В стране практически ежедневно вводят новые меры по борьбе с коронавирусом. Сейчас россияне должны проходить двухнедельный карантин, если недавно выезжали в «неблагоприятные» страны. Рекомендовано не посещать общественные места, поэтому сотрудники многих компаний трудятся из дома. Перешли на удалённый формат занятий и школы – там разрешили свободные посещения, а вузы начали проводить лекции онлайн. «Диалог» поговорил со школьниками и студентами о дистанционном обучении, а также узнал у сотрудника вуза, удобно ли работать в самоизоляции.
Анна Овчинникова, студентка 4 курса Университета ИТМО
На этой неделе лекции нам будут читать в приложении Zoom. Думаю, это скажется на учёбе минимально: в предыдущих семестрах некоторые предметы уже проводили в виде онлайн-курсов. Проблем никогда не возникало. Лабораторные будем скидывать преподавателям на почту, что тоже не в новинку. Дедлайны по их выполнению как были поставлены в начале семестра, так и остаются. Поэтому в плане сдачи заданий тоже ничего не меняется.
В текущей обстановке прогуливать пары уже особо негде. А прогулять, чтобы подольше поваляться в кровати, тоже неактуально – лекцию и так слушаешь, лёжа в постели. Как будут отмечать «онлайн-посещения» – пока не знаю. Наверное, просто посмотрят, кто участвует в конференции.
Оставайтесь дома: как культурные учреждения, порталы и бары переходят в онлайн из-за коронавируса
С лекциями при дистанционной учёбе проблем не возникнет, с дипломом сложнее. Через пару недель нам нужно утвердить тему и определиться с местом работы для преддипломной практики. Всё больше и больше компаний переводят на удалёнку, поэтому процесс трудоустройства тормозится. Надеюсь, на факультете примут это во внимание, пойдут нам навстречу, и сроки утверждения темы выпускной квалификационной работы немножко сдвинутся.
Переход на удалёнку – мера вполне оправданная. Лучше лишнюю неделю отсидеться дома и быть уверенным, что тебе ничего не грозит, чем каждый раз, сидя в универе или офисе, слышать кашель коллеги и паниковать в духе «О боже! Мы все теперь умрём!»
Из-за ситуации с коронавирусом стараюсь не выходить из дома без причины – но не могу отказать себе в походе за кофеёчком с утра. В магазин тоже иногда приходится выходить, но это не занимает больше 20 минут. Если нужно куда-то обязательно съездить, вызову такси.
Считаю, что паниковать не стоит – паника ни к чему хорошему обычно не приводит; весь этот ажиотаж в магазинах, пустые полки для туалетной бумаги и гречи – как раз её последствия. Нужно рассудительно и здраво подходить к вопросу: рекомендуют остаться дома – останься дома, бережно относись к своему здоровью, мой руки, обрабатывай телефон, а не запасайся на месяц вперед. Зачем скупать по пять бутылочек антисептика, если не планируешь выходить из дома?
Алёна, ученица 11 класса одной из петербургских школ
Решение о переходе на дистанционное обучение принимала с мамой. На дорогу до школы я трачу больше часа. Ехать в час пик рано утром на метро – не самая лучшая идея в ситуации с коронавирусом. У меня есть брат, которому 11 месяцев, и мама не хочет подвергать нас опасности.
Первые два дня обучения прошли спокойно. Мы особо ничем не занимались, потому что портал дистанционного обучения не был организован. Кстати, он не организован до сих пор. Зато я умудрилась выспаться, полностью убраться дома и позаниматься подготовкой к ЕГЭ так много, как не занималась в последнее время вообще, несмотря на то, что у меня куча репетиторов.
Но наш класс попал в неприятную ситуацию: учителя абсолютно отказываются понимать, почему мы не ходим в школу, думают, что не хотим учиться. Например, один из преподавателей выложил к нам в группу фотографии полного шестого класса с посылом: «Все дети пришли на урок, им-то ЕГЭ через пять лет сдавать, а вас два человека в школе». Это скатилось в какую-то травлю, потому что шестиклассникам надо просто дорогу перейти до школы (они учатся по месту прописки), а нашему профильному классу ехать из разных концов города – из Колпино, с Коменды – в Центральный район в общественном транспорте.
Только один учитель адекватно подошёл к вопросу. Он провёл вебинар в то время, когда у нас с ним как раз должны были пройти уроки. Мы слушали тему, пили кофе, задавали в чате вопросы, а потом прорешали тест. У нас был полноценный урок, и это было максимально комфортно и безопасно. Остальные учителя решили сделать проще: скидывают нам темы, которые нужно пройти, и колоссальные объёмы домашних заданий, которых обычно не было, со словами: «Сегодня до семи надо всё сделать».
