Site icon ИА «Диалог»

Художник-кукольник: «С куклами такая ситуация — они плохо раздеваются»

Про себя кукольники, работающие в анимации, говорят: «Мы люди широко известные, но в очень узких кругах». И действительно, в кадре можно увидеть только их работы — кукольных персонажей. Художник, создатель кукол Игорь Хилов рассказал «Диалогу», почему кукольные фильмы — дело долгое и трудное, как Шекспир спас российскую мультипликацию в 90-е, и кого не переиграет ни кукла, ни актёр (спойлер: вездесущих котиков).

Кукольный олд скул в России

Я работаю художником-изготовителем на студии «Союзмультфильм», делаю куклы для анимационных проектов. Чем они отличаются от театральных? Любая сценическая кукла двигается и работает в реальном времени. А анимационная — вне времени. Мультипликатор работает сейчас, а результат виден потом. Представьте, вы — мультипликатор. Ставите на макет (декорации для мультфильма — ИА «Диалог») куклу в позу, делаете кадр, снова перемещаете, второй кадр – и так 24 раза, чтобы отснять секунду. Поэтому конструкция такой куклы должна позволить ей замирать в любой позе. Кукла вообще существует в ситуации парадокса, с одной стороны, она максимально пластичная, подвижная, а с другой — статичная. Конечно, это ставит перед мастером определённые технические задачи. Кроме того, уже на этапе скульптуры приходится продумывать ту механику, которая будет нужна конкретному персонажу. Нельзя сделать голову, а потом просто отрезать подбородок, чтобы он двигался вверх и вниз. В этом есть что-то нарочито механическое, подчёркивающее кукольность персонажа. Чтобы этого избежать — нужно так сделать скульптуру, чтобы все щели, возникающие в процессе механизации, спрятать в деталях анатомии.

Сейчас в нашей стране делают олдскульную кукольную мультипликацию. До сих пор очень мало используем силикон и совсем 3D-принтеры. С одной стороны, это сохранение традиции нашей анимации, а с другой — это позволяет делать фильмы сравнительно бюджетно. Речь идёт не только о деньгах. Иначе пришлось привлекать больше людей в рабочую группу.

Кто в шкатулке живёт: в Петербурге открылась выставка художественной куклы

Хотя куклы у нас традиционные, снимаем мы их уже на цифру. Раньше, когда работали с плёнкой, это было всё равно, что играть в шахматы закрытыми глазами — возможно, но требует очень большой концентрации. То есть мультипликатор не мог точно знать, что получилось, пока плёнку не проявят. Ему приходилось запоминать каждое движение куклы. А рисованную анимацию в это же время делать было намного легче: рисуешь на кальке фазу, потом на следующем слое вторую, первая просвечивает, и мультипликатор может на это ориентироваться. И в конце листаешь быстро кальку и видишь, какое движение получилось. С появлением цифрового фотоаппарата и программ для съёмки кукольной анимации ситуация выровнялась.

Как Шекспир спас российскую анимацию?

Всё моё детство пришлось на советское время. В СССР обстановка не была радостной, было ощущение серости и тоски. На этом фоне поражала мультипликация — в ней было столько радости, смелости, игры и фантазии. Поэтому мне захотелось связать жизнь именно с работой в этой сфере. После школы поступил в театрально-художественное техническое училище (ТХТУ), там готовили художников-изготовителей кукол, нас учили делать не только классические театральные куклы, но и мультипликационные. После окончания училища (в 1993 году я устроился на студию «Экран») мне удалось поработать со старыми советскими мастерами кукольниками.

А потом начались проблемы с финансированием. Именно тогда на российском рынке появилась студия «Кристмас Филмз». Дело в том, что незадолго до этого в Великобритании провели опрос и выяснили – что англичане плохо знают Шекспира, не читают его произведений и вообще смутно представляют, кто это. У одного из телевизионных каналов родилась идея снять образовательные мультфильмы. Но мультипликация — процесс дорогой и сложный, а тут Советский Союз распался, открылись границы. «Кристмас Филмз» решили сделать у нас недорогой авторский проект, куда вошли рисованные и кукольные фильмы. И это спасло часть российской мультипликации. В то время многие люди уходили из специальности, невозможно было выжить, а тут интересная работа и стабильный доход на несколько лет. Позднее ситуация постепенно изменилась, и наше государство начало выделять финансирование на отечественную анимацию.

