74.3$ 90.3€
-0.38 °С

Металлический кактус, предсказания от Пушкина и сотня коров: что можно увидеть на выставке современного искусства в саду Бенуа

09 сентября 2020 | 12:05| Где это

В общественном пространстве «Бенуа 1890» до конца октября проходит выставка современного искусства под открытым небом Summer Garden 2020. Уже второе лето подряд там показывают арт-объекты авторов со всех городов России. Тема этого сезона — новый Летний сад: художники и скульпторы представляют свой вариант «обустройства» значимого для города пространства и делают отсылки к истории настоящего Летнего сада. «Диалог» узнал, какие экспонаты сейчас можно встретить в «Бенуа 1890» и разобрался в их скрытых смыслах.

Мечты садовника

Рядом со зданием Дачи Бенуа — в окружении берёз — «вырос» огромный южноамериканский кактус из металла. Это олицетворение заветной мечты городских садоводов — приручить южные растения в холодном северном климате Петербурга. Как отмечают организаторы выставки, местные специалисты когда-то пытались выращивать кактусы в садах и парках Северной столицы, однако успеха в этом деле так и не добились.

Скамейка-хребет

Пожалуй, самая маленькая скамейка в Петербурге сейчас тоже находится в саду Бенуа — среди совершенно обычных лавочек. На экспонат может присесть любой желающий, но сделать это будет затруднительно — ширина предмета около десяти сантиметров. Сделана скульптура из обычного чугуна. Автор работы Константин Новиков разглядел в этом объекте нечто похожее на позвоночник и решил «оживить» попавший в руки предмет — превратить в скамейку, которая (будь она нормальных размеров) вполне могла бы стоять в Летнем саду.

Самые красивые лошади в мире

Этот экспонат включили в выставку Summer Garden 2020 вне отборочного конкурса, который прошли остальные работы. «Самые красивые лошади в мире» — арт-объект, созданный в конце 2019 года художником Андреем Люблинским специально для центрально-выставочного зала «Манеж». Кони из металла стали актуальной трактовкой скульптуры Диоскуров (двух юношей-близнецов, которые укрощают лошадей) у входа в ЦВЗ.

«Название для экспоната появилось спонтанно и неожиданно: мне позвонили люди, которые занимались производством объекта, и сказали, что подают документы и им срочно для этого нужно название скульптуры. Дали час времени, и я полез в Гугл. В первой строке увидел заголовок «самые красивые лошади в мире». Ну, и взял его. А потом, когда всё стало изготавливаться, посмотрел и понял, что название очень уместно», — рассказывал об экспонате Андрей Люблинский в интервью телеканалу «Город+».

Пушкин в саду Бенуа

В 1833-1834 годах Александр Пушкин много времени проводил в Летнем саду в Петербурге. «Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, читаю и пишу. Я в нём дома (орфография и пунктуация автора сохранены — ИА «Диалог»)», — объяснял поэт в письме своей жене Наталье Гончаровой. В произведениях Пушкина это место также встречалось неоднократно: к примеру, в романе «Евгений Онегин» (туда гувернёр водил гулять маленького Евгения) и незавершённом историческом труде «История Петра I».

Именно поэтому скульпторы Андрей Лушников и Николай Копейкин решили «пригласить» Александра Сергеевича и в новый Летний сад — создали инсталляцию «Пушкин в саду Бенуа». Этот экспонат — шеринг-бокс, который делится с посетителями предсказаниями. Правда, иногда вы можете не обнаружить записок в коробке: они быстро кончаются — слишком уж много желающих узнать своё будущее.

120 МУ и ботало

В начале прошлого столетия на лесной ферме Юлия Бенуа жило 120 коров. Их образы художник Турбен (Денис Плотицын) воссоздал на стенах местной башни. А медиахудожник Анна Мартыненко дополнила инсталляцию звуковой частью: записала, как 120 людей произносят звук «му». Эту аудиодорожку посетители могут услышать, зайдя внутрь силосной башни. Там же, если обратить внимание на окно высоко над головой, можно разглядеть ещё один арт-объект — ботало, или железный самодельный колокольчик, который подвешивали на шею пасущейся коровы, чтобы не потерять животное.

Оранжерея временно на реставрации

Для создания этого арт-объекта уличный художник Максим Има сначала нарисовал на стене здания цветочные орнаменты, а затем частично их «уничтожил» — закрасил белой краской. Так автор, с одной стороны, продемонстрировал, что реставрация может не только облагораживать городские объекты, но и наносить им вред. С другой стороны, художник обратился к проблеме уничтожения стрит-арта в Петербурге.

Пасечник

Экспонат, собранный из листов фанеры, скорее напоминает фигуру космонавта. Такой эффект скульптор Иван Зубарев создал намеренно: художник провёл параллель между выходом астронавтов в макрокосмос и выходом пасечника в микрокосмос пчелиного улья.

«Меня заинтересовал образ пасечника как человека, взаимодействующего с совершенным социумом медоносных пчёл. Возможно, одно из самых знаковых событий XXI века — выжившие пчёлы на сгоревшей крыше Нотр-Дам-де-Пари. Это событие — подлинное, живое, символичное, дарящее надежду на будущее в пучине множащихся кризисов», — отмечает автор работы.

Порфировая ваза

Это альтернативный, руинированный, вариант Порфировой вазы в Летнем саду — той самой, которая в 2008 году раскололась на несколько частей и положила начало масштабной реконструкции всего пространства с 2009 по 2012 года. Такой арт-объект, как отмечают организаторы выставки, — напоминание о том, что в этом мире всё временно и субъективно.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!