Дистанционное обучение – классная штука… если бы она была нормально организована. И да, это необходимая мера, потому что в Италии было такое же количество заражённых, как у нас, буквально две недели назад. Паника по поводу коронавируса тоже нормальна. Наши учителя называют её массовой истерией, но, как по мне, лучше перебдеть и сделать так, чтобы потом не было хуже.
Елизавета, SMM-специалист,
самоизолировалась после путешествия по Европе
Четвёртого марта я уехала в отпуск по маршруту: Санкт-Петербург – Хельсинки – Амстердам – Брюссель – Люксембург – Париж – Амстердам – Хельсинки – Санкт-Петербург. Когда уезжала, атмосфера была спокойной, без массовой истерии и карантинов. Правда, в отдельных странах Европы уже постепенно вводились некоторые ограничения на массовые мероприятия.
Руководство было в курсе отпуска и маршрута. Когда я вернулась через неделю, коллеги прислали инструкцию: позвонить 112, сообщить о посещённых странах, дождаться врача, который придёт домой, получить от него больничный и изолироваться на две недели – и только по истечении больничного выйти на работу. Решение о карантине было принято не мной, а руководством. Соответствующий приказ Роскомнадзора по профилактике коронавирусной инфекции вышел как раз в день моего возвращения.
Сейчас идёт седьмой день карантина. 26 марта надо будет уже самостоятельно явиться к дежурному врачу и закрыть больничный (если всё будет в порядке и симптомы не проявятся).
Для меня удалённая работа – отличный формат на один-два дня в неделю, не более. Рабочий ноутбук явно проигрывает хорошо оборудованному рабочему месту с двумя мониторами – в связи с этим некоторые задачи дома делаются медленнее. Из плюсов: не надо тратить время на дорогу, можно проснуться, подтащить к себе ноутбук и сразу взяться за работу – ещё до того, как сварится кофе.
Так как ни во время пребывания в Европе, ни после возвращения у меня не было каких-либо симптомов, раз в несколько дней позволяю себе выбираться в продуктовый магазин. В середине дня покупателей почти нет, а кассиру можно просто кивнуть и молча расплатиться картой. Не вижу трагедии, ведь все контакты сведены к минимуму: ни с кем не разговариваю, ни на кого не дышу, ни до кого не дотрагиваюсь.
До самоизоляции я неделю прожила в режиме «один день – один город», поэтому было непривычно по возвращении домой никуда не двигаться. Других проблем не вижу. Вопросы с коммуникацией решают соцсети и мессенджеры. Первая неделя прошла легко и быстро. Посмотрим, как пройдёт вторая. Будет тяжелее, но незначительно.
Станислав Петров, студент второго курса магистратуры Политехнического университета
Пар как таковых у меня нет: посещаю университет один-два раза в неделю для консультаций по диплому и научно-исследовательской работе. Большинство задач связаны с работой на компьютере, и я могу выполнять их дома. Да и связаться с научным руководителем в XXI веке не проблема.
Какие трудности могут возникнуть из-за ограничений в связи с коронавирусом? Закончится туалетная бумага! А если серьёзно, то особо никаких ни с учебой, ни с повседневной жизнью. Огорчает, что отменяются массовые мероприятия: спортивные события, концерты, митинги. Но, думаю, пару недель можно прожить и без них.
Предшественники коронавируса: какие пандемии сотрясали мир в прошлом
К коронавирусу я отношусь спокойно: это всего лишь очередная болячка в истории нашей планеты. Главное – руки мыть! А вот карантин, конечно, необходим, и в первую очередь – для разгрузки медучреждений. Такие меры позволят «распластать» распространение инфекции во времени. А это даст возможность получить медпомощь всем, а не выборочно.
Сам я соблюдать изоляцию не буду – не вижу в этом особого смысла. Пока ещё рано настолько радикально действовать. Как минимум буду ходить в магазин, на тренировку и просто подышать свежим воздухом.
Виктория, ученица 11 класса одной из петербургских школ
Маму очень взволновала ситуация с вирусом, поэтому в семье все сидят дома. Она перечитала много статей и не на шутку испугалась. Мне тоже не по себе от всего, что творится. Из-за того, что я добираюсь в школу на метро, да ещё и с пересадками, риск заражения большой, поэтому мы приняли решение перейти на дистанционное обучение. Лучше перестраховаться.
Формат дистанционного обучения мне нравится. Можно самостоятельно распределить время и силы на занятия, и они выполняются быстрее, чем в школе. Например, сегодня, я проснулась в 9, а к 11 уже почти всё сделала. Осталось время на подготовку к ЕГЭ, личные дела и отдых, хотя раньше от чего-то приходилось отказываться.
