно разнятся. Одни картины могут стоить гораздо меньше, чем полный метр, хотя бы потому, что в них редко используют батальные сцены (они плохо подходят для просмотра на телефоне). На другие веб-сериалы тратят суммы, сопоставимые с расходами на большое кино. 

Так, четыре серии ленты «Это я» о художнице Кате, которая после института ищет работу, любовь и своё место в жизни, авторы в 2017 году сняли всего за 45 тысяч рублей. А вот каждый эпизод прошлогоднего триллера «Девушка с плеером» — о том, как россиянка Ника ищет в Лондоне свою пропавшую сестру — обходился производителям почти в 2 миллиона рублей. 

Смотреть онлайн без рекламы и Данилы Козловского

Кардинальным отличием веб-сериалов от их аналогов на ТВ Георгий Поротов называет отсутствие раздражающей и вездесущей рекламы. 

«Однажды я как режиссёр, чтобы набраться опыта, пришёл работать к знакомому в петербургскую студию, которая делает сериалы «про ментов» для телевидения. Пришёл с настроем на то, чтобы делать кино. А мой знакомый посмотрел на меня и спросил: «Слушай старик, ты же знаешь, чем мы тут занимаемся? Мы снимаем межрекламные затычки». Грубо говоря, чтобы какой-то домохозяйке продать прокладки, майонез и стиральный порошок, собирают группу, пишут сценарий про ментов, подбирают актёров и так далее. То есть главная цель сериалов, снятых для показа на ТВ, — интеграция в них рекламы. Снятой диким способом, безвкусной и безыдейной рекламы. А поскольку реклама на телевидении сейчас в цене сильно падает, она — как нефть всю нашу экономику — тянет за собой и качество телевизионного сериала. Веб-сериалы же делаются без такой внутренней рекламы», — объясняет Георгий Поротов.

Кроме того, в подобные проекты, по словам специалиста, не боятся брать свежих и талантливых актёров. Всё потому, что на онлайн-платформах веб-сериалы постоянно доступны для покупки, в отличие от большого кино, которое держится в прокате всего пять недель.

«В киноиндустрии считается, что в 70% случаев решение о том, на какой фильм пойти, принимает девушка. И чтобы кино продалось, режиссёры ориентируются на девушек. Например, для этого в фильм «Викинг» на главную роль берётся Данила Козловский. Ведь когда девушка видит в прокате это кино, у неё не возникает в голове мыслей о том, какой к чёрту из Козловского викинг. Она, скорее, думает пойти и посмотреть на него как на мужчину, край — на хоккеиста. А на веб-сериал можно спокойно взять другого актёра: тут никто не идёт ва-банк из-за того, что впереди будет пять недель проката, конкуренция с другими фильмами и в этих условиях нужно как-то отбить бюджеты», — рассказывает Георгий Поротов.

Он добавляет: в России всего около 5 тысяч киноэкранов на 144 млн человек, при этом в каких-то городах кинотеатров попросту нет. Зато почти у каждого жителя страны имеется смартфон или компьютер. А потому режиссёрам выгоднее делать веб-сериалы — больше шанс, что их увидит отечественный зритель.

Недетские сказки: как появились и стали популярны мультфильмы для взрослых

Ещё одна отличительная черта такого формата многосерийных фильмов — возможность добавить интерактив: например, предложить зрителю самостоятельно выбирать сюжетные повороты. Георгий Поротов отмечает, что при этом увеличивается время производства веб-сериала, ведь все поворотные точки и альтернативные сюжетные линии нужно снимать дополнительно. Так, для интерактивного спецэпизода «Брандашмыг» в сериале «Чёрное зеркало» авторам в общей сумме пришлось отснять материал более чем на 5 часов. Хотя для обыкновенного зрителя эта картина в среднем — в зависимости от того, какой вариант развития событий он выберет — длится 40 минут.

Также в интерактивные веб-сериалы могут добавлять тесты, логические задачи и головоломки. Такие элементы используют, к примеру, в фильме 2020 года «Найден_жив» о поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт». Задача зрителя здесь — правильно проходить задания и помочь героям фильма отыскать потерявшегося в лесу мальчика Колю. 

По мнению Георгия Поротова, у веб-сериалов перспективное будущее. Специалист считает, что вскоре подобные продукты займут большую нишу в индустрии кинематографа, но при этом не вытеснят телевизионные сериалы и большое кино насовсем. 

«Формат веб-сериалов нам продиктовала возможность творить для экранов любой точки мира. Если бы мы все до сих пор ходили с телефонами Nokia 3310, тогда бы этой возможности не было. Но поскольку у всех сейчас айфоны, айпады, 4G — создавать и распространять веб-сериалы легко. Я думаю, что в будущем львиная доля рынка будет занята веб-сериалами, но всё же останется ниша элитных режиссёров, которые будут снимать кино именно для большого экрана. И мы все будем понимать, почему должны посмотреть их фильмы в кинотеатре, даже если билет на них будет стоить 3 тысячи рублей», — заключает специалист.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!