Как и в нулевые, герой треков группы Krec в 2019-м всё также гуляет по дворам и улицам Петербурга. Правда, чаще его можно встретить не на окраинах в районе «Автово», а в центре, где он любуется чердаками в закоулке Апраксина. «Всё так хотят, чтобы уже Fuze успокоился, заслуженно ушёл на пенсию, стал коммерсом», – эта строчку в заглавном треке нового альбома Артём Бровков повторяет не раз. От погони за лайками и криков коллег по сцене «Я – король» он уходит в нетуристические места, глубже в город. Благо мрачный Готэм-Питер вовремя, когда на сердце тяжело, шепнёт в поддержку: «Бро, не вешай нос». К выходу нового альбома «Комиксы» решили расспросить солиста Krec Артёма Бровкова, как он на «фотоохоте» находит новых героев и сюжеты для треков, почему сравнивает свой творческий путь с чисткой луковицы, и что спел бы на крыше печально известного следственного изолятора №1 «Кресты».
«Я не лезу в политику и не учу жизни других»
Один из крайних ваших концертов в Петербурге прошёл на крыше, на Кожевенной улице. Промышленные виды, порт, здания заводов… Как вам такие «декорации»? И на какой крыше Петербурга вы бы сами организовали концерт?
Я очень рад, что в Петербурге продолжается процесс переосмысления не только исторического центра, но и других, не менее харизматичных частей города. Что может быть романтичней бьющихся о старые причалы волн, гигантских кранов судостроительных верфей, круизных лайнеров и кричащих на закате чаек? Я бы хотел «Спеть свою музыку» (строчка из песни Хаски «Ай», и название концерта в защиту этого рэпера – ИА «Диалог») на крыше здания «Крестов»: мне кажется это довольно символичным.
Как-то вы признавались, что с детства любите исследовать свой город. Расскажите о знаковых местах Петербурга для вас в 90-е, и как они изменились сейчас?
Я вырос на улице Рубинштейна, и все детские воспоминания у меня связаны с окрестностями Пяти углов. К сожалению, большинство знаковых мест тех лет – таких, как пышечная на Фонтанке, тир на Литейном, видеосалон на Рубинштейна, магазин игрушек на Разъезжей, кинотеатр «Титаник», игровые автоматы на Зимнем стадионе (Михайловский манеж – ИА «Диалог») – остались только в моей памяти. Все магазины, куда я бегал за молоком, хлебом или жвачками, теперь занимают рестораны, бары или кафе. Но, несмотря на то, что этот район стал туристической Меккой, и город пытается получить выгоду из каждого квадратного метра, он сохраняет свой шарм, и мне всегда приятно пройтись по родным улицам и дворам.
Как за эти годы изменился лирический герой ваших треков, его отношение к городу, к своей стране, к возлюбленной?
Мой герой стартовал с традиционных банальностей на топливе юношеского максимализма. Этот путь можно сравнить с чисткой луковицы, где, не минуя шелухи, слой за слоем ему открываются новые смыслы и цели. Понять это проще всего можно, послушав релизы разных лет.
Из музыкантов, которые когда-то писали в Krec, вы единственный остались верны «кухне» (Kitchen Records). Почему решили сохранить проект, хотя могли просто продолжить карьеру как Fuze, подобно тому, как это сделал, например, Ассаи? Кстати, вы всё ещё живёте в той квартире, где записывали первый альбом «Вторжение»?
Не хотел вас расстраивать, но уже несколько лет как переехал из той легендарной панельки в более уютную сталинку. У ребят же появились другие цели и приоритеты в жизни, это их право. Я не нашел для себя ни одной веской причины отказываться от имени Krec, ведь, по сути, ничего не изменилось.
То есть рэп для вас, как и тогда – это по-прежнему голос неблагополучных районов и крик о социальной несправедливости? Даже сейчас, когда есть известность, концерты и альбомы выходят каждый год?
Если я избавился от части своих проблем, это не значит, что не замечаю проблем окружающих, что они меня не трогают. Да и районы благополучными за это время не стали: бедные беднеют, богатые думают только о том, как не потерять нажитое имущество и построить повыше забор. Я не ставлю перед собой творческих глобальных целей – мне кажется достаточным положительного влияния музыки на ближайший круг людей, а они уже передают этот сигнал по цепочке кому-то ещё. Я не лезу в политику и не учу жизни других, я пытаюсь разобраться в себе, осмыслить какие-то насущные вопросы и поделиться этими рассуждениями с друзьями.
На ваш взгляд, рэпер – это артист или нечто большее? Например, голос поколения, личная позиция, политические взгляды?
