85.6$ 93.3€
17.08 °С

«Сейчас лучшее время, чтобы стать фанатом комиксов»: художники, исследователи и поклонники о графических романах

25 апреля 2019 | 20:34| Культура

Комиксы – или, в переводе на возвышенный, графические романы – плотно вошли в современную культуру, и с каждым годом тем, кто их на дух не переносит, всё сложнее доказывать, как это явление нам – русским людям – чуждо. Тем более, что Петербург уже давно и прочно вписан во множество рисованных историй. Сомневаетесь? Рассказываем! О настоящем и будущем комиксов в России побеседовали с художниками, исследователями и поклонниками графических историй.

«Гики, которые увлекаются комиксами и фантастикой, победили»

Комиксы сегодня прочно влились в петербургскую культуру: например, есть свой «Клуб супергероев» (как литературный, только по комиксам). Уже несколько лет работает место, где можно взять почитать комиксы на время – и это, что неудивительно для Петербурга, целая библиотека в структуре Лермонтовки. Существует и фестиваль для авторских комиксов – он называется «Бумфест». Недавно же открылся в духе шнуровского Петербурга бар «Неканон», где коктейли названы в честь супергероев. А для тех, кто потерялся в комикс-культуре – или, наоборот, хочет подучить теорию – в Охта Lab не первый год читают тематические лекции.

Петербург в комиксах

Очаги сопротивления, конечно, остаются – и мы не о тех, кому просто неинтересно. Так, Минкульт перенёс дату выхода мегаблокбастера «Мстители: Финал» на несколько дней, и не в пользу зрителей из России: весь мир увидит развязку киносериала 25 апреля, а в наших кинотеатрах фильм появится только 29-го. В среде фанатов, которые как огня боятся спойлеров, это отдельная трагедия – они даже создали петицию на www.change.org. Но в целом, как считает один из создателей «Клуба супергероев» Владимир Сидоров, сейчас в России настало лучшее время, чтобы стать фанатом комиксов.

«Море контента, всё доступно, фильмы выходят чуть ли не раз в месяц. Такого не было никогда. Пошла волна: больше комиксов стали выпускать, больше кинокартин начали выходить на экраны. И если раньше о старых комиксах можно было узнать только на лекциях или нужно было искать их, скачивать, то сейчас эти раритетные выпуски легко купить, их активно переиздают. Гики, которые увлекаются комиксами и фантастикой, победили, сейчас они на волне популярности – но социум отчасти относится к ним как к субкультуре, это всё ещё не повсеместная вещь. Поэтому возможность общаться с единомышленниками востребована, и на наших мероприятиях их можно найти», – считает один из создателей «Клуба супергероев» Владимир Сидоров.

Путь к признанию был тернист. Если комиксы появились в США и Европе как отдельное направление и начали завоевывать аудиторию в первой четверти прошлого века простыми историями для малограмотного населения или детей, которые только учились читать, то в России они всплывали лишь фрагментами. Хотя, например, в 1950-х – 1980-х выпускали литературный журнал с говорящим названием «Весёлые картинки», где комиксы были одним из видов контента. И к тому моменту, как комиксы и их герои на Западе повзрослели и стали поднимать темы войны, социальной несправедливости, смерти, в уже постсоветскую Россию в 90-е пришли, с опозданием, детские серии – о Микки Маусе и Багзе Банни.

Возможно, именно отсюда пошло отечественное заблуждение, что комиксы – это исключительно истории для детей, а взрослые, которым интересно их читать, просто ограничены, не образованы и вообще – дайте им срочно в руки Достоевского! А чтобы понять, насколько могут быть разнообразны графические романы, достаточно зайти на 7-ю Красноармейскую под арку дома №30 – в уже упомянутый филиал «Лермонтовки». Из четырёх тысяч имеющихся здесь экземпляров комиксов детских выпусков, вы удивитесь, не так много – об этом рассказала «Диалогу» куратор библиотеки комиксов Юлия Тарасюк. И возраст основной аудитории – с 17 до 36 лет. За год к стойке библиотекарей с просьбой оформить экземпляр подошли более 7 тысяч человек.

