Site icon ИА «Диалог»

Дорога, машина, криминальный авторитет: что такое спортивный автостоп

Когда слышишь слово «автостоп», сразу представляется что-то из Джека Керуака – бродяги-хиппи, музыкальные фестивали и вольная жизнь без работы и дома. Но на дворе давно не семидесятые, и сегодня ловить попутку можно не только из желания сэкономить, но и из настоящего спортивного интереса. Что толкает людей на такой специфический спорт и как поучаствовать в гонке, разбирался «Диалог».

От развлечения – к спорту

Сам по себе автостоп работает предельно просто – наверняка каждый хоть раз видел на обочине голосующего с поднятым вверх большим пальцем. Это и есть автостопщик, который с согласия водителя бесплатно едет на проезжающем мимо транспорте. Причём не обязательно на машине: автостопить можно хоть на самолёте или катере, если подвернётся такая возможность.

В России с лёгкой руки западных хиппи и битников автостоп появился в 1960-х. Удивительно, но советская власть не только не осудила, но даже закрепила новый способ передвижения на законодательном уровне. Да-да, на автостоп тоже выдавались талоны, которые пассажир должен был заполнить и предъявить водителю. В какой-то степени это уже было своего рода попыткой превратить автостоп в вид спорта – правда, соревновались не сами путешественники, а подвозившие их водители. За свою доброту они могли выиграть телевизор, мотороллер, пылесос или домашнюю мебель.

Правда, раздолье для путешественников было недолгим: уже в 1970-х поддержка автостопа прекратилась, и он занял привычную для современных россиян неформальную нишу. А в 1978 году превратился в настоящий спорт: в России прошла первая гонка по маршруту Ленинград-Нарва.

Спустя 40 лет на постсоветском пространстве действуют несколько организаций спортивного автостопа. Петербуржцам, которые хотят экстрима, повезло больше всех: три из этих клубов находятся в городе на Неве. Итак, вы готовы поучаствовать в гонке – что надо делать?

Правила игры

Как и в любой гонке, ваша цель – добраться до финиша быстрее соперников. Если вы думаете, что автостоп – это просто стоять на дороге с вытянутой рукой, спешим вас разубедить. Как и в других видах спорта, здесь важно знать свои нюансы: как правильно составлять маршрут, выбирать место для голосования и даже ловить машину. Именно поэтому в течение года клубы проводят курсы лекций для новичков, которые включают и учебные гонки.

«Соревнования по спортивному автостопу похожи на соревнования по ориентированию: есть набор контрольных точек, которые надо объехать в определённой последовательности, перемещаясь на попутном транспорте или пешком. Команда, посетившая все контрольные точки и первой прибывшая на финиш, считается победителем», – рассказывает Николай Дубровский, генеральный арбитр Клуба спортивного автостопа (КСА) в Санкт-Петербурге.

Поехать в одиночку или с большой компанией друзей вы вряд ли сможете: как правило, экипаж включает двух человек. Если вы один и едете в первый раз, не волнуйтесь – партнёры подбираются на роли «ведущего» и «ведомого». Как и в других экстремальных видах спорта вроде туризма, здесь важна дисциплина: за экипаж отвечает опытный ведущий, который передаёт знания новичку и следит за выполнением правил. Например, в некоторых гонках бывает время «обязательного отдыха», в течение которого экипажу запрещено передвигаться по маршруту. Хотя за правилами пытаются следить – команда фотографируется на контрольных точках, зачастую записывает время и место посадки и высадки – во многом гонка рассчитана на честность самих участников.

Кураж и адреналин

Мотивация для прихода в спортивный автостоп у всех разная, но мало кто попадает в клубы совсем «с нуля». Как правило, гонщиками становятся люди, которые уже ездили автостопом раньше. Так, петербуржец Дмитрий Иванов пришёл в спортивный автостоп уже 16 лет назад – хотелось путешествовать, но не было финансовой возможности.

