В ночь на 20 июня в Тбилиси начались массовые беспорядки, поводом для которых стало участие российского депутата Госдумы Сергея Гаврилова в МАП (Международной ассамблее православия). В результате на уличные протесты вышли сотни людей; по информации СМИ, были задержаны около 300 человек и около 240 пострадали. Российские власти назвали это провокацией и запретили авиасообщение между странами. О том, как развивался конфликт, и какие потери несёт туриндустрия – в материале «Диалога».
Российский депутат в кресле спикера грузинского парламента
Во время сессии МАП в зал ворвались радикалы и потребовали, чтобы российская делегация покинула страну, а члены оппозиционных партий в знак протеста покинули заседание. «Спусковым крючком» стало то, что российский депутат Сергей Гаврилов сидел в кресле спикера парламента. После этого в Тбилиси начались беспорядки. Митингующие требовали отставки правительства. Уже на следующий день, 21 июня, о своём уходе заявили спикер грузинского парламента Ираклий Кобахидзе и организатор Международной ассамблеи православия, депутат парламента Грузии Захария Куцнашвили. Тем временем в российском МИД инцидент с делегацией из РФ назвали провокацией.
«За эти сутки мы стали очевидцами крупнейшей провокации, на которую, как мне казалось, уже никто не сможет подтолкнуть грузин и Грузию как государство. Но я ошибалась. Это грязнейшая и грубейшая провокация, которая была просто состряпана на коленках. Это шок в первую очередь для грузинской диаспоры в России», – заявила официальный представитель МИД Мария Захарова в эфире телеканала «Россия-1».
Россия ответила на протесты в Тбилиси резко — прекратила авиасообщение между Россией и Грузией: соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин. Согласно документу, перелёты между странами должны прекратиться 8 июля. О дате возобновления авиаперевозок не сообщается – но, по словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, это случится тогда, когда ситуация в этой стране «вернётся в нерусофобское русло».
«В целом, к сожалению, можно констатировать, что сейчас в Грузии царит очень русофобская истерия. Она искусно подогревается изнутри радикальными элементами», – отметил представитель Кремля, выразив сожаление на этот счёт.
Он подчеркнул, что с агрессивным поведением столкнулись представители российского парламента, а также журналисты, и в данном случае следует думать о безопасности граждан России. Также, по словам Дмитрия Пескова, Грузию посещают около 1,2 миллионов россиян в год, и введённые ограничения лишь снизят эту цифру, так как запрета на посещение страны нет. «Есть предупреждение нашим гражданам учитывать ту опасность, которая, к сожалению, сейчас в стране существует», – заявил представитель Кремля.
Потери авиакомпаний и туроператоров
Туроператоры и авиакомпании уже подсчитывают убытки от временного прекращения авиасообщения. Так, основатель Федерации гостиниц и ресторанов Грузии Шалва Алавердашвили заявил, что потери страны за лето составят около $750 млн (2,1 млрд лари).
«Два дня как мы перешли на 24-часовой режим работы. Мы посчитали цифры — и, если сегодня полностью закроется рынок и российские туристы не приедут, предположительный ущерб составит 2,1 млрд лари», – передаёт слова эксперта ТАСС.
Он отметил, что больше всего это отразилось на низкобюджетных туристах, поскольку именно они чаще всего отменяют бронь. Гости премиум-класса ищут альтернативные маршруты, чтобы посетить страну. Кстати, для этого грузинские власти намерены организовать шаттлы от аэропортов Баку и Еревана, чтобы людям было удобнее добираться до Грузии.
Что касается авиакомпаний, им предстоит вернуть деньги за билеты, проданные на числа после 8 июля, а также организовать эвакуацию россиян, которые должны вернуться на родину после этой даты. Например, по данным на 24 июня, в «Аэрофлоте» рассмотрели более 850 обращений граждан на возврат билетов в Тбилиси.