За всё время творческого пути я успел высказаться на многие темы и никогда специально не сторонился острых и неудобных вопросов. Чтобы расти и развиваться, нужно быть недовольным, нужно искать и обозначать слабые места. Это относится, в первую очередь, к себе, потом – к обществу, в котором ты живешь, и к мирозданию в целом. Пусть каждый решает для себя сам, чем наполнять куплеты – все точки сможет расставить только время.
Если не рэп, то… кантри?
Krec находился у истоков российской рэп-культуры, вы доказывали, что на родном языке хип-хоп может звучать честно, органично и без примеси пародии. Как считаете, сейчас рэп уже достаточно «повзрослел», чтобы говорить о проблемах тех, кому за тридцать и за сорок – дети, школа, разводы, пенсионная реформа?
Да, за последнее время жанр сильно окреп и, скорее всего, засверкает новыми гранями и именами в ближайшие десятилетия. Рэп – уникальное и универсальное явление, и его потенциал ещё не раскрыт и на 30 процентов – я в этом не сомневаюсь. Рэп – это возможность высказаться на любую тему; если вам этот формат подходит – добро пожаловать.
А что слушает Fuze, в какие клубы и на какие площадки выбирается, чтобы посмотреть на коллег?
Если это звёзды первой величины, такие как Баста и Oxxxymiron, то стандартно – Ледовый дворец или «Юбилейный». Если кто-то чуть менее хайповый типа Смоки Мо, Коржа, Скриптонита, Мияги, Грота, Дорна, Пятницы, Рем Дигга – это А2, «Космонавт» или «Аврора». А если совсем андеграунд – как Murovei, T.Check, Джи Вилкс, Лиза Смол, Кажэ [Обойма] – то, как правило, иду в легендарный «Грибоедов» или похожие по формату заведения.
Вы задумывались – если не рэп, то что? Какую музыку и тексты вы бы создавали, не будь за плечами истории Krec?
В 90-х параллельно с хип-хопом я увлекался альтернативной музыкой, ходил на концерты таких легенд, как Biohazard и The Rage Against The Machine, был частым гостем на сборных концертах местной хардкор-сцены. При возможности посещал репетиции друзей из этой тусовки и находился в шаге от того, чтобы начать что-то сочинять – но, видимо, моё время тогда ещё не пришло. Ближе к пятидесяти годам планирую перейти к экспериментам в стиле кантри и близких к этому направлению жанрам.
Комиксы и «фотоохота» во вселенной Krec
Буквально на днях вышел новый альбом «Комиксы». Почему выбрали такое название, почему Петербург сравниваете с Готэмом — это дань моде? Или вы больше не привязываете свои истории к существующей реальности?
Есть люди, которым посчастливилось быть свидетелями рождения вселенной Krec: они могли наблюдать как она росла, усложнялась и дарила слушателям всё больше интересных персонажей и локаций. Сейчас этот мир похож на многоуровневый лабиринт, в котором есть свои правила, характерные черты и странности. Опытный юзер, услышав первые аккорды трека, уже представляет, какого рода приключение его ждёт. Я верю в то, что музыка может заставить вас почувствовать себя насквозь промокшим и одиноким – или счастливым ребенком, беззаботно наблюдающим закат на крыше. Сочиняя свои комиксы, я чаще всего отталкиваюсь от мест, которые мне хорошо знакомы, это позволяет добиться максимальной детализации и ощущения присутствия как в видеоиграх.
Музыкальный стиль в альбоме останется прежним, или поклонников ждёт неожиданный сюрприз?
Этой пластинкой я не планировал кого-то удивлять – она, скорее, для того, чтобы поддержать близких людей, поделится с ними своими переживаниями в форме дружеской беседы во время неспешной прогулки.
Вы не раз делились, что любите просто бродить по городу и подмечать интересные детали, общаться с людьми. Где и как вы черпали вдохновение для нового альбома?
Живя в таком чудесном городе, сложно не любить пешие прогулки, а если после у вас ещё остаются интересные фотоснимки и сюжеты для песен, то это затягивает не на шутку. Плотно увлекаюсь стрит-фотографией уже больше пяти лет, и если поначалу меня больше интересовала архитектура, какие-то мелкие детали бытовой жизни и атмосфера города, то последние несколько лет чаще уделяю время непосредственно людям, их внешности, характерам и эмоциям в различных ситуациях. В идеале я предпочитаю быть незаметным наблюдателем и делать снимки, не нарушая личного пространства объекта съемки. Но обстоятельства не всегда позволяют укрыться от взглядов, и ты так или иначе постоянно взаимодействуешь с окружающими. Можно сказать, что, фотографируя людей, ты, хоть и временно, фокусируешься на их судьбах и в день пропускаешь через себя большое количество образов и типажей. Скорее всего, именно это увлечение является одним из источников, подпитывающих меня как автора песен.
Беседовала Рената Ильясова / ИА «Диалог»