Санкт-Петербург – это сплошной музей под открытым небом: памятники, фонтаны, исторические здания… К стрит-арту можно относиться по-разному, но, так или иначе, он тоже стал неотъемлемой частью «вечной выставки» города. Что только не попадается местным жителям и туристам во время прогулки: репродукции известных картин, несуразные лошади, глиняные фигурки врачей и даже всем известные портреты знаменитостей.
Однако если любовь, согласно поговорке, живёт три года, то петербургский стрит-арт зачастую не выдерживает и трёх недель. Коммунальщики почти сразу закрашивают граффити, но уличных творцов это, разумеется, не останавливает. «Диалог» прогулялся по разным районам города и нашёл интересные экземпляры «нового» искусства.
«Красное сухое»
Ноябрь, начало холодов. Идёшь по Большому проспекту Петроградской стороны и на стене дома №94 видишь бутылку красного сухого, которая норовит нарушить все законы физики, и полупустой бокал.
Уже не в первый раз жители Петербурга замечают в разных уголках города одинаковые рисунки, которые всегда сопровождаются подписью «1970». Автора необычных граффити зовут Владимир, он занимается татуировкой в стиле хэндпоук (способ нанесения татуировки без специального оборудования с помощью палочки или иглы – ИА «Диалог»). Эскизы для клиентов часто напоминают его знаменитый рисунок, поэтому в портфолио татуировщика можно найти массу идентичных работ – так запала в сердце петербуржцев картина с бутылкой вина и бокалом.
Идеи и посыла в изображениях нет. Владимир в своём Instagram-аккаунте объяснил это тем, что желание нарисовать появляется спонтанно, а там уже нет дела до смыслов.
«Мама, почему у лошадки такие длинные ноги?»
Как говорят местные жители, Васильевский – это остров чудес: каких только персонажей здесь не встретишь. Но, пожалуй, самые обсуждаемые герои на данный момент – граффити лошадей с длинными ногами и огромными глазами. Кто-то из петербуржцев ещё называет их осликами, а кто-то – просто непонятными существами.
Креативный сварщик: «Для меня шаровые опоры – глаза скульптур, а для остальных – просто железяки»
Они разбросаны по всему Васильевскому острову и дают повод местным жителям лишний раз прогуляться по дворам в поисках необычных животных. Художник рисует их не только на стенах, но и на дорогах. Коммунальщики постоянно закрашивают лошадей, но автор не отчаивается и старается всегда восстанавливать свои работы. Раскрывать историю такого граффити художник не спешит, лишь ведёт аккаунт в Instagram, куда выкладывает фотографии разноцветных животных.
«Коронавирусный арт»
Коронавирус стал не только проблемой для людей, но и поводом творить. Первые маленькие глиняные врачи были замечены на улицах Северной столицы в мае этого года. Петербуржцы и раньше находили подобные фигурки на зданиях города, но их автора с никнеймом vandalizy прославил, пожалуй, именно рельефный стрит-арт-проект «Защити врачей».
«В России искусство – это хобби»: лайфхаки от современных петербургских художников начинающим
Доктора эти необычные – они являются своеобразным призывом о поддержке медиков, которые в «ковидные» времена работают не покладая рук. При помощи хэштега #защитиврачей люди, жаждущие помочь докторам, могут найти фонды, которые занимаются сбором средств для врачей, и пожертвовать туда деньги.
Одна из подобных фигурок была замечена корреспондентом «Диалога» на Литейном проспекте, 59. Однако, увы, сейчас на фасаде здания её уже нет.
«Картинная галерея»
Ульяна Полоз — графический дизайнер. С 2017 года она облицовывает фасады домов репродукциями картин знаменитых художников. Проект девушки называется «Outingsprojectspb». С его помощью Ульяна Полоз даёт людям возможность посмотреть на полотна, которые находятся в хранилищах музеев по всему миру и недоступны широкому зрителю.
Ульяна никогда не клеит репродукции на стены исторических зданий или дома со свежей отделкой — только на полуразрушенные, которые явно нуждаются в капитальном ремонте. К сожалению, работы девушки, как и другой стрит-арт, не живут вечно. Её самые первые и знаменитые «картины» — «Поцелуй» Франческо Айеца (Стремянная ул., 20) и «Пылающий июнь» Фредерика Лейтона (ул. Некрасова, 14) — давно закрашены, да и новые работы Ульяны буквально на следующий день после их появления пропадают навсегда. Единственной сохранившейся репродукцией остаётся «Задумчивость» Джона Эверетта Милле. Из-за расположения (арт-объект находится на барной улице Петербурга — Жуковского, 13) работа уже значительно пострадала, но её, что удивительно, всё же не постигла судьба большинства других «картин».
Подготовила Елизавета Кудряшова / ИА «Диалог»