Мужчины на шпильках и со стоматологическим расширителем в зубах. Девушки в костюмах надувных кукол и в огромных резиновых пузырях, которые уменьшаются при ходьбе. Шляпы из досок и искусственные головы вместо клатчей. Нет, это не ночной кошмар студентов-модельеров, а образы на показах высокой моды. «Диалог» устал удивляться таким коллекциям и решил узнать у председателя секции «Мода» петербургского Союза дизайнеров Алёны Шишановой, почему для подиумов создают костюмы, которые невозможно носить в повседневной жизни и главное — зачем.
Платье от-кутюр
Самое престижное направление в показах одежды, по словам Алёны Шишановой, — Haute Couture, или, в переводе с французского, «показы высокой моды». Подобные представления проходят в Париже, и участвуют в них именитые дизайнерские дома.
«Эти модели отличаются уникальными видами декорирования, обилием ручной вышивки, сложным кроем. На их изготовление уходит до 200 часов ручного труда, а зачастую и больше. Основная часть публики на показах Haute Couture – клиенты модных домов и главные редакторы культовых модных изданий», — объясняет эксперт.
Другое направление — прет-а-порте, то есть буквально представление одежды, «готовой к носке». К подобным показам относятся недели моды в Нью-Йорке, Париже, Милане, Лондоне и даже Москве.
«Демонстрируются коллекции, которые можно купить в салонах модных домов, бутиках и галереях. Модели выпускаются в относительно небольшом количестве по сравнению с масс-маркетом. Вещи класса прет-а-порте отличаются высоким качеством ткани, хорошим кроем, более универсальной посадкой на фигуре, чем в Haute Couture, а ещё они соответствуют трендам», — поделилась Шишанова.
Сойти на улицы Петербурга как будто с плаката: будни пин-ап девушек в большом городе
Цена на одежду подобного сегмента более демократична. Если за платье от-кутюр придётся выложить не менее 26 тысяч долларов (более 1,6 млн рублей по нынешнему курсу), то модели прет-а-порте можно приобрести (хоть и не всегда) даже за 30 тысяч рублей.
«В последнее время стало устойчивой тенденцией организовывать показы прет-а-порте в самых необычных местах: от вагонов поездов и станций метро до городских парков, — отмечает дизайнер Алёна Шишанова. — Так, например, в Петербурге дизайнер Юра Питенин с большим успехом провёл показ в пространстве Василеостровского рынка. Модели элегантно дефилировали среди рядов свежих овощей и фруктов».
Зрители таких показов тоже отличаются: этим направлением больше интересуются фотографы, журналисты, медийные личности и так называемые байеры — эксперты по трендам в модной индустрии. Они подбирают для магазинов вещи, которые в перспективе будут пользоваться наибольшей популярностью у покупателей и приносить существенные доходы от продаж, а затем дают советы хозяевам бутиков одежды.
Третье направление — коммерческие показы одежды для массового рынка. Их проводят как на специализированных выставках для прессы и байеров, так и для потенциальных потребителей — в любом месте от музейной экспозиции до холла торгового центра.
«Особняком в этом ряду стоят конкурсные и художественные показы. Великолепный пример художественного представления одежды — проект «Ассоциации». Он проводится ежегодно в Царском селе и давно вышел за рамки моды. Это уникальный спектакль, самостоятельное произведение искусства», — подчёркивает специалист.
Каждый год создатели «Ассоциаций» дают дизайнерам историческую тему, для которой нужно придумать не только коллекцию одежды, но и мини-представление. К примеру, для показа в 2019 году, посвящённого театру, участники готовили театрализованные выступления моделей в костюмах, навеянных пьесами Чехова и баснями Эзопа и Лафонтена.
В отдельную группу Шишанова выделяет конкурсные показы молодых дизайнеров — студентов и выпускников профильных вузов.
Эпатаж — наше всё
Чтобы продемонстрировать свою одежду на подиуме, дизайнеру требуется немало усилий. Как объясняет член Союза дизайнеров Алёна Шишанова, всё начинается с подачи заявки. При этом модельер должен соответствовать критериям отбора: например, для показов петербургского конкурса «Адмиралтейская игла» автору должно быть не больше 30 лет, а для показов высокой моды в работах его коллекции должно присутствовать не менее 70% ручной работы.
Последнее достигается с помощью сложных вышивок и декора в виде всевозможных кружев, перьев, пуговиц и, конечно же, полудрагоценных и драгоценных камней. При этом часто над костюмом работает сразу несколько узких специалистов — каждый отвечает за свой материал.
После подачи заявления дизайнер начинает готовить коллекцию к демонстрации.
«Во время этого этапа вещи необходимо доставить, отпарить и развесить по комплектам в нужном порядке. Потом идут кастинг, примерка, репетиция, создание макияжа. Затем дрессеры (сотрудники за сценой, которые помогают расстёгивать и застёгивать одежду на манекенщицах, вовремя подавать нужные образы — ИА «Диалог») надевают коллекцию на моделей и, наконец, происходит показ», — говорит эксперт.
После подиума образцы одежды отправляются в химчистку и на ремонт — платья и костюмы (которые, кстати, дорого обходятся дизайнеру) во время демонстрации пачкаются, рвутся или даже теряются.
По словам Алёны Шишановой, для молодых дизайнеров модный показ — возможность заявить о себе перед широкой публикой, а ещё — увидеть собственные творения со стороны, на фоне других моделей. Именитые же дизайнеры, как считает эксперт, представляют свои коллекции на суд зрителей из любви к искусству.
В пример специалист приводит французского модельера Жана Поля Готье, на чьём последнем шоу появились не только костюмы, стилизованные под одежду разных народов мира, но и эпатажные перформансы, вроде инсценировки похорон: в самом начале показа модель выходит из гроба, а сопровождает её — ни за что не поверите — девушка в костюме огромного траурного венка.
Нестандартный подход проявляется у дизайнеров и в подготовке пространства для выступления: так, в феврале 2018 года Gucci обустроили помещение в виде операционной, а подиум проложили между двумя реанимационными каталками — модели с копиями своих голов передвигались по нему под звуки кардиомониторов и лязг медицинских инструментов.
«Зачастую цель показа – выделиться и приковать к себе внимание зрителя, — объясняет Алёна Шишанова. — В таком случае эпатаж – самый простой и быстрый способ. В показах высокой моды также ценятся натуральный шёлк, бархат, шифон — ткани класса «Люкс», а ещё кружево и вышивка».
Произведения дизайнеров XX века — таких, как Dior, Yves Saint Laurent и Chanel — по мнению эксперта, уже сегодня можно назвать «вечным» искусством, не менее значимым, чем современная живопись.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»