Слепить, собрать, покрасить и одеть

Над одной куклой работает целая команда. Первая и достаточно важная часть процесса — сделать скульптуру (по эскизам художника-постановщика). Второй этап — это конструкция, скелет куклы. И завершается работа над куклой изготовлением костюма и росписью. Моя задача сделать первые два этапа.

У кукол, как правило, есть механика: работающие глаза, веки, открывающийся рот. Нужно придумать, как это будет устроено, как будет двигаться, и заложить всё это в куклу ещё во время работы над скульптурой. Причём сделать надо так, чтобы потом всё выглядело естественно. «Скелет» — это шарнирный каркас из металла: 15-16 шариков зажимаются между латунными пластинами. Когда нужно, например, сделать куклу гибкой гимнасткой, ставят дополнительные шарниры. Иногда изготавливаем сменные головы из двухкомпонентного пластика с дополнительными эмоциями. Так же делаются скульптурные руки и ноги.

Вообще наши анимационные куклы раздеваться не любят, и когда нужно, например, снять тапочки – это всегда дополнительная работа. Ноги — одна из самых прочных частей в анимационной кукле, они должны выдерживать её вес в любой позе. Их делают монолитными, с неснимающимися ботинками, чтобы кукла была устойчивой. Однажды работал над мультфильмом «Корабли прошлых лет», а там был герой — капитан, которого вот-вот спишут на берег. Однажды вечером во время работы над фильмом мне позвонил режиссер и говорит: «Игорь, у нас такая идея, хотим, чтобы капитан проснулся и надел тапочки – такой трогательный эпизод получится». Снимать собирались на следующий день, и мне пришлось быстро сделать ещё одну пару сменных ног без ботинок — в носках. Ноги с ботинками от куклы отвинтили, а ноги в носках прикрепили.

В массовке у нас также играют куклы, и каждому «статисту» придумывают образ. Однажды в моей карьере была история, когда вся съёмочная группа попала в массовку. Мы создавали эпизод для мультфильма «Чудотворец», когда Христос читает Нагорную проповедь. Его должна была слушать толпа людей — разные типажи. Художник Елена Ливанова быстро нашла выход, она просто взяла и нарисовала скетчи со съёмочной группы. А мы сделали кукол по этим эскизам. Вся команда оказалась в своём же фильме: наши образы стояли на заднем плане и слушали проповедь Христа.

Быстро сказка сказывается, да долго мультфильм делается

Сколько времени необходимо потратить, чтобы сделать куклу? Если очень-очень приблизительно, то около месяца: конструкция — за неделю, скульптура — ещё неделя, потом — костюм, роспись и кое-какие доработки. На самом деле можно делать и немного быстрее. Но в России промышленного производства кукольной анимации практически нет, оно кустарное, поэтому фильмы могут делаться по-разному. Чтобы сделать ленту на 13 минут нужно потратить около года. Сюда войдёт подготовительный период, съёмка и постпродакшн.

Полнометражные фильмы создаются ещё дольше, несколько лет. «Гофманиада» делалась так долго (проект находился в производстве 17 лет, с 2001 по 2018 годы – ИА «Диалог»), потому что были проблемы с финансированием. Начиналась работа, потом деньги заканчивались, и мы ждали следующего транша, так что несколько месяцев в году процесс работы над фильмом мог останавливаться.

Суеверия и традиции

Я уже долго работаю по специальности — сделал около 200 или 300 кукол. Очень трудно сосчитать. В том числе я делал кукол для театра. Я не мистик, но считаю, что куклы работают с подсознательной эмоциональностью человека. Они могут вызвать в человеке сопереживание, как, кстати, и нарисованный герой. Замечал, как маленькие дети воспринимают марионеток — они пытаются общаться с ними. Хотя ребёнок, конечно, видит, что это нечто странное. Есть у кукольников связанная с эти традиция — делать не пять, а четыре пальца на руках. Считалось, что тогда кукла не сможет ожить и уйти в мир: люди распознают её. Но объяснение намного проще — делать дополнительные пальцы значит усложнять процесс, и выглядят пять пальцев не всегда изящно для куклы.