«С настоящего времени главные усилия «Аэрофлота» будут направлены на вывоз с территории Грузии находящихся там граждан Российской Федерации. Те из них, которые имеют билеты в Россию на 8 июля или более позднюю дату, могут без каких-либо доплат или штрафных санкций перенести вылет на более раннее время, до полного прекращения авиасообщения, или вернуть полную стоимость билетов, но расторгнув тем самым договор о перевозке. Пассажирам, имеющим оформленную перевозку в Тбилиси в период до 8 июля, разрешается производить полный возврат по месту приобретения авиабилета. В качестве альтернативы может быть предложено без удержания дополнительных средств изменить перевозку, пунктом начала или окончания которой является Тбилиси, на Ереван, Баку или Владикавказ в пределах периода полётов по первоначальному билету», — говорится на сайте авиаперевозчика.
Конкретные суммы убытков пока называют не все компании. Заявление, например, сделали в MyWay Airlines – организация осуществляла перевозки из московского аэропорта Жуковский в Тбилиси.
«Мы полностью возместим деньги пассажирам. Речь идёт о сумме примерно в $1 млн, так как у нас продажи были открыты до конца октября. У нас было продано 3,5 тыс сегментов на рейс Тбилиси – Жуковский, и коммерчески это будет для нас большой потерей», – передаёт ТАСС слова коммерческого директора MyWay Airlines Игоря Апциаури.
Тем не менее, как отметил пресс-секретарь компании «Нордавиа» Виктор Аношкин, у каждого авиаперевозчика разные потери, в зависимости от загрузки направления.
«Пока мы не говорим, сколько пассажиров купили эти билеты – думаю, что это станет известно в ближайшее время. Но их немало. У нас два направления из Петербурга: Тбилиси и Батуми. Частота выполнения наших рейсов – 4 раза в неделю в Тбилиси и один раз в неделю в Батуми. Они пользуются популярностью, у нас довольно высокая загрузка на них. Однако мы, конечно же, будем исполнять указ президента России. Продажа билетов на эти направления закрыта ещё в пятницу. Что касается эвакуации российских граждан, никого эвакуировать не будем, мы договариваемся с каждым из наших пассажиров, у кого есть билеты на даты после 8 июля, и стараемся предложить альтернативные варианты: либо осуществить перевозку раньше, либо использовать другие направления. Если ни то, ни другое не устраивает, то деньги будут возвращены в полном объёме», – рассказал корреспонденту «Диалогу» Виктор Аношкин.
Если же говорить о финансовых потерях туроператоров, то, по словам пресс-секретаря Российского Союза туриндустрии Ирины Тюриной, они есть, но не слишком большие, поскольку в Грузию туристы чаще всего ездят самостоятельно, а не по турпутёвкам.
«Временное ограничение авиасообщения – это, конечно, большой удар для Грузии, очень обидная ситуация для туристов и неприятная для российских туроператорв. Но нужно сказать, что в Грузию идёт в основном самостоятельный поток: не организованный, не через фирмы. И российский рынок Грузии – это более 20% всего въездного потока. То есть, это очень большая дыра, и остановка этого потока для Грузии – очень серьёзный экономический удар. Деньги туроператоры, конечно, потеряют, потому что им нужно возвращать их тем, кто вынужденно аннулирует туры. Хотя, нужно отметить, что россияне не хотят отказываться от поездки. Они даже просят аннулировать билет в составе турпакета, но оставить проживание, а дальше сами покупают себе перевозку: стыковочные рейсы или наземный транспорт. До 8 июля никто не аннулирует свои туры. Более того, поскольку о закрытии направления было объявлено за 2 недели, то народ продолжает ехать в Грузию и спокойно возвращается до назначенной даты, потому что среднее время пребывания в этой стране 10 дней», – объяснила Тюрина ситуацию корреспонденту «Диалога».
Она также отметила, что если всё-таки человек передумал лететь в эту страну, ему предлагают альтернативные варианты: Абхазию, Армению, Азербайджан, российский Сочи, Турцию, «горящий» Кипр, Болгарию.
Мнение экспертов
Закрытое авиасообщение с Грузией – история не новая: за последние 30 лет ситуация повторялась несколько раз. И всегда были люди, которые отправлялись в эту страну, несмотря на запрет.
