93.4$ 99.6€
-0.35 °С
Новости Все новости

Склепы, саркофаги и могильные плиты вместо пола: как восстанавливают храмовый некрополь Александро-Невской лавры

27 мая 2019 | 17:20| Город

Площадь Александра Невского сегодня — шумное и суетное место с магазинами, метро, потоком машин. Но за воротами Александро-Невской лавры атмосфера другая. По обеим сторонам ведущей в монастырь брусчатой дорожки стоят некрополи с трагическими ангелами и строгими крестами, а храмы лавры до сих пор «прячут» от людей имена захороненных там. «Диалог» узнал, какие потрясения пережили храмы-усыпальницы Александро-Невской лавры в прошлом веке, и что их ждёт в будущем.

Храм-усыпальница, кружок авиаконструкторов, станция переливания крови и снова храм

О том, что 300-летняя история лавры в XX веке складывалась непросто, можно прочитать не только в «Википедии», но и по стенам и потолкам храмов, по разрушенным надгробиям. С 2000 года, когда здания монастыря были полностью переданы церкви, здесь перманентно проходит реставрация: снимают советскую краску со стен, убирают лишние уровни и перегородки. И в процессе работы специалисты делают новые открытия. Так, недавно часть скрытой истории обнажили в бывшей церкви сошествия Святого духа (Святодуховская). Этот храм был знаковым местом для людей XIX столетия. Быть здесь похороненным после, конечно, долгой, безбедной и полной фавора жизни, наверное, мечтал каждый дворянин. Храм начали строить в начале века на месте бывшей трапезной. О том, кто активно спонсировал возведение, можно прочитать на колоннах внутри – здесь выгравированы фамилии семей Дурново и Безбородко.

«Благовещенская церковь, находящаяся недалеко отсюда, будучи местом захоронения виднейших деятелей и сподвижников царского двора, уже не вмещала всех фигур, которые удостаивались чести быть похороненными в Александро-Невской лавре. Бывшую Святодуховскую церковь построили специально для проповеднической деятельности митрополита Михаила Десницкого. Она была переоборудована из трапезной монастыря, и практически с первых же дней создания храма здесь начали делать захоронения», — рассказал помощник по реставрации и архитектурно-художественному убранству наместника Александро-Невской Лавры Алексей Одинцов.

Самые знаменитые имена среди упокоившихся – братья Левашовы (один из них был губернатором Петербурга), члены семейств Голицыных и Шереметевых. Здесь же захоронен застреленный и заколотый на Сенатской площади во время восстания декабристов генерал Михаил Милорадович. Кстати, если встать на бывшем месте установки раки (это ковчег с мощами) Александра Невского (ранее находилась в Троицком соборе, а сегодня расположена в Эрмитаже), то на 120 метров вправо по прямой будет могила генерала, а на 120 влево — захоронение раскаявшегося декабриста Якова Ростовцева. В этом же храме отпевали Фёдора Достоевского, место в усыпальнице по понятным причинам ему не выделили. Писателя похоронили в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище).

Храм-усыпальница, фамилии на колоннах, склепы и крипты — всё это должно было стать артефактами памяти, напоминать имена давно ушедших. Одного не предусмотрели самые обласканные императором люди — революцию. Так, в Святодуховской церкви в разное время размещались авиаконструкторский кружок ОСОАВИАХИМа (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), станция переливания крови и даже учебные классы института народов Севера. Каждая из организаций стремилась приспособить здание под себя. Неизменным было одно — антураж церкви с усыпальницами верных слуг короны считался пережитком прошлого, обречённым на уничтожение. Свидетели тому колонны с именами Безбородко и Дурново: они уже не блестят золотыми буквами, хоть слова ещё угадываются — их старательно закрашивали почти весь XX век.