Конечно бывает, что куклы играть не «хотят». Для меня это момент тайны — вроде конструкция продумана хорошо, скульптура сделана точно по эскизу, но персонаж попадает на сцену или на макет и играет неудачно. То свет как-то ляжет неправильно, то он выглядит не очень выразительно. Так куклы характер проявляют — очень трудно предсказуемая вещь в нашем деле. И в тоже время мультипликатор может взять другого персонажа поставить на макет — и всё идёт отлично. Эта кукла начинает перетягивать внимание на себя, а режиссер уже хочет получить больше сцен с ней.

Стереотипы о жутких куклах из фильмов ужасов

Всё зависит от режиссёра — куклы, как и актёры, будут исполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Конечно, каждая кукла работает в своём амплуа. Можно делать жутких персонажей, и снять с ними страшный эпизод в фильме, а можно сколько угодно снимать миленьких — например, принцесс и принцев.

Роль, которую кукла сыграет в фильме — не её выбор. Всё зависит от людей, работающих с ней.

Рисованная vs кукольная анимация — о наболевшем

В завершении попросили Игоря Хилова по пунктам разъяснить, почему массовый зритель так мало видит на экранах кукольную анимацию и так много — рисованную. И выяснилось, что мало — это даже хорошо.

Перенасыщение. У нас большое количество компьютерной анимации, и среди тысячи фильмов — сто сделаны на высоком художественном уровне, триста — просто нормально, а оставшиеся не выдерживают никакой критики. Хотя по сюжету это всё та же добрая сказка, только у неё низкое качество анимации, посредственное художественное решение, обилие режиссёрских штампов. И сможет ли зритель пробраться через всю эту «серую» массу до сотни хороших мультфильмов — вопрос. С кукольной мультипликацией немного не так: процесс тяжёлый, соответственно, меньше фильмов делают. А среди сотни проектов 30 хороших найти проще.

Время. Конечно, нарисованную на компьютере анимацию делать проще: Норштейн долгие годы снимает кукольный мультфильм «Шинель», в то время, как каждую неделю выпускаются новые серии сериалов. Но высокохудожественная мультипликация всегда снимается медленно — создана она на компьютере или в куклах.

Актёр-мультипликатор, который оживляет куклу, за день снимает 3-5 секунд материала. Если мы хотим быстро выдать 10-15 секунд в день, что возможно, будут ошибки и «грязь». Хотя можно и этот процесс разогнать — взять в команду не четыре человека, а шесть, сделать и поставить дополнительные макеты, например вместо двух — четыре. Это сложно: нужно место и материалы. В этом плане компьютерную или рисованную анимацию масштабировать проще: ставишь ещё один стол с компьютером и всё.

Глава правления «Союзмультфильма»: «В этом году студия произведёт более 650 минут анимации»

Технические сложности. Сегодня чем больше уходишь в виртуальность, тем проще. А наша работа большей своей частью находится в реальном мире, и в этом её прелесть. Сходите на студию, которая делает 3D или 2D-анимацию… а можете не ходить, и вместо этого загляните в бухгалтерию — увидите то же самое. Столы с компьютерами, за которыми сидят люди, работают и пьют чай из весёленьких чашечек. Только в бухгалтерии на стене будут висеть отчёты, а у мультипликаторов — скетчи и эскизы, но по сути — тот же офис.

В кукольной студии — живое пространство, где много настоящих вещей, там валяются стружка и опилки. Здесь люди вырезают и клеят 1500 листочков для волшебного леса. В съёмочном павильоне каждый макет огорожен занавесками из чёрной ткани, а за ними много света, мультипликатор сидит в наушниках, и перед ним абсолютно волшебный, но в то же время очень материальный мир… Конечно, в финале зритель видит только экран, поэтому мне иногда кажется, что процесс создания фильма интереснее, чем его просмотр.

Конкуренция. В Интернете много самого разного контента, но котиков и щеночков вообще никто никогда не переиграет. Знакомый режиссёр недавно завершил фильм и выложил его в сеть в свободный доступ. Сейчас считает просмотры и говорит: «Я работал, старался сделать хорошее кино, но даже близко не могу конкурировать по количеству просмотров с котиками».

Беседовала Рената Ильясова / ИА «Диалог»