Site icon ИА «Диалог»

От сестёр Хачатурян до выборов: что волнует петербургских стрит-арт художников

граффити хачатурян

фото из группы "Вконтакте" "Арт-группа Явь"

Проходя мимо забора в начале нынешнего столетия, мы бы, скорее всего, увидели там пару любительских рисунков и нецензурных надписей. Сейчас же рискуем наткнуться на произведение уличного искусства, а потом прочитать о нём в новостях. «Диалог» давно следит за творчеством стрит-арт художников: в этом материале мы собрали несколько ярких работ, которые появились в Петербурге за последние месяцы, а также поговорили с их создателями.

ГопнИКМО

Где: ИКМО «Екатерингофское», «Чёрная речка», «Сампсониевское», «Сергиевское»

В Петербурге 8 сентября пройдут выборы – муниципальные и губернаторские. И, кажется, чем меньше времени остаётся до дня Х, тем громче становятся скандалы. О политических перипетиях «высказался» уличный художник Loketski – ИКМО он красноречиво сравнил с гопниками.

Муниципальные подснежники, очереди и драки: что происходит с выборами в Петербурге

«Амбалы спортивного телосложения, которые поджидают кандидатов в подворотнях с тем, чтобы спровоцировать драку, помешать им войти в помещение ИКМО и подать документы – как их назвать? Есть в Петербурге для такого мелкого криминалитета особое слово – гопники.

Этой работой я хотел привлечь внимание самой широкой общественности к тому, что, прикрываясь обещаниями стабильности и «невозврата в 90-е», действующая власть ввергает нас в эти «жуткие 90-е» своими же руками. Я молчу про ту бедность, в которую мы снова катимся, но ведь то, что творится сейчас в ИКМО Петербурга — это же неприкрытый криминал! Надеюсь, что все, кто замешан в этом преступлении против демократии, почувствуют хотя бы укол совести. В этом состояла моя задача-минимум», рассказал Loketski.

Конец прекрасной эпохи

Где: Лиговский проспект, 131

Ещё одна работа, посвящённая выборам – только на этот раз проходящим не в 2019 году, а в далёком 1478. Об истории создания работы, демократии и тройном дне рассказала «Диалогу» участница арт-группы «Явь» Анастасия Владычкина.

«Мы недавно ездили на фестиваль паблик-арта в Великий Новгород. Прониклись духом города. Из истории России известно, что Вече было распространено на территории страны, однако при присоединении Новгорода к Москве Иван III окончательно уничтожил этот демократический институт. Это был важный момент для России. Если бы вече не было упразднено, то все могло быть совсем по-другому.

Как и в любой другой нашей работе, здесь есть пасхалки.  Видеть их или нет, решают уже зрители. И, видимо, их культурный бэкграунд как-то на это влияет. Но пасхалки у нас есть в каждой работе. Часто они настолько кричащие и противоречащие Уголовному кодексу, что мы боимся их делать, но тем не менее у всех наших работ всегда есть двойное дно. Иногда оно бывает тройным», — рассказала Владычкина.

Крик

Где: Мытнинская улица, 24

Резонансное дело сестёр Хачатурян не оставило равнодушными и петербургских художников: в конце июня в Северной столице появилось «кричащее» окно. Участники группы «Явь» рассказали «Диалогу», почему отреагировали на ситуацию только сейчас, и как граффити может помочь её разрешению.

В Петербурге появилось граффити в поддержку сестёр Хачатурян

«Когда дело сестёр Хачатурян только-только было предано огласке, нас это сильно не коснулось. Мы только краем уха слышали об этом. А вот сейчас, когда поднялся весь этот шум, мы начали изучать материалы дела. В социальных сетях читали ужасные комментарии мужчин, которые писали: «насиловал, не убивал, что сложного, что в этом плохого? Они же даже удовольствие получали». Мы решили, что нельзя не высказаться на эту тему. К тому же телеграмм-канал «Мы сестры Хачатурян» писал о том, что этому делу нужна медийность. В России у нас как происходит: власть начинает что-то действительно делать и выполнять свою работу так, как нужно, только когда про это кричат все журналисты, пишут СМИ. Мы понимаем, что у нас есть определённый вес, поэтому захотели помочь. Думаю, нам это очень хорошо удалось.