«Более четырёх раз храм переходил из рук в руки, и каждая следующая организация ставила своей целью уничтожить любое воспоминание о своих предшественниках. Поэтому надгробия крушили, ломами, их остатки утрамбовывали в бут (бутовый камень, который использовался для кладки фундамента – ИА «Диалог»)», — рассказал Одинцов.

Точно известно, что утрачены более 50 могил, которые находились под алтарной частью храма. Их вычистили при строительстве угольного бункера для котельной в 60-е. В числе прочих захоронений оказались могилы семьи Безбородко и митрополита Михаила Десницкого. Сколько ещё могил оказались утраченными — станет ясно после изысканий археологов. Например, недавно проступил сквозь пол в подвале склеп Левашовых: мрамор и цемент расслоились, на поверхности оказались могильные плиты с именами и датами. Скорее всего, нетронутой остались и крипта княгини Голицыной, по архивным документам знатная дама была похоронена именно в склепе семейства Левашовых, а сам губернатор Владимир Левашов нашёл здесь покой в 1888 году. Сейчас княжеское захоронение походит на нишу, когда-то же над ней проходила лестница ведущая в склеп. Посетитель мог из-под алтарной части спуститься вниз, почтить память умерших. Причём ходить ногами по могильным плитам, которыми буквально был устлан пол склепа, считалось абсолютно нормальным. Традиция таких захоронений относится к раннехристианской практике, и канонам православной церкви она не противоречила.

Как рассказал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, храм-усыпальницу планируют восстановить и вернуть ей статус церкви. По оценкам специалистов, при постоянном финансировании церковь можно отреставрировать за три-четыре года, а декоративные работы займут ещё два года. Сейчас здание закреплено за духовно-просветительским центром «Святодуховский». Здесь полтора десятилетия проводят лекции, концерты и показывают кино христианской тематики. Но 28 мая центр переедет в недавно отремонтированное здание бывшего храма-усыпальницы в честь преподобного Исидора Пелусиота. Эта церковь также служила местом захоронения, но могилы и почти вся отделка, кроме фрагмента мозаики, в советское время были утеряны. Новую жизнь зданию должен дать Святодуховской центр, здесь сконструировали концертный зал на 250 человек и отремонтировали галерею, где планируют проводить выставки.

Усыпальница грузинских князей и саркофаг автора крестьянкой реформы

По левую сторону от Троицкого собора находится ещё одна усыпальница — Церковь святого благоверного князя Феодора Новгородского (в честь старшего брата Александра Невского). В одном здании два храма – один верхний, где реставрация уже закончена, другой нижний – там работы продолжаются. Стены на первом этаже Фёдоровской церкви уже выкрашены и отреставрированы, а вот пол в «разобранном» состоянии: частично лежит плитка, а где-то надгробия, как целые, так и расколотые на части. Всего с 1806 года под храмом захоронили 134 знатные персоны. Но к началу XXI века рабочие и реставраторы обнаружили здесь только 31 могилу, из них 26 принадлежат членам грузинской царской семьи.

«Нахождение грузинского некрополя в центре Петербурга знаменует подписание Георгиевского трактата, когда грузины лишились самостоятельности и права называть своего правителя царём. Тем не менее титулы и звания сохранили. Те же, кто мог претендовать на грузинский престол или поднять бунт против Российской империи, были «приглашены» в столицу на правах почётных пленников или заложников. Например, царевич Таймураз Багратиони (сын последнего грузинского царя Георгия XII – ИА «Диалог»), возглавивший восстание против России и долгое время эффективно сопротивлявшийся, но тем не менее побеждённый, был захвачен и привезён в Петербург. Здесь он занимался литературной детальностью. Его рукописи до сих хранятся в Пушкинском доме, как образцы грузинского литературного языка. Известно, что он переводил «Евгения Онегина» с русского на родной язык», — рассказал помощник по реставрации и архитектурно-художественному убранству наместника Александро-Невской лавры.