«Сначала аудитория была маленькая, и многие воспринимали в штыки: «Зачем комиксы? Нужно книжки читать». В таком тоне высказывались, в том числе, и люди, которые уже стали родителями. Но многие так говорят от незнания, а нужно читать, чтобы разбираться. Сейчас, спустя 6 лет (в 2013 году библиотеку комиксов открыли – ИА «Диалог»), ситуация изменилась, во многих библиотеках открывают комикс-уголки. Стереотипов стало меньше, и культура стыда всё реже влияет на людей. Многие ведь стесняются сказать, что любят читать комиксы – опасаются, что их могут не поддержать близкие, назовут глупыми», – отмечает Юлия.

Скептикам, что говорят «комиксы — это не про жизнь», специалисты советуют показать социальные сюжеты работ художника Duran. Так, в конце зимы от него ожидаемо «досталось» администрации города за уборку снега. Ещё он выпустил истории о тщетности жалоб на гнилые яблоки в «Диксёрочке» и о том, как Кокорина приговорили к служению в восточном храме.

Но не только современным художникам интересно работать в этом формате: и классические столпы культуры, такие как музей-заповедник «Петергоф», сегодня открыты для комикс-экспериментов. Например, музей семьи Бенуа, который расположён на территории бывшей царской резиденции, запустил проект «Рисованные истории»: художникам предложили создать графические новеллы по мотивам личной переписки, семейных фотографий и мемуаров театрального художника Николая Бенуа (1901-1988). Уже готовы два выпуска. Кроме того, хорошим знаком для популяризации комиксов в Петербурге может стать возвращение одного из ключевых событий в мире авторских графических историй – «Бумфеста».

«Мнение о том, что комикс – это низкий и исключительно развлекательный жанр, скорее, не точка зрения, а безграмотность. Это значит, что человек ничего не видел, ни разу не заглянул на «Бумфест», не заглянул в библиотеку комиксов. Скорее всего, он так считает, потому что не следит за культурными событиями. А мероприятий, связанных с комиксами, много, и надо постараться, чтобы про это ничего не знать. Но сейчас ситуация меняется, и всё больше людей открывают для себя комиксы», – отметила художник и создатель комиксов Ольга Лаврентьева.

Место отечественных комиксов под гиковским солнцем

Если не концентрироваться на броском рисунке и облачках с многозначительными фразами «Бум!» и «Ухх!», то комиксы не так далеки от литературы или кино – есть герой, есть его история. Конечно, придётся принять их мифологию, которая сложилась на фоне потрясений 30-х 40-х, когда человек воспринимался как песчинка на фоне мировых потрясений и войн. Людям, как считает Владимир Сидоров, хотелось тогда верить, что существует герой, который может всё… ну или хотя бы многое. Если заглянуть в ту же библиотеку комиксов, то можно найти целый стеллаж, посвящённый отечественным авторам и художникам. Здесь стараются поддерживать своих: анонсируют появление работ, проводят лекции, где известные отечественные художники и авторы рассказывают, как создают комиксы.

И это приносит результат: так, безусловный плюс рисованных историй от российских художников (в супергеройском и других жанрах) – в том, что они нам должны быть ближе. Если супергерой – то такой, чтобы наш, отечественный, и зовут его не Питер, а Игорь. А если мифология, то славянская – с Бабой Ягой и Кощеем. Хотя преданные фанаты комиксов не спешат кидаться на любые отсылки к российской действительности.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Вернём себе 2007 год, читатели? Представим, кем бы стали наши герои в этом замечательном году. ⠀ Аккуратно, высокий градус ностальгии. Может, и своих собратьев увидите… ⠀ #bubblecomics

Публикация от BUBBLE Comics (@bubble_comics)