«Решил, что осуществить желаемое поможет автостоп. Попробовал, получилось не очень, каждую машину приходилось ловить часами. Узнал, что один знакомый участвует в соревнованиях автостопом. И вот – буквально пара гонок, и ездить автостопом стало не страшно, я отправился в своё первое большое путешествие – в Магадан», – рассказывает Дмитрий.

Потом были гонки и по другим странам: Грузия, Армения, Азербайджан, Иран… Дмитрий признаётся: если ваша цель – путешествия, лучше выбирать долгие поездки, тогда как короткие гонки подойдут для любителей адреналина.

«Гонки тоже дарили незабываемые моменты – например, после двух дней соревнований приходится бежать на финиш, чтобы опередить соперников буквально на секунды. Приятно, когда попадается азартный водитель, и в одну легковушку набивается целых три экипажа – шесть человек! А бывают и просто очень интересные водители: однажды меня подвозил человек, который работает на запуске ракет с космодрома», – вспоминает Дмитрий.

Возможность не только попутешествовать, но и благодаря попутчикам ближе узнать культуру разных стран – тоже распространённая причина, которая привлекает людей в этом виде спорта. Так считает участница КСА Анастасия Мальцева, которая сначала подвозила автостопщиков в Новой Зеландии, а затем решила сама встать по ту сторону баррикад.

«О спортивном автостопе я узнала от друзей – это были совершенно фантастические рассказы о путешествиях по разным странам практически без денег. Они звучали авантюрой, абсолютно нереальной и пугающей. Так спортивный автостоп проходил мимо меня несколько лет, а потом друг рассказал про гонку в Грузии, и понеслось: первая проверочная гонка на выходных зимой, кураж и адреналин, бесконечные разговоры и ощущение пьянящей свободы – из любой точки в любом месте ты можешь уехать, были бы машины!» – считает Анастасия.

Гонка продлилась четыре дня – старт и финиш в Тбилиси, контрольные точки – по всей Грузии. Больше всего путешественников поразило радушие гостеприимных и общительных грузин – и, конечно, природа и архитектура.

Поэт-путешественник с диагнозом ДЦП: «За пределами зоны комфорта случаются чудеса»

«Запомнился забавный момент с предпоследним КП возле крепости Раббат. Мы приехали уже поздно вечером, темно, торопимся финишировать. Делаем отметку и тут же уезжаем, а водитель интересуется, понравилась ли нам крепость. Мы неловко пожимаем плечами и признаёмся, что в крепости не были – гонка. А он в ответ усмехается и дарит нам пару книжек о ней – выясняется, что он директор этой крепости! Стоит ли говорить, что после гонки мы туда вернулись и осмотрели её – крепость очень впечатляет», – рассказывает Анастасия.

Дожди и криминал

Не секрет, что автостоп – спорт достаточно экстремальный. Опасностей может подстерегать много, начиная от погодных условий и заканчивая неадекватными водителями. Поэтому, например, в КСА в Санкт-Петербурге одним из пары в экипаже обязательно должен быть мужчина.

«Как-то раз нас подвозил какой-то бывший криминальный авторитет. У него была очень богатая машина, на заднем сидении лежала бита, а интернет по запросу его имени выдал ОПГ из девяностых. Но не думаю, что это опасный случай – водитель обычно хочет подвезти автостопщика, а не обидеть», – рассказывает участница КСА Виктория Куприянова.

Но главной опасностью для автостопщика гонщики считают ДТП. С этим страхом экипаж Виктории столкнулся на Военно-Грузинской дороге, где водитель ехал в темноте по горному серпантину.

«Машина шла быстро, видно не было ничего, поэтому было довольно жутко. Особенно когда автомобиль по серпантину резко заворачивал и устремлялся куда-то вверх или вниз… Кажется, водитель знал каждый изгиб дороги наизусть, потому что невозможно на такой скорости ехать по такому серпантину в первый раз в полнейшей тьме и никуда не врезаться и не упасть. Иногда машина исчезала в туннелях, прорытых в скалах, тогда становилось чуть менее жутко», – рассказывает Виктория.

