Детям о войне: непраздничный подход
08 мая 2019 | 16:00| ОбществоЧто и как рассказывать детям о войне? Зависит от того, что вы сами о ней думаете. Хочется ли вам писать слово «война» с большой буквы, помещая рядом слово «великая»? Или, как и режиссёр Александр Сокуров, давший интервью коллеге Кириллу Серебренникову, вы считаете, что война — «омерзительна», и «нет героизма в войне, нет отваги, есть только постоянная жестокая проверка на выживание»?
Решать вам. Тем не менее, предлагаем показать ребятам войну не в праздничных, а сумрачных тонах, которые ей и присущи. Есть шанс, что тогда дети не станут ассоциировать войны с чем-то увеселительным и, когда вырастут, задумаются прежде, чем их начинать.
Театр
В театре «ЦЕХ» в мае покажут семейный спектакль «Анна Франк». Правда, не 9, а 20-го числа – но ведь это не повод, чтобы на него не пойти, правда?
Анна Франк – еврейская девочка, ставшая жертвой холокоста. Её дневник – не только документ, сохранивший в себе ужасы военных преступлений, но и история человека, который за несколько лет проходит путь от незнания смерти до её принятия.
А в «Театре на Литейном» – это уже для ребят постарше – в репертуаре спектакль «Гекатомба. Блокадный дневник». Преломляя традицию мифа о военном Ленинграде, там напоминают, что блокада — это прежде всего репрезентация самого страшного (даже само это слово распадается на два – «блок» и «ада»). И вместе с тем, исторические события сопоставляют с античной трагедией и притчей, используя различные театральные средства – от кукол до документальных рассказов.
Музеи
К сожалению, главный (и самый страшный) музей города, посвящённый войне – Государственный музей обороны и блокады Ленинграда – сейчас на ремонте, но в сети можно поискать кадры с его экспонатами. Например, то, чем питались в блокаду – даже на фотографиях лепёшки из лебеды и машинного масла вызывают у сегодняшних молодых гамму чувств – от сочувствия и сострадания до недоумения и тошноты.
К счастью, открыт другой музей – подземный выставочный зал, расположенный под Монументом защитникам Ленинграда на Площади Победы. От нарочито довлеющих мрачных скульптур гости музея переходят в холодное, лишённое солнечного света помещение, мрачная торжественность которого тяготеет к эсхатологии. Крошечные огоньки, обозначающие число блокадных дней – почти как души умерших. Мы-то выйдем отсюда, из этой холодной подземной пещеры, а они останутся. И будут нас ждать.
В качестве альтернативы – сближающий людей всех возрастов в духе пацифизма и свободы мысли Владимир Рекшан, ленинградский рокер из банды «Санкт-Петербург», приглашает в День Победы в гости – в свой «Первый национальный музей рок-музыки» на Пушкинской, 10. Экспозиция музея напомнит, что все главные рок-музыканты – от Леннона до Цоя, да и наши современники – не симпатизировали военным действиям, держась идей пацифизма. А сам Рекшан продемонстрирует, что, когда в руках не автомат, а гитара – это тоже очень громко, но не больно и не страшно, а весело.
Музыка
Основная проблема музыкальных сочинений о войне – в том, что всё это – уже ретро. И хотя формула из шлягера «День Победы» на музыку Тухманова («Праздник со слезами на глазах») удачна и верна, тот музыкальный контекст, в котором она создана, затрудняет её коммуникацию с молодёжью.
Что тут будешь делать? И Скриптонит с Оксимироном «зачитать» на этот счёт, как назло, ничего не спешат. Остаётся обращаться к андеграундным авторам прошлых лет. Вспоминается рок-поэт 90-х Веня Д`ркин и его песня «День победЫ» – ударение на последнюю букву вычленяет из «победы» «беду». То же самое, что «праздник со слезами», просто иначе сказано.
Впрочем, Д`ркин уже тоже ретро – надрывный, но слишком нежный для поколения 2010-х. Если хотите наверняка – послушайте вместе с подростком (если он к этому морально готов, конечно) «Войну» Егора Летова, а ещё лучше – весь одноимённый альбом «Гражданской обороны» 1988 года. Истерический вокал пережившего где-то за душой ядерный взрыв солиста и бомбёжка из звуков а-ля нойз заставят любого свернуться в клубок от ужаса. По отношению к цели, которая почти превратилась в мантру – «лишь бы не было войны» – это, возможно, действенней и честнее всех протокольных речей.
Кино
Классическое кино о войне у нас показывать любят, но фильм фильму рознь. Что-то – слишком наивно, что-то – сложно, а ещё и киноязык – такой зверь: каждые десять лет меняется. Поэтому на что рассчитывают родители, которые предлагают чадам, недавно пришедшим с новых «Мстителей», посмотреть «Летят журавли» – загадка. Это как просить вычислить интеграл того, кто недавно освоил таблицу умножения.
Возможно, ближе окажется ранний Тарковский – в Out cinema 9 мая в 19:00 покажут «Иваново детство», программный фильм по теме «дети на войне». Киновед Олег Ковалов говорит, что этот фильм пугает сильнее любого ужастика, потому что в нём «страшно всегда». Но всё-таки Тарковский есть Тарковский: готов ли ваш отпрыск переварить это особенное блюдо, знаете только вы.
Можно попробовать Алексея Федорченко – да, и он совсем не прост, но всё-таки современник. В «Доме кино», «Авроре» и ещё нескольких городских кинотеатрах в эти майские выходные будет идти его «Война Анны» – тоже о ребёнке в условиях Второй мировой.
Дома
Зная сына или дочь, вы сможете выбрать, что сегодня для него или неё лучше. Кто-то любит парад на Дворцовой и военную форму. А кого-то пугает бесконечная череда нарядной военной техники – ведь эти машины, несмотря на контекст и тожество момента, созданы, чтобы убивать. И те, которые постарше, уже делали это.
В конце концов, идти куда-то – это право, а не обязанность. Можно остаться дома и просто о чём-нибудь поговорить – о том, что сами сочтёте важным. Можно обсудить историю вашей семьи – то, что сейчас называют «историями бессмертного полка». Интересно будет попробовать осмыслить саму категорию бессмертия. Понимает ли юный человек, что это такое? И что на самом деле хуже – смерть, несущая избавление от мук, или её отсутствие, которая делает бытие нескончаемым?
Неплохо будет и почитать что-нибудь вместе – отрывки из того же дневника Анны Франк, а может, главы из «Весёлого солдата» автора-фронтовика Астафьева. Подойдёт и электронный корпус дневников «Прожито» (сетевым текстам современное поколение доверяет больше) – летопись страны в личных воспоминаниях людей разных профессий и возрастов, в том числе и времён Второй мировой.
В том же интернете можно раздобыть фотографии по запросам, например, «Освенцим» или «блокада». Что там – знаете сами. Показывать такое подрастающему поколению или нет – личный выбор каждого. Но именно это в первую очередь и есть война.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»