Еще плюс в том, что я не трачу час, чтобы доехать до школы. Могу делать перерывы в соответствии со своей работоспособностью. Высыпаюсь и нормально питаюсь. До этого из-за усталости я часто просыпала и не успевала позавтракать. Приходилось в бешеном темпе есть на перемене, минут за десять, а потом ужинать дома только около семи вечера.
Но есть и минусы. Мне не хватает объяснений по некоторым предметам. Я не понимаю химию, но задать вопрос учителю не могу. Так же и с литературой, а это мой профильный предмет. Статьи критиков, которые прислала преподаватель, полноценно не заменяют урок. А учителей, которые проводят занятия онлайн, всего два.
Второй момент: есть задания, которые просто невозможно выполнять дома – например, по физкультуре. Лабораторные работы в домашних условиях тоже делать не получится – как минимум, нет оборудования. А ещё некоторые уроки с учителем банально интереснее, чем просто изучение параграфа – у меня так с биологией. К тому же я сильно соскучилась по одноклассникам.
Я знаю, что половина ребят до сих пор ходит в школу – не у всех родители посчитали угрозу достаточно серьёзной. И учителя обязаны туда ходить, а они ведь тоже люди, и им хочется защититься. Не понимаю, почему удалённое обучение сделали добровольной мерой. Мне кажется, она должна быть обязательной.
Студентка СЗГМУ имени Мечникова, пожелала остаться анонимной
До вчерашнего дня во время семинаров один человек из нашей группы приходил на кафедру и для всех остальных вёл эфир в Instagram, групповой сеанс в Skype или в любом другом приложении. Вчера сказали, что [с 19 марта] мы прекращаем ходить в университет даже по одному – видео будут выкладывать на YouTube. Лекции размещают на сайте moodle в виде презентаций.
После того, как получаем материал, должны решить тесты на сайте moodle. Они открыты только на время пары, поэтому отложить на потом нельзя. Считай, полноценное занятие. Таким образом отмечается и присутствие: кто написал, тот был.
Дистанционное обучение – мера действительно необходимая, иначе будет огромный пробел. Но мне не очень нравится так учиться. Дома я всё же могу позволить себе что-то не выучить, потому что точно знаю, что меня не будут об этом спрашивать, и достаточно знать только тест. Ещё это вредит обучению на клинических кафедрах: страдает практическая часть обучения, мы больше не можем учиться манипуляциям.
Изоляцию я соблюдать не буду, так как не отношусь к ситуации серьёзно: люди нашего возраста не входят в группу риска. Из дома выхожу, чтобы встретиться с друзьями – может, посидеть где-то в баре или кофейне.
Я только что вышла из двухнедельного карантина в общежитии, который устроили из-за заражённого итальянца. Так что меня уже даже раздражает, как все трясутся над ситуацией, раздражает всеобщая паника. Я из тех, кто говорит, что от гриппа ежегодно умирает куда больше людей, и нет повода скупать все полки в магазинах и строить бункеры.
Аля, ученица 11 класса одной из петербургских школ
На дистанционное обучение я решила перейти сама. На мой взгляд, в школе заниматься опасно, потому что каждый день приходится ездить на метро с пересадкой на «Александра Невского». Я боюсь не столько заболеть сама, сколько заразить родителей.
Обучение на дому стало проходить в неприятной форме, поскольку раньше в школе никогда не было столько жутких заданий. Домашку теперь дают даже по физкультуре. Мне нравятся занятия в формате вебинаров или когда мы можем выполнять задания на «Решу ЕГЭ». Но когда речь идёт о том, что я должна сначала писать от руки, потом сканировать, потом отправлять учителю работы – это, на мой взгляд, глупо. Я умею пользоваться компьютером и не понимаю, зачем вручную писать тонны текста. Мои одноклассники тоже недовольны, что не все преподаватели способны обучать дистанционно.
Из дома я выхожу, но недалеко, в центр не езжу, в метро не спускаюсь, стараюсь избегать общественных мест и общественного транспорта. Совсем не выходить из дома – глупо, свежий воздух всё равно нужен.
За то, что ввели дистанционное обучение, я очень благодарна. В противном случае, скорее всего, сама бы ушла на больничный, чтобы избежать необходимости ездить куда-либо. Мы, подростки, с болезнью быстро справимся, а вот за родителей страшно, страшно заразить семью. У моей мамы очень слабый иммунитет, и если с ней что-то случится, я не смогу это пережить. Все страхи не беспочвенны, поэтому обезопасить себя необходимо, а вот паники быть не должно.
Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»