«Страх заканчивается за порогом кабинета»: как петербургские врачи работают с пациентами с коронавирусом
18 июня 2020 | 12:00| Медицина и ЗОЖС начала пандемии коронавируса в России выявили более 550 тысяч заражённых. Тех, у кого заболевание протекает в сложной форме, госпитализируют в стационары перепрофилированных под COVID-19 больниц, пациентов же со средней и лёгкой пневмонией наблюдают терапевты городских поликлиник. Сотрудники одной из таких – филиала петербургской поликлиники №117 в муниципальном округе Парголово – рассказали «Диалогу» о работе в новых условиях и борьбе с инфекцией.
Сейчас отделение поликлиники №117 в Осиновой Роще, как и многие другие медучреждения, не ведёт запись пациентов – пока принимают только неотложных больных. Например, людей с хроническими недугами, болями в сердце или симптомами ОРВИ.
«Некоторые приходят с насморком или температурой 37,2. Таким пациентам мы тут же делаем на цифровой рентгеновской установке рентген лёгких. Часто это оказывается полисегментарная пневмония, которая как раз и присуща коронавирусной инфекции. Причём у кого-то это пневмония средней тяжести, а у кого-то – тяжёлая, с одышками и другими симптомами», – говорит заведующая отделением Марина Чеканина.
Пациентам с тяжёлой формой вызывают скорую и передают их под наблюдение в стационары. Больных с лёгкой и средней пневмонией направляют к местным терапевтам, которые подбирают заражённым индивидуальное лечение.
«После этого мы выдаём листок нетрудоспособности и вызываем таким людям врача на дом. Они лечатся дома две недели под присмотром медика общей практики из центра «Полис» (в Осиновой Роще он отвечает за участковую помощь на дому, а мы делаем всё, что касается амбулатории). Потом пациентов передают обратно на долечивание. Если нет температуры, они приходят на приём. Мы наблюдаем их очень долго», – поясняет заведующая.
По словам Марины Чеканиной, все случаи заболевания коронавирусом в Осиновой Роще, даже тяжёлые, заканчивались благополучно – без смертей. Но врачи до сих пор в день находят две-три пневмонии. Правда, чаще всего – в лёгкой форме, когда болезнь проходит бессимптомно.
«Заболели, допустим, в семье жена и дочка, – приводит пример заведующая. – К нам пришёл супруг и говорит: «Вы знаете, меня ничего не беспокоит, но посмотрите меня, пожалуйста, на всякий случай». У него никаких жалоб, температура нормальная – но мы-то уже знаем, что так может быть при коронавирусной инфекции. Поэтому послали на рентген, и у него оказалась полисегментарная пневмония. Вот тебе и никаких жалоб!»
Чтобы обезопасить врачей и пациентов, в отделении каждые два часа проводят дезинфекцию: моют полы, обрабатывают дверные ручки и лестницы. На входе посетителей встречают медицинские сёстры: они наносят антисептик на руки гостям и бесконтактным термометром проверяют температуру. Тех, у кого она повышена, в целях безопасности отправляют домой: такие люди должны вызывать врача в квартиру.
Сами медики используют барьерные средства защиты от коронавируса: маску, очки, перчатки и одноразовые халаты.
«Ещё в кабинете висит защитный экран для лица, если нужно будет выходить в каких-то критических случаях, – добавляет врач-терапевт отделения поликлиники №117 в Осиновой Роще Оксана Казаринова. – В средствах защиты находиться целый день тяжело, но это моя работа. Антисептики используем, само собой. Медсестра протирает после каждого пациента поверхности и кушетки, а если у него температура, то здесь вообще всё протирается».
Пациентов тоже просят не забывать о средствах защиты. Видеть, что кто-то специально не соблюдает такие меры, врачам обидно, признаётся Оксана Казаринова.
«Потому что, прежде всего, средства защиты – забота о людях вокруг. От постоянного контакта с коронавирусом умирают мои коллеги, погибают люди, а кто-то просто не обращает на это внимания. Очень неприятно. Хотелось бы, чтобы люди всё-таки нас услышали», – говорит терапевт.
Самое сложное в нынешней работе, по мнению медика – максимально обеспечить пациентов медицинской помощью. Оксана Казаринова объясняет: трудности возникают из-за того, что многим введённые ограничения сейчас не позволяют попасть в поликлинику – поэтому с некоторыми больными врачи держат связь по телефону.
Также, отмечает медик, в условиях эпидемии у врачей стало больше учёбы.
«Обычно ты с института знаешь про заболевания и в процессе работы просто их обновляешь. Но про этот вирус не было известно заранее – пришлось практически заново всё изучать. Днём отработал, а вечером до полпервого сидишь и без конца читаешь литературу и методические рекомендации. И с коллегами обсуждаешь, потому что у кого-то одна информация, у кого-то – другая», – делится Казаринова.
При этом в коллективе поликлиники в Осиновой Роще сейчас сложилась боевая атмосфера, отмечает заведующая Марина Чеканина. По её словам, если до выхода рекомендаций от Минздрава по COVID-19 врачи переживали, то сейчас адаптировались к новым условиям.
«Любому нормальному человеку сейчас страшно за себя и свою семью, но этот страх заканчивается за порогом моего кабинета. Здесь не должно быть страшно», – подтверждает терапевт Оксана Казаринова.
«Всё уже отработано. Ведь столько всего прошло: онлайн-учёба для медиков, постоянная публикация документов о коронавирусе – у меня целая папка на столе уже скопилась. Мы постоянно отчитываемся, у кого взяты мазки, сколько, какие ответы – положительные или отрицательные. Усталости и неудобства уже не ощущаем из-за чувства ответственности перед пациентами», – добавляет заведующая отделением Марина Чеканина.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»