В России вступил в силу закон о малых средствах размещения. С 1 октября хостелы и отели в жилых домах не могут существовать, если их помещения не переведены в нежилые и нет отдельного входа для посетителей. Так, по словам экспертов, в Петербурге теперь вне закона порядка 80% гостиничных организаций. Тем временем город планирует наращивать туристический потенциал. Куда же селить гостей Северной столицы, и есть ли шанс вывести из тени хостельреров, которые оказались в этой ситуации не по своей воле? Подробности – в материале «Диалога».
Что изменилось с 1 октября
Раньше размещение хостела в жилом доме считалось нормальной практикой. Однако люди, живущие с такими организациями по соседству, нередко жаловались на шум от постояльцев, «проходной двор», сигаретный дым и мусор. Проблемы горожан побудили законотворцев разработать инициативу, которая бы решила все проблемы на корню. В этом году она прошла три чтения в Госдуме, была принята Совфедом и подписана президентом России Владимиром Путиным.
Теперь, чтобы открыть хостел или небольшой отель, нужно перевести помещение в нежилой фонд, организовать противопожарную безопасность и звукоизоляцию, а также сделать для постояльцев отдельный вход. Соблюсти все эти условия в большинстве случаев крайне сложно, особенно, если речь идёт о мини-гостиницах в исторической части города, где львиная доля домов — памятники регионального или даже федерального значения.
Под одной крышей: как уживаются хостелы и их соседи
На данный момент, по словам председателя комитета по туризму Евгения Панкевича, в Петербурге уже закрыто 44 отеля и хостела. Это сделано по обращениям самих хостельеров. Что касается основной массы мини-гостиниц – их начнут активно проверять с начала ноября. Сами же чиновники Смольного и депутаты ЗакСа выступали против той редакции закона, в которой он вышел, поскольку турпоток в городе планировалось наращивать, а сложившаяся ситуация создаёт этому существенные препятствия.
«У нас в прошлом году было 8,2 млн туристов, 3,9 млн из них – иностранные граждане. Кроме того, мы понимаем, что электронные визы увеличат турпоток, а впереди ещё и УЕФА, к которому нужно готовиться. Мы видим, что клиент будет, поэтому нужно в новых реалиях работать и развиваться. Сегодня мы наладили диалог по линии Госжилинспекции и других надзорных органов. С ноября начнутся проверки и, на наш взгляд, всё будет происходить конструктивно. Помимо этого развивается программа по поддержке хостелов и отелей, наши специалисты помогают им перевести жилое помещение в нежилое там, где это возможно», — объясняет Панкевич.
Он также отметил, что город сейчас старается выделить хостелам места в таких зданиях, где проблем с точки зрения нового закона не будет. Для этого коммерсантам нужно обратиться в комитет по туризму.
Что же касается надзора за деятельностью мини-отелей в связи с законодательными изменениями, в городской прокуратуре заверили – зверствовать не будут. Но при этом напомнили, что представители ведомства могут нагрянуть день в день, когда организация получит уведомление о проверке. Сам «рейд» может затянуться на месяц. Ещё 30 дней компании даётся на устранение нарушений.
«Другими словами, на устранение неполадок даётся два месяца. Конечно, закон не ограничивает прокурора в принятии комплекса мер прокурорского реагирования. Представление может быть внесено сразу, а также подано исковое заявление в суд. Но это в том случае, если люди не хотят нас слышать и мешают работать», — объяснили в прокуратуре Петербурга.
Почему лазейки в законе могут не сработать?
В связи изменениями некоторые предприниматели стали задумываться о том, как обойти систему. Например, рассматривается возможность представляться не как юридическое, а физическое лицо, то есть как меблированная комната. Однако специалисты предупреждают: данный вариант нельзя рассматривать в качестве законодательной лазейки. Здесь есть свои нюансы, которые могут привести к судебным разбирательствам, штрафам и даже закрытию бизнеса.
Ни хостел, ни коммуна, ни секта: как устроена оффлайн-квартира, и кто в ней живёт?
«Часто слышу, что собственнику помещения нельзя оказывать гостиничные услуги и вести гостиничную деятельность, но ему не запрещено сдавать свою квартиру по договорам найма. Якобы благодаря этому бизнес можно продолжать. Так не выйдет, для начала потому, что на этом рынке есть чёткая классификация гостиниц. В неё входит предоставление помещения и услуги: завтрак, уборка, смена постельного белья… Хостелы тоже сюда попадают. А если говорить про договор найма — это уже другой раздел Гражданского кодекса. В данном случае людям сдают конкретное изолированное жилое помещение, то есть мы не можем сдать койко-место. Следовательно, хостелы в жилых домах больше ни в каком виде находиться не могут, кроме как нелегально», — объясняет адвокат Наталья Петровская.
Она рассказала и о другой призрачной лазейке, которую могут использовать отельеры и хостельеры – это возможность прописать в договоре найма дополнительную цену за подселившихся в комнату гостей.
«Всем известна такая ловушка: в договоре прописывают стоимость, например, 600 рублей за человека, упоминая, что, если в данное помещение подселят двух соседей, то цифра вырастет до 1200. Но заключать такие соглашения с разными людьми и потом при проверке сказать, что у нас всё в порядке — не получится. Дело в судебной практике, которая имеет право переквалифицировать ваш договор по совокупности обстоятельств, указывающих на оказание гостиничных услуг, со всеми вытекающими последствиями — вплоть до запрещения деятельности», — говорит адвокат.
Эксперт подчеркнула: если предприниматель хочет работать по договору-найма, ему придётся убрать вывеску хостела или гостиницы, удалить объявления с сайтов бронирования жилья, прекратить готовить завтраки, стирать и менять постельное бельё.
Как считать иностранцев
Гостиницы и хостелы обязаны ставить на миграционный и регистрационный учёт прибывающих постояльцев. В связи с новым законом задача усложнилась. В первую очередь это коснулось тех, кто лишился сейчас возможности вести предпринимательскую деятельность. Тем не менее обязанность вести учёт гостей Северной столицы не исчезла. И если не отчитаться о заселившемся посетителе – это может обернуться крупными штрафными санкциями.
«По факту, если вы не перевели свои помещения в нежилой фонд, то не имеете права оказывать гостиничные услуги. Соответственно, не попадаете под постановление правительства №310 и под другой перечень нормативных актов, по которым у вас есть право передавать сведения о миграционном и регистрационном учёте в электронном виде. И здесь большой вопрос, что делать? Мы выбираем из прайса административного кодекса правонарушений, что дешевле: либо оказывать незаконные гостиничные услуги, либо не передавать сведения о миграционном или регистрационном учёте… Первое грозит приостановлением деятельности, второе – штрафом от 250 тысяч до 850 тысяч рублей», — рассказывает гендиректор Единого многофункционального центра услуг для мигрантов в Петербурге «Мигсервис24» Роман Тимофеев.
Получается, что отчитываться нужно, но не в электронном, а в бумажном виде. И в данном случае выход есть. Лайфхаком поделилась владелец Raylyan Consulting, советник президента ФРиО по миграционному и регистрационному учёту Екатерина Райлян.
«Раньше было пять способов уведомления МВД, теперь остался один, который можно использовать в таком случае. Так, отель пишет заявление в двух экземплярах о техническом сбое и до его устранения просит принимать информацию на бумажных носителях. Но обязательно нужно сослаться на номер соглашения с МВД о передаче информации в электронном виде. Документы следует отнести в территориальное отделение полиции, если там не примут — на Кирочную, а если и здесь не вышло, то действовать через «Почту России». Так у вас будет подтверждение того, что вы хотя бы каким-то образом отправили документы в Министерство внутренних дел», — рассказала специалист, отметив, что буквально на днях в Москве благодаря этому приёму одна из гостиниц отбилась от огромного штрафа.
Также эксперт рассказала, что физические лица, работающие по договору найма, имеют в запасе 7 календарных дней для постановки постояльца на учёт, гостиницы – сутки.
Отметим, по заявлению Гильдии малых средств размещения России, только в Петербурге с 1 октября вне закона оказались порядка 80% отелей и хостелов, которые не подходят под новые параметры. В целом, в Северной столице более 400 хостелов и свыше 2,5 тысяч небольших отелей и гостиниц. Почти все они находятся в жилом фонде.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»