«Звезда» сводок ДТП: какие проблемы у системы каршеринга в Петербурге, и можно ли их решить

«Опасный случай был, когда не сразу распознали лихого водителя, который поддался на провокацию подвыпивших друзей и пошёл в закрытый пятью машинами впереди подъём на дороге. Было очень страшно, мы сразу после этого манёвра вышли», – вспоминает Анастасия Мальцева.

Однако зачастую экстрим – это как раз то, зачем люди приходят в этот необычный спорт. Участница гонки Петербургской лиги автостопа (ПЛАС) Елизавета Строгальщикова вспоминает: поехала, потому что хотела проверить себя.

«Мне показалось, что это интереснее обычного автостопа – немного экстремальнее. Съездила на одну гонку в 2016 году, повторять пока не планирую, но истории об этом рассказываю до сих пор. Самым сложным было то, что я не ожидала такого рвения к победе несмотря ни на что. Я была уверена, что, если пойдет дождь, у нас будет хотя бы минут пять, чтобы переждать его в ближайшем магазине, но нет! Мы стояли под дождём очень долго, и хотя я тепло оделась, меня начало буквально колотить от холода. Изо всех сил старалась сдерживаться, чтобы не подводить своего более опытного напарника», – рассказывает Елизавета.

Держимся вместе

Помимо Петербурга, в России спортивным автостопом занимаются в Москве. Есть подобные клубы и в Европе – ежегодно проводится около 9 крупных европейских гонок, участие в которых активно принимают и петербуржцы. Однако до того, чтобы стать узнаваемым и признанным видом спорта, автостопу ещё далеко – и, возможно, он не так уж к этому и стремится.

«Не хотелось бы называть его спортом «для своих», но всё-таки спортивный автостоп остаётся уделом не многих. Не потому, что он не интересен, просто слишком специфичен. Не всем интересны гонки автостопом, не всем интересно улучшать свой навык езды. Так что, пожалуй, справедливо будет сказать, что спортивный автостоп остается довольно нишевым увлечением. Но не потому, что он маргинален по своей природе, и, я надеюсь, не потому, что мы плохо привлекаем сторонников, а просто из-за специфичности происходящего», – считает Николай Дубровский.

Арбитр подчёркивает: это одинаково относится как к спортивному автостопу, так и к обычному. Да и вообще, как считает Николай Дубровский, основные элементы первого ничем не отличаются от второго: дорога, машина, автостопщик. Как правило, люди предпочитают автостоп с приставкой «спорт» по двум причинам – возможность отточить технику и найти единомышленников. И именно поэтому молодой вид спорта продолжает привлекать сторонников – пусть и вряд ли когда-нибудь появится на Олимпийских играх.

«Я пришла в клуб вслед за друзьями. Наверное, поэтому для меня спортивный автостоп в первую очередь связан с людьми, которые им увлекаются. Я никогда и нигде больше не встречала столько честных, открытых и преданных своей цели людей. А ещё спортивный автостоп – это постоянные приключения, а я без них жить не могу», – рассказывает Виктория Куприянова.

«Моя личная мотивация с годами поменялась. Теперь я в клубе, чтобы делиться своим опытом, чтобы больше людей смогли начать ездить автостопом. Ещё мне нравится общение в кругу единомышленников. Мы в КСА стараемся создать атмосферу открытости, доверия и дружеского отношения, где каждый может воплощать свои идеи и делать свои маленькие проекты. В клубе лёгкие на подъём люди, с ними можно не только ездить на гонки, но и ходить в походы, да вообще что угодно делать – и получится классно. Вот и держимся вместе», – считает Дмитрий Иванов.

«Держит в клубе, заставляет его развивать и вкладывать в него свои силы желание поделиться знаниями. Получив когда-то навыки спортивного автостопа, хочется передать их другим. Показать и открыть для них невероятный мир спортивного автостопа, приобрести хороших товарищей и верных друзей. Это, как любое дело, любое хобби, затягивает. Ну, и при желании можно найти и реализовать какие-то свои идеи – в путешествиях, в созидании, в организации», – говорит Николай Дубровский.

Дарья Строгальщикова / ИА «Диалог»