Коронавирус внёс серьёзные коррективы в привычную жизнь россиян: сотрудники многих компаний перешли на удалённую работу, предприниматели срочно организовали доставку товаров, а некоторые были вынуждены просто закрыться. Повлияла новая зараза и на досуг: вечером в бар теперь не сходить (если он не виртуальный), в фитнес-клубе к лету не приготовиться, а от людей вообще надо держаться на расстоянии метра. Какие ещё привычки пришлось поменять жителям Петербурга и России и в каких масштабах – выяснил и подсчитал «Диалог».
Пустые трассы
30 марта губернатор Петербурга Александр Беглов рекомендовал всем горожанам по возможности перейти в режим самоизоляции. В результате уже 1 апреля на 86% упала посещаемость петербургского метро (по сравнению с данными за этот день в прошлом году). Пассажиропоток снизился с привычных двух с половиной миллионов посетителей в сутки до 335 тысяч.
С 3 апреля в Северной столице остановили работу 162 маршрута общественного транспорта. Сначала прекратили движение только коммерческих маршруток, затем на временный отдых отправили и самые «непопулярные» в карантинные дни автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно данным комитета по транспорту, за один рейс в них проезжали всего один-два человека.
Снизилось и количество частных автомобилей на магистралях. Специалисты «Яндекса» подсчитали, что с 30 марта по 5 апреля уровень загруженности дорог не поднимался выше 2 баллов. А средний показатель пробок за неделю снизился на 3 пункта по сравнению с «более-менее обычными» днями с 10 по 13 марта.
Кроме того, в пресс-службе «Яндекса» добавили, что горожане стали меньше выходить на улицу. Это стало понятно из того, что на 65% упало количество маршрутов, которые обычно строили пользователи «Яндекс. Карт».
Продукты на дом
После 23 марта на 45% снизились доходы российских ресторанов по сравнению с прошлой неделей, выяснило исследовательское агентство Data Insight. В связи с этим 18% заведений, которые раньше не развозили свои блюда, на скорую руку организовали доставку, ещё 9% об этом задумались.
И очень вовремя: 86% жителей Москвы и Петербурга в самоизоляции стали заказывать доставку продуктов раз в два-три дня. Об этом сообщили в пресс-службе сервиса «Самокат», где на прошлой неделе количество заявок выросло сразу на 40%.
Специалисты также выяснили, что в теперь горожане в столицах тратят на доставку из продуктовых магазинов на четверть больше прежнего, зато 46% из 1635 респондентов совершенствуют кулинарные навыки и в большинстве случаев готовят сами.
А те, кто предпочитает получать еду от курьеров, стали в два раза чаще давать чаевые. По данным пресс-службы «Яндекса», раньше доставщикам оставляли 6-7% от суммы заказа. Теперь этот показатель вырос до 12%.
Ходовые товары: презервативы и тренажёры
Из-за коронавируса петербуржцы решили перейти на более безопасные виды транспорта, а потому в три раза – по сравнению с прошлым годом – вырос спрос на электросамокаты. К такому выводу пришли специалисты «Авито». Аналогичная ситуация сейчас и в других крупных городах России: например, в Иркутске теперь пытаются купить двухколёсного «коня» в 17 раз чаще.
Кроме того, к концу марта в стране на 31,8% увеличились продажи презервативов, сообщает РБК. Если за первые три месяца прошлого года разобрали 447 тысяч упаковок, то в этом за то же время продали уже 589 тысяч.
Пока закрыты все фитнес-залы, на 60% поднялся интерес россиян к спорттоварам. Продажи гантелей и ковриков для йоги выросли в шесть раз, передаёт ТАСС со ссылкой на маркетплейс «Беру». Вторыми по популярности стали фитнес-резинки и тренажёры для рук – их заказывают в пять раз чаще.
С 9 по 22 марта в магазинах X5 Retail Group заметили резкий рост спроса на мясные консервы – потребители закупались ими в 38 раз больше, чем в обычные дни. Среди других лидеров оказались замороженные продукты (увеличение спроса в 30 раз), крупы (в 25,5 раза) и сахар (в 24,6 раза). В компании отмечают, что тем, кто сделал в «панические дни» самые основательные запасы, еды хватит на 126 дней. Менее ярые покупатели гречки, масла и туалетной бумаги, по оценкам аналитиков, будут тратить накопленное около 108 суток.
(Не)экономим электричество?
Траты россиян на «коммуналку» в период карантина могут вырасти на 30%, сообщил эксперт ОНФ «Жильё и городская среда» Павел Склянчук в интервью «Известиям». Главная причина – увеличение в изоляции расхода воды (куда же без пары кружек чая во время работы?) и электроэнергии – как минимум для компьютера и приготовления обеда.
Несмотря на рост энергопотребления в квартирах, в стране в целом эксперты предсказывают падение этого показателя на 10%. Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования уже подсчитали, что в Центральном федеральном округе расход электричества снизился на 10,7% по сравнению с прошлой неделей. Всему виной – закрытие культурных учреждений, ресторанов, магазинов и других «растратчиков» энергии.
Алло, мы ищем таланты!
Во время коронавируса на 20% вырос спрос на курьеров – их активно ищут в городах-миллионниках в течение последнего месяца, отмечают в пресс-службе сервиса «Работа.ру». Следом идут водители: количество открытых вакансий для таких специалистов увеличилось на 9%.
Сидите в своих Интернетах
К 1 апреля россияне начали отправлять на 15% больше сообщений за день своим друзьям и знакомым, сообщает пресс-служба «ВКонтакте». Кроме того, на 20% участились звонки через соцсеть и на 16% – просмотры видео. А чтобы оставаться в курсе «коронавирусной» повестки, пользователи ежедневно 47,8 миллиона раз заходят посмотреть известия про новую болезнь.
В собственных постах они тоже часто пишут об этом. По данным Brand Analytics, с 30 марта самыми популярными в соцсетях остаются слова «карантин», «самоизоляция» и «маска»: за сутки их упоминали от трёх до восьми тысяч раз. С 5 апреля в топ также вошли «сантиметр» (жители страны беспокоятся из-за лишних объёмов в области талии) и «волос» – по мнению специалистов Brand Analytics, женщины стали серьёзно переживать по поводу отросших корней и закрытых парикмахерских.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»