100.7$ 106.1€
0.59 °С
Новости Все новости

Спасут ли природу биоразлагаемые пакеты? Рассказывает экоактивист

13 сентября 2019 | 12:00| Просто о сложном

В последнее время становится модным покупать биоразлагаемую продукцию: пакеты или одноразовую посуду. Считается, что это помогает сберечь природу – но так ли это на самом деле? Активист движения «РазДельный сбор» Анна Гаркуша объяснила «Диалогу», почему это не совсем выгодная история в современных реалиях, чем отличаются компостируемые предметы от оксоразлагаемых, и по какой причине, казалось бы, добрые намерения портят экологию.

Разлагается не всё

Существует два типа такой продукции: настоящая биоразлагаемая – её эксперты предлагают называть компостируемой – и оксоразлагаемая. В первом случае речь идёт о полном разложении – но для этого, например, из пакета нужно сделать компост, то есть удобрения. Во второй ситуации предмет не сможет разложиться на безопасные для окружающей среды элементы, он только развалится на части.

«Из безвредных пакетов можно сделать компост. А когда это невозможно, но на продукте пишется «биоразлагаемый», имеется в виду, что в пластик добавили оксоразлагаемую добавку, и под воздействием ультрафиолета он развалится на маленькие кусочки, примерно 2 на 2 сантиметра. Например, люди не знали, что это за пакет, положили в него детские вещи, убрали на чердак и через год решили достать – а там всё рассыпалось, и одежду уже моль поела. То есть это обычная пластиковая продукция, которая лишь распадётся. И хорошо, если подобная ситуация произошла дома: собрали и выбросили на помойку, потому что такой материал ни в какую переработку не отправить», – объясняет Анна Гаркуша.

Она отметила, что рядовой пользователь не сможет на вид отличить компостируемые пакеты от оксоразлагаемых, а перерабатывать их вместе нельзя. В этом и заключается вся сложность использования такой продукции.

«Возникает большой риск, что мы загрязняем партию – но отдельного сбора для оксоразлагаемых и обыкновенных пакетов нет, это во-первых. Во-вторых, производители говорят, что волноваться не стоит, продукция сама разложится – но, как я уже говорила, это не так: она именно распадётся – это большая разница. Маленькие кусочки пластика попадут в почву, в воду, и засорится всё, что можно. Но даже если пакет попадёт на помойку, то ничем не будет отличаться от обычного. Ведь на полигоне всё кладут слоями, как пирог: положили мусор, сверху засыпали грунтом. Соответственно, такой предмет даже на мелкие кусочки не распадётся, потому что нет доступа ни к свету, ни к воздуху – ни к чему», – говорит эколог.

Экотренд в действии

На волне борьбы за экологию многие организации решают перейти на биоразлагаемую продукцию – но зачастую они не понимают, как это работает. Чаще всего именно общепит старается внедрить одноразовую экопосуду, но бывают и другие случаи. Но дело даже не в том, вредна такая продукция или нет. Даже если говорить о стопроцентной компостируемой посуде или упаковке, здесь тоже есть свои проблемы. Для всего этого нужны пахотные поля, чтобы выращивать кукурузу для приготовления материала, отдельная сортировка и специальные мощности для переработки. Так, если перевести всё в денежный эквивалент, то затраты не стоят свеч. Как результат – самым лучшим способом спасти природу было и остаётся использование многоразовой продукции: например, можно приходить в магазин со своим пакетом или экосумкой.

«Создать компостируемые материалы не просто. Это требует пахотных площадей, которые нужно поливать, выращивать, ухаживать за ними – и всё для того, чтобы создать вещь одноразового использования. По большому счёту, получается не по-хозяйски. Далее, предположим, вы пришли в торговый центр, в общепит. Там есть прогрессивные заведения, где предлагают посуду из крахмала, а есть кафе с обычным пластиком – но и то и другое выкидывают в одно ведро. И переработать это уже невозможно, получается засор. Кто будет сортировать – непонятно. Для того, чтобы проделать такую работу, нужны специальные мощности: оптический аппарат, способный различить, где кукуруза, а где обыкновенная пластмасса. Так что фактически, вся посуда пойдёт на помойку», – рассказывает эксперт.

Получается, что для начала в России следует наладить процесс производства крахмальных упаковок, их сортировки и компостирования. В этом плане пример подают Франция и Финляндия.

«Я знаю, что финны используют такие пакеты для пищевой продукции. То есть у них есть раздельный сбор органики: положил в пакет – и вместе с ним откомпостировал. Во Франции с 2016 года запрещены все пластиковые пакеты. А окси- и био-разлагаемые нельзя использовать, если их объем меньше 10 литров, а плотность ниже 50 микрон. После введения запрета, все одноразовые пакеты должны быть заменены на многоразовые», – объясняет Анна Гаркуша.

Медицина и подгузники

Однако петербургский эколог не предлагает вовсе забыть про биоразлагаемые материалы. По словам Анны Гаркуши, их полезно использовать, например, в медицинских целях.

«Я, например, очень довольна, что есть медицинские нитки, которые сами рассасываются – после операции мне не нужно было ехать снимать швы. Поэтому если мы говорим о компостируемых полимерах, мы должны думать, а где мы вообще без этого не можем обойтись? Например, в медицине. Давайте работать в этом направлении», — предлагает эксперт.

Кроме этого, она советует использовать разлагаемые материалы при изготовлении средств личной гигиены: прокладок или подгузников.

«В данном случае я бы, наверное, ввела этот компостируемый пластик – но тогда повсеместно, без исключений. Никто же не будет думать над прокладкой, какая она: разлагаемая или нет. Поэтому нужен полный запрет на некомпостируемые средства личной гигиены. Это, конечно, сложно, но если начать думать в эту сторону и разрабатывать механизмы перехода, то всё получится», – считает эксперт.

Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!