«Номинально, например, у Bubble Comics (крупнейшее издательство комиксов в России – ИА «Диалог») есть культурные отсылки, но их не хватает. Чувствуется, что немного не дожато, есть вещи, которые описывают российский быт, но это не коррелируются с нашей действительностью. Может быть это потому, что я привык читать зарубежные комиксы – и вообще, мы росли в основном на западной культуре: фильмах, сериалах, рекламе, и мы их с детства воспринимаем естественно. За рамками Bubble есть российские комиксы и отдельные книжки, которые хорошо передают российский быт, национальные идеи, настроение и атмосферу. Например, комикс «ШУВ» Ольги Лаврентьевой о 90-х годах, «Продукты 24» Виталия Терлецкого. В нашем быту делаются такие фантастические вещи, там легко всё считывается, и ты понимаешь, что это наше. Но есть и интернациональные работы: например, из недавнего – «Клава и последняя жизнь» Евгении Кундозеровой, там описан современный быт с минимумом национальных отсылок. Если бы сказали, что это зарубежный комикс, я бы поверил, а если «отечественный» – тоже поверил бы!» – заметил один из создателей «Клуба супергероев» Владимир Сидоров.

Создатель комиксов: «Хорошая история не может быть вымышленной от начала до конца»

Как отмечают эксперты, в нашей стране культура чтения и создания комиксов сформировалось намного позже, чем на Западе или в Азии. Из-за этого пока своя школа и рисунок не успели сложиться.

«Наш рисунок сейчас в себя вбирает всё. Люди же на чём-то учатся, что-то смешивают, и получается совершенно отдельное произведение. Пока нет такого же сложившегося стиля, как, например, у художников Японии: в России рисуют и в стиле манги, и в европейском стиле. Возможно, по каким-то темам и работам можно определить принадлежность к российским художникам, но единой школы пока не сложилось. Сейчас много экспериментируют со стилями – и, может, эта черта сегодня выделяет наших авторов и художников. Я знаю специалистов, которые считают, что русский комикс никуда не годится, и всё у нас будет ещё долго развиваться – но за время своей работы, я заметила сильный прогресс. Ещё будучи учениками школ, подростки начинают рисовать, и у них появляется свой стиль – и даже лучше, чем у многих взрослых. Они быстро учатся, есть много доступной информации, они активно используют компьютерные технологии, что тоже в плюс», – рассказала куратор библиотеки комиксов Юлия Тарасюк.

Если от творчества немного отойти в сторону чего-то более прозаического – например, к коммерческому успеху проектов и авторов – то здесь всё более запутано. Сегодня, по оценкам многих экспертов в области комиксов, Bubble считается уникальным коммерческим издательством, которое предлагает официальное трудоустройство российским художникам, берёт их в штат. Компания также может позволить себе держать большую команду – сценаристов, художников, колористов, дизайнеров. Куратор библиотеки комиксов Юлия Тарасюк отмечает, что чем больше будет таких издательств, тем быстрее станет развиваться сама индустрия, пока же художники не могут «прокормиться» одними комиксами: как правило, они вынуждены делать работы на заказ, вести мастер-классы и делать многое другое. Учитывая, что такая ситуации сложилась в популярной нынче супергероике, в авторском комиксе все ещё сложнее. Художники копят деньги на выпуск своих серий с помощью краундфанговых платформ, а кто-то печатается при поддержке таких издательства, как «Бумкнига». Последний вариант предполагает, что тираж крайне ограничен – например, 300 экземпляров, и часто поклонники делают на работу предзаказ.

«Конечно, пока проблема в том, что российских графических романов раз-два и обчёлся. Уже очень много переведено серьёзных и важных книг на русский язык, но с отечественными большими работами – напряжёнка. Издательства, может, и хотели бы вложиться, но у них нет возможности спонсировать авторов. Вопрос ещё и в том, что у нас мало авторов, которые способны написать саму историю: есть классные художники, работающие в любых стилях (от супергероики до андеграунда), но тех, кто может сделать связную интересную историю – вот их пока мало», – отметила художник и автор графических романов Ольга Лаврентьева.

