Корреспондент «Диалога» решил устроить себе концерт и спеть со сцены самодельные песни. Для этого он обратился за советами к концертирующим знакомым из групп «тема креста», «Егор не помню» и поэту Джамилю Нилову. В результате чуть не заработал нервный срыв и ушёл из шоу-бизнеса. Но, тем не менее, концерт состоялся.
«Сам для организации ничего не делай»
Ирина Анкудинова приехала в Петербург из Перми и почти сразу вошла в состав группы «Егор не помню» – играет там на скрипке. Успех. Задавал Ирине вопросы из категории: «Как стать звездой за две недели?». Оказалось положиться на талант, оставив всё, что касается организации тем, кто в этом лучше разбирается – вполне себе приемлемый вариант.
«Так получалось, что сама себе я никогда ничего не устраивала, – рассказала мне Ирина. – Всегда выступала, например, на открытом микрофоне, где может спеть любой желающий в заранее отведённое время. А когда я пришла в группу, то она уже давным-давно основалась, первое выступление было задолго до меня. И сейчас организацией у нас другие люди занимаются. Одна я вообще редко выступаю – только в составе чего-нибудь. Иногда выступаю вместе с подругой, тоже Ириной, мы поём и играем на гитарах, но концерт полностью подруга организовывает».
Тем не менее, вот пара советов от Ирины, которая сама себе концерты не устраивала, делегировав это знающим людям, зато сохранила прорву нервных клеток.
1. Перед сольным концертом наработайте опыт выступлений там, где вопрос организации для вас не стоит, например, на открытых микрофонах (места, где они проходят, можно легко найти через соцсети или поисковики).
2. Если вам кажется, что у вас нет организаторского дара, найдите того, кто сможет договариваться вместо вас. Сначала это может быть друг, а в будущем — продюсер.
3. Если вы не фронтмен по натуре, попробуйте влиться в уже существующий коллектив. Это не помешает время от времени выступать сольно – наоборот, добавит опыта и веры в свои силы.
Личный опыт: на открытых микрофонах я уже бывал, так что здесь сразу поставил себе галочку. А вот влиться в коллектив – не про меня. Если у Ирины за плечами музыкальная школа, то у меня книжки про панк, дворовые аккорды и прослушивание радикального лоуфая групп «Н.О.Ж.» и «Соломенные еноты» (если вы понимаете, о чём я). Да и вообще, не хочется играть, стоя в сторонке, пока солист ловит от зала энергетику и бюстгальтеры. Так что, видимо, остаётся дружеское продюсирование.
Написал самой доброй из знакомых, которая редко отказывает друзьям в помощи. Тем более, у неё есть свой маленький театр, помещение, сцена – ну, вы понимаете. Упросил её пустить меня на часик повыступить перед очередным спектаклем. И вот он, первый выход к публике. В глаза сразу ударил свет софитов – отвратительная, надо сказать, штука. Не знаю, кто выдумал романтику «огней рамп», но, когда на тебя направлено несколько горячих слепящих прожекторов, это ни разу не романтично. Скорее, ожидаешь, что сейчас кто-то скажет, что это полиция, и вы окружены.
Начинаю петь. После трёх-четырёх номеров задумываюсь над тем, почему никто не смеётся – это же весёлые песни. Вспоминаю фразу из фильма «Назад в будущее»: «Наверное, вы к такому ещё не готовы, но вашим детям это понравится» – и самозабвенно