Эта история касается не только Хачатурян. Проблема домашнего насилия широко распространена в России. Из-за этого каждый год погибает огромное количество женщин. Единицы идут в полицию, которая ничего не делает. У нас нет официальной статистики, чтобы понимать ситуацию в стране. Страна – это не Москва и Петербург. Это сёла и деревни, где страшно, и царит патриархат, где нормально бить жену. Поэтому наша работа не только о сёстрах Хачатурян, а в принципе об этой структурной проблеме, которая пронизывает всё общество.

Наша работа о том, что нельзя оставаться равнодушными к таким проблемам. В релизе к посту в Instagram мы специально привели несколько историй, когда такое поведение приводило к тому, что страдали даже те, кто никак не причастен к семье с домашним насилием. Конечно, мы не призываем людей делать что-то во имя общественного блага. Если люди не хотят брать на себя ответственность за чужие жизни и кому-то помогать, то, может быть, они подумают о себе, о том, что однажды они могут попасть под раздачу домашнего тирана. Такая ситуация может произойти с кем угодно и когда угодно», — отметила художница.

Условная свобода

Где: Бронницкая, 33

Стрит-арт художник Алексей Бурстон уверен, что история Ивана Голунова – далеко не единственный пример сфабрикованных дел. «Диалог» выяснил, что толчком к созданию граффити стала отнюдь не ситуация с корреспондентом «Медузы».

«Так совпало, что во время этой истории я услышал о подобном случае от своих друзей. Две большие разницы, когда подобное происходит с кем-то тебе не знакомым, и когда это случается где-то рядом. Понимаешь, что угроза ближе, чем кажется. Поэтому работа была посвящена всем, кто попал в схожую ситуацию.

Я иногда играю со словами, создавая свои работы. Хотелось вложить в общее светлое понимание «Свободы» те реалии, в которых она сейчас существуют. Показать, что это слово содержит в себе несколько больше, чем кажется. Наручники на месте букв «О», с цепью в виде слова — образ в образе, получился такой слоёный пирог из знакомых вещей и слов.

Сложно сказать, что такое «Свобода» в формате этой работы. Если брать ассоциации, то, мне кажется, самым близким чувством будет страх. Иван – медийная личность, и этот случай вызвал большой резонанс в СМИ. Вполне возможно, что это повлияло на решение суда. А чем заканчиваются такие истории с обычными людьми?»

Робот из мультфильма «Ну, погоди!»

Где: выход станции метро Площадь Александра Невского

С первого взгляда сложно понять, чему посвящено граффити: пробегая мимо, можно и не заметить сломанный знак «Парковка запрещена». Алексей Бурстон таким образом поднял проблему пешеходных зон, благоустройства и прогресса.

«Сама работа демонстрирует частный случай с неуместными парковками в центре Петербурга — это неудобно и иногда даже опасно для пешеходов. Автомобили вытесняют людей с улиц, занимают всё больше городского пространства. Такую же аналогию можно применить к технике в целом.

Идея с роботом отлично демонстрирует как то, что раньше приносило радость, теперь начинает приносить вред. В мультфильме милый персонаж на какое-то время предстаёт нам беспощадным и агрессивным. Здесь схожая ситуация.

Мне сложно сказать, как должна решиться эта проблема. Если мыслить глобально, то, наверное, мы должны вернуться немного назад — вспомнить, что люди вокруг нас важнее, чем личный автотранспорт или любая другая техника. Наверное, всё упирается в мировоззрение человека», — высказал свою точку зрения художник.

Подготовили Екатерина Федорова, Дарья Тюрина / ИА «Диалог»