Кино – двигатель графического прогресса

О том, что именно кинокомиксам мы обязаны появлению большой базы фанатов в России, говорят все эксперты: неслучайно, что выход фильмов Сэма Рэйми о Человеке-пауке совпал с появлением издательства «Комикс» (Москва), которое одним из первых начало выпускать переводные версии зарубежных линеек. К концу нулевых этот эффект сошёл на нет, но с момента запуска киновселенной Marvel в 2008 году комиксы снова вошли в моду. Хотя своего пика увлечение графическими романами в России, по мнению Владимира Сидорова, достигло лишь к 2014-15 годам.

«Исторически у нас не самая благотворная почва для популяризации таких фильмов. Но в 90-е многие смотрели мультфильмы по комиксам, и эти дети, которым тогда было по пять-шесть лет, сегодня выросли и приобрели покупательскую способность. К ним присоединилась новая аудитория, состоящая из школьников, которые посмотрели фильмы и заинтересовались комиксами, захотели почитать об этих героях. Вообще сейчас намного больше выходит кинокомиксов, чем кажется обычному зрителю. Однако есть фильмы и не про супергероев, но основанные на графических романах: они могут быть про отношения между людьми или Холокост. Например, несколько лет назад вышел фильм «Жизнь Адель», который завоевал несколько престижных наград, и он основан на комиксе «Синий – самый тёплый цвет» Жюли Маро – хотя, если посмотреть картину, то это любовная драма, и никогда не подумаешь, что в её основе – комикс», – рассказала преподаватель истории и исследователь истории кино Елизавета Марактаева.

Комиксы в качестве материала для экранизацией дают плодотворную почву для работы. В той же супергероике множество персонажей, причём разных национальностей, с разными характерами и убеждениями. Сейчас «Капитан Марвел» борется за звание флагмана феминизма на экране с «Чудо-женщиной». А у студий есть, например, потенциальный джек-пот для захвата новой аудитории: это героиня-мусульманка со своей линейкой комиксов. Также графические истории позволяют куда вольнее относиться к историческим эпохам и событиям: вспомним визуально богатый фильм «300 спартанцев», к которому сложно подкопаться с претензиями о недостоверности, так как источник – комикс.

«Комикс очень многозадачный, у него много разных направлений стилей и жанров: он может рассказывать любовную или социальную драму, а также раскрыть фантастику. Вообще, спектр рисованных историй такой же, как у литературы, только у комикса есть ещё в качестве преимущества уже проработанная визуальная составляющая. А это плюс для кино, поэтому графические романы часто экранизируются. Те же супергерои так привлекательны зрителям, потому что на самом деле у них такие проблемы, которые стоят перед обычными людьми: вопросы этики и морали, дружбы, отношений, любви, долга. Мы сталкиваемся с этим ежедневно, только здесь это в более ярких, интересных и насыщенных декорациях», – отмечает Марактаева.

В общей сложности, на экраны каждый год выходит около 4-5 фильмов по комиксам. А в этом году и Россия собирается внести свой вклад: на осень 2019-го Bubble анонсировал полнометражную экранизацию своего комикса «Майор Гром». Эксперты видят в этом событии желание отхватить часть рынка у Голливуда, но получится или нет – покажет только зритель. И докажет он это рублём.

Но, как отмечают исследователи кино, ни один жанр на экранах не доминирует вечно. Кинокомикс сейчас – главный источник блокбастеров: так же, как в нулевые им были боевики, а в 60-е прошлого века – пеплумы на тему античности и библейской истории. Подобным образом и в 2020-х, как считает Елизавета Марактаева, бешеная популярность кинокомиксов свернётся, и фильмы комикс-конвейера перестанут собирать кассы. Но это не значит, что сам жанр исчезнет: возможно, эстафету подхватят экранизации авторских комиксов.

Кино и рисованные истории, говорят кинокритики, будут, скорее всего, крепко связаны и в будущем. Ведь гик выбирает (и онлайн, и офлайн) комикс так же, как зритель – сеанс в кинотеатре. Он смотрит, а удобно ли смотреть или читать в таком формате, кто режиссёр и художник, кто автор и сценарист? Кого взяли на главные роли – Тома Круза или Бэтмена? Но, как уверены в «Клубе супергероев», даже если кинокомиксы исчезнут с экранов, популярность графических историй не пошатнётся.

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!