«У нас уже была ситуация, когда не летали самолёты в Грузию – и те, кто хотел туда отправиться, использовали альтернативные пути. Сейчас грузины предлагают чуть ли не бесплатные шаттлы организовать из аэропортов соседних стран. Понятно, что туристов будет всё-таки меньше – например, у меня часть знакомых, которые планировали поехать в Грузию, выбирают другие варианты, но часть останется. Думаю, что падение на этом направлении составит примерно 30% минимум», – говорит руководитель филиала Российской Гостиничной Ассоциации в Петербурге и Ленинградской области Алексей Мусакин.
Что касается безопасности отдыха в Грузии для россиян, по мнению эксперта, опасения властей РФ кажутся преувеличенными.
«Думаю, опасности не больше, чем в начале 90-х, когда россияне поехали в Европу. Их тоже не все любили – тем не менее, туризм развивался. Но я не думаю, что будут проблемы у тех, кто туда поедет», – высказался Мусакин.
Эксперты полагают, что ограничительные меры в авиасообщении никак не помогут урегулировать ситуацию. Главная проблема заключается в том, что у двух стран накопилось много претензий друг к другу. Так, например, профессор СПбГУ и президент Ассоциации прибалтийских исследований, экономист Николай Межевич сравнил Россию и Грузию с супружеской парой после развода.
«Любая сложная ситуация в сфере международных отношений имеет вполне понятные и доступные аналоги, скажем, в сфере человеческих отношений. Представим ситуацию: была некая семья, потом произошёл развод. В нормальной ситуации следует расстаться, не вспоминать друг о друге и не считать, что твои проблемы сегодня – результат брака, который закончился 30 лет назад. То же самое в наших отношениях с Прибалтикой, Украиной, Грузией. Если вы решили по каким-то причинам вести совместные проекты, то продолжать сотрудничать нужно с чистого листа, а не вспоминать события достаточно далёкой давности, к тому же, имеющие очень неоднозначную трактовку. Иной раз хотят бывшие супруги восстановить свои отношения, месяц-два всё нормально, а потом вспоминают, что было в 1699-м и так далее. И понеслась – выяснения, обиды, комплексы. И опять всё возвращается к точке взаимного нетерпения, неуважения, ненависти. Раз этот круг мы проходили, потом ещё раз. Думаю, это где-то четвёртый или пятый заход с 1991 года», – говорит эксперт.
В качестве примера теории «чистого листа» Межевич провёл параллель с Турцией, когда несколько лет назад для россиян также были закрыты авиарейсы в эту страну.
«Турция – великая самодостаточная страна, имеющая крайне сложную историю отношений с Россией. Мы дружили, были в нейтралитете и воевали друг с другом, воевали с разным результатом: выигрывали, проигрывали. В конечном счёте наши страны пришли к пониманию, что на Востоке Европы или в Евразии российско-турецкие отношения – это одна из основ общестратегической стабильности. Так и живём. И вовсе не вспоминаем про русско-турецкие войны, которые были несколько веков назад, и даже век назад – я имею в виду Первую мировую, где Турция участвовала. И наши отношения вполне нормальные, и миллионы наших туристов едут туда. Эта страна поддерживает с нами гигантские экономические проекты, а мы с ней, слава Богу. Хотя Бог у нас разный. А с Грузией у нас вроде и Бог один, но видите, что получается», – сетует Николай Межевич.
Специалисты полагают, что цель ограничений – не безопасность: скорее, имеют место политические причины. И решение российских властей никак не урегулирует ситуацию в Грузии.
«То, что происходит в этой стране между разными партиями, никак не связано с запретом авиасообщения – ни в плюс, ни в минус. Тем временем, обычные люди продолжают поддерживать связь. Мы с моими коллегами прекрасно общаемся, и никто не педалирует эту тему вообще. Да, расстраиваются в Грузии, но никаких изменений отношений нет», – комментирует Алексей Мусакин.
Отметим, что протесты грузинских оппозиционеров продолжаются. По информации в СМИ, в понедельник 24 июня, протест завершился живой цепью вокруг парламента. Митингующие требуют отставки правительства.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»
Читайте другие новости по теме: «Производитель грузинского вина прокомментировал претензии Роспотребнадзора», «Президент Грузии выступила за сохранение потока туристов из России», «Кикабидзе об отношениях Грузии и России: Политика — очень грязная штука».