Грузинские знатные особы, потомки и родственники царей были представлены ко двору, имели право занимать должности, но вместе с тем им хотелось подчеркнуть свою национальную идентичность. Местом захоронения грузинской царской семьи выбрали Фёдоровскую церковь на территории Александро-Невской лавры.

После революции эта церковь также потерла статус храма и была разорена. Случаи разграбления могил в 20-х и 30-х были нередки.

«В «Республике ШКИД» (отчасти автобиографическая повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева о жизни беспризорных детей – ИА «Диалог») есть замечательные слова: «Последнее дело в лавру попасть». Дело в том, что в здании духовной академии была пересыльная тюрьма для малолетних преступников, и те дети, которые попадали в лавру, подлежали высылке из города. А только здесь можно было тогда прокормиться хоть как-то. В частности, дети и подростки разоряли могилы – один эполет можно было обменять за буханку хлеба», — рассказал Одинцов.

Позднее хаотичные разграбления могил прекратились, и у здания церкви появились новые хозяева. Здесь располагалось общежитие завода Орджоникидзе, фабрика, столярный цех. А с 1931 по 2000 в бывшем храме разместился ЦНИИ «Прометей» с лабораториями и архивами. У входа сделали автомобильную мастерскую. Арка как раз подходила под размеры кузова полуторки, а для удобства автослесарей разорили пару могил и оборудовали смотровые ямы. Справа от входа в большой нише сделали мастерскую начальника столярного цеха — обыкновенная комната с перегородкой, где хранили инструмент.

Что здесь было до революции — забылось со временем, пока несколько лет назад не началась реставрация. Сюда пришли каменщики, и после того как, они принялись за работу, стало ясно, что найдена крипта: под полом оказалась плита, а на стенах богатая отделка из разных сортов мрамора. За перегородкой нашли надгробный камень с именем Якова Ростовцева. Это имя декабриста, который рассказал Николаю I о готовящемся восстании. Но не только этот поступок вписал его имя в историю. Ростовцев стал одним из авторов Крестьянской реформы, он работал над манифестом. Александр II пригласил его как человека, который был одновременно предан трону и поддерживал либеральные настроения.

«Ростовцев не дожил до окончания подготовки манифеста. Есть версия, что в период между его смертью и перед публикацией документа изменилась одна формулировка в тексте: вместо «подушно» крестьян должны были наделять землёй по общинам. И возможно, что именно это изменение привело к бесконечной череде межевания крестьянских сообществ, увеличению количества детей в семьях, чтобы увеличить надел. А ближе к 1905 году это послужило причиной демографического взрыва и, следовательно, увеличения дешёвой рабочей силы в городах. Такая поправка в манифесте могла косвенно стать одной из причин наступившей революционной ситуации в стране в начале прошлого века», — пояснил Одинцов.

Сегодня крипту, где захоронен Ростовцев, привели в порядок, надгробный камень вернули в середину, всю бетонную заливку, с помощью которой когда-то выровняли пол и скрыли надгробие, вычистили. Восстановили также разорённую могилу его жены.

В планах реставрации, как пояснили в лавре, законсервировать все сохранившиеся надгробные плиты – покрыть их бронированным стеклом. По словам Одинцова, на этот шаг идут, чтобы сохранить баланс между традицией XIX века и устоями современности. Если человек до революции считал, что «попирая ногами могилу единоверца, он поминает его в своей молитве» и чувствует единение с ним, то сейчас это неприемлемо.

Помимо работы с надгробиями, реставраторы собираются восстановить утраченную роспись стен. Известно, что выполнили её в стиле, который предшествовал неовизантийскому. Реставраторы надеются, что смогут разработать грамотный проект. Похожие работы были проведены в верхнем храме Николо-Федоровской церкви, там также остались только части картин, что украшали стены. Однако художники нашли в собрании Эрмитажа оригиналы полотен, с которых живописцы позапрошлого столетия копировали часть изображений. Это позволило восстановить полностью облик храма после 16 лет реставрационных работ, сейчас там идут богослужения.

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!