Site icon ИА «Диалог»

«Звезда» сводок ДТП: какие проблемы у системы каршеринга в Петербурге, и можно ли их решить

Каршеринговые компании в Петербурге становятся всё популярнее. Количество пользователей сервиса растёт, как и число компаний, оказывающих услуги по аренде машин. Казалось бы, идея хорошая: стоит дешевле такси, да и личный авто можно не приобретать – катайся по городу в своё удовольствие. Однако на деле — не так радужно. Всё чаще машины каршеринга попадают в сводки ДТП: были случаи, когда за рулём находились люди, не имеющие водительских прав, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Зачастую они пользовались фейковыми аккаунтами, купленными в Интернете. Бороться с этим явлением пока удаётся с трудом, но петербургские парламентарии ищут выход из ситуации. Подробнее — в материале «Диалога».

«Аварийный флешмоб»

Только за последние дни в Петербурге произошли три аварии с участием каршеринговых автомобилей, благо без пострадавших: одна машина въехала в остановку общественного транспорта на проспекте Энгельса, другая — протаранила ограждение на проспекте Солидарности. Вишенкой на торте стала ситуация, когда водитель въехал в БРДМ.

Эти новости вызвали активное обсуждение в соцсетях: кто-то из пользователей считает, что подобные сервисы нужно запретить, а кто-то встаёт на защиту каршеринга, правда, отмечая, что нужно менять подход к системе, чтобы недобросовестных водителей становилось меньше. Например, одной из главным проблем считается продажа фейковых аккаунтов людям, у которых даже нет водительских прав.

Лучшее ДТП года: каршеринг «оседлал» легковушку на КАД 

«Тут скорее не запрещать надо, а ввести адекватный контроль, чтобы наказание водителю, совершившему ДТП, было неотвратимым. А не как у нас — купил левый аккаунт и делай с авто, что душе заблагорассудится. Обычно ничего хорошего из этого не выходит, а ответственности — никакой», — написал подписчик группы «ДТП и ЧП Санкт-Петербурга» Александр Николаев (орфография и пунктуация сохранены).

Некоторые интернет-пользователи полагают, что к каршерингу такое пристальное внимание оказывается только потому, что это приметные машины, но в реальности они наравне с обычными авто попадают в ДТП.

В ДТП с каршеринговым автомобилем пострадала женщина с коляской 

«Раньше тоже так думала — заметные, поэтому и кажется, что постоянно бьются. Но нет!!! Вчера ехала глубоко поздно, преимущественно по спальникам и встретила 3-4 карша….полные неадекваты!!! Либо совсем первый раз, либо под чем-то!!! А самое страшное, если оба параметра ими были соблюдены !!!! Так вот, ехала и молилась, чтобы быстрее доехать!» — прокомментировала новость про очередное ДТП Марина Аминова (орфография и пунктуация сохранены).

Под другим постом – о каршеринге, въехавшем в БРДМ — тоже активные обсуждения. Здесь преимущественно собрались шутники: «У «Яндекса» машины хоть остались?», «Каршеренгисты, там на нефтяной дороге стоит Т-80, налетайте!», «Когда уже «Яндекс» начнёт эпичные видео из салона своих авто выкладывать? Полюбому хиты будут», — пишут пользователи.

«На самом деле сервис очень удобный, жаль, что идиотам он тоже доступен. Надо бы сделать проверку перед арендой при помощи селфи, порог вхождения — стаж минимум 5 лет и 100-процентная ответственность за ДТП по вине, тогда может в головах этих людей что-то и щелкнет, но сервисы на это не пойдут», — написал Михаил Кощеев.

Размытая статистика

По официальным данным УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, с января по май текущего года в Петербурге зарегистрировано 122 дорожно-транспортных происшествия с участием каршерингового транспорта. В пяти из них пострадали 9 человек. В ведомстве «Диалогу» рассказали, что в общей массе автоаварий на арендованные машины приходится всего 0,2%.

В августе пресс-служба МВД России заявила о 212 ДТП с участием каршеринга по всей стране. В этих автоавариях, большинство из которых зафикисрованы в Петербурге и Москве, погибли 10 человек, ещё 277 получили травмы различной степени тяжести.

В центре Петербурга каршеринговый автомобиль спровоцировал ДТП

Однако эксперты уверяют, что существующие цифры далеки от реальности. Всё потому, что ГИБДД не классифицирует отдельно аварии с участием арендованных автомобилей. Сделать это сложно, поскольку зачастую автомобили каршеринговых сервисов зарегистрированы на лизинговые компании, и по базам их вычислить проблематично.

«Все данные, которые предоставляются по статистике, будут довольно относительными, поэтому нельзя точно сказать, сколько нарушений и сколько ДТП было совершено автомобилистами на каршеринге. Где-то это фиксируется, где-то нет», — объяснил подполковник полиции Роман Ледюков.

Сами владельцы каршеринговых сервисов тоже не всегда могут предоставить точные цифры. Например, компания «YouDrive» заявила о 352 дорожно-транспортных происшествиях с начала текущего года. Но здесь учитываются даже незначительные аварии, в которых на машинах были оставлены небольшие царапины. Коллеги этой организации и вовсе не спешат идти на контакт. Например, корреспондент «Диалога» отправлял официальный запрос в «Яндекс. Драйв» и «Делимобиль», но ответа так и не получил. Более того, фирмы и между собой нередко не делятся информацией, чтобы, например, составить наиболее полный список злостных нарушителей ПДД и заблокировать им доступ к аренде авто.

«Мы тоже обращаемся к коллегам, но не получаем от них сведений. Хотя, с другой стороны, это объяснимо – всё-таки передача личной информации третьим лицам запрещена на законодательном уровне», — сказал региональный менеджер в Петербурге каршеринга «YouDrive» Алексей Генералов.

Левые аккаунты и алкозамки

Одной из главных проблем в каршеринговом бизнесе сегодня называют фейковые аккаунты. Их можно свободно купить на интернет-сайтах. Цена вопроса – от 1,5 до 8 тысяч рублей. Под силу это даже ребёнку: в Петербурге уже останавливали 14-летнего подростка за рулём арендованного авто. К слову, если машина попадёт в ДТП, то ответственность за аварию и расходы на ремонт понесёт реальный владелец аккаунта.

«Мы видим, что происшествий (с участием каршеринговых автомобилей – ИА «Диалог») стало больше. А в чём причина? Под чужим аккаунтом можно легко зарегистрироваться, и езжай, куда хочешь, нарушай, что угодно, от этого страдают не только граждане, не только автомобилисты, но и те же сервисы и машины, которые выходят из строя. Если будет продолжаться тенденция нарушения ПДД, то ничего хорошего бизнесу это не предвещает. Должны быть заинтересованы все. И те, кто контролирует, и властные структуры, и сами компании», — высказался председатель петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной Палаты города Валерий Солдунов.

Чтобы решить проблему, депутат регионального Заксобрания Алексей Цивилёв предлагает разработать нормативную базу, которая предусматривает видеофиксацию водителей, а также алкозамки на машинах, чтобы человек в состоянии алкогольного опьянения не смог сесть за руль.

«Инициативы, над которыми сейчас ведётся работа, прежде всего, касаются Гражданского кодекса. Каршеринг нужно прописать юридически в ГК, поскольку пока что это оборачивается правовой неопределённостью. Второй момент — использование технических устройств. Например, современные сотовые телефоны определяют человека не только по отпечаткам, но и по лицу, а почему-то автомобиль мы не можем снабдить подобной системой, хотя это, наверное, будет не дороже. В данном случае я говорю об идентификации и работе с фейковыми аккаунтами. Третий вопрос, который нужно решить – алкозамки. Здесь следует подумать, как технически это сделать и насколько это реализуемо. И четвёртое – необходимо ввести ответственность за пользование чужими аккаунтом. Если это несовершеннолетний, то ответственность должна ложиться на родителей или опекунов», — перечислил парламентарий, отметив, что инициативу планируется вынести на федеральный уровень.

Водитель каршерингового автомобиля попытался проехать через разведённый Сампсониевский мост

Сами представители каршеринговых сервисов не против регулирования рынка. Но, например, об алкозамках они пока отзываются неоднозначно, поскольку при желании человек сможет обмануть систему.

«У клиента есть возможность открыть машину своему другу, знакомому или родственнику удалённо. А поставить в каждую машину систему доступа, думаю, будет стоить недёшево. Это отразится на ценообразовании, а также потребует времени на реализацию задумки. Нужно понять, как это интегрировать в машину. Что касается алкозамков, мне кажется, это не решит проблему. Человек может попросить прохожего в него дунуть. Чтобы избежать этого нарушения, потребуется видеофиксация, чтобы была возможность отследить, кто именно управляет машиной. А это дополнительные вложения, а значит, цены на услугу вырастут», — объясняет региональный менеджер в Петербурге каршеринга «YouDrive» Алексей Генералов.

Он подчеркнул, что изменить систему возможно, и сервисы будут подстраиваться под текущую ситуацию, но на это понадобится время. Решить же проблему одномоментно не получится, здесь требуются правовые, финансовые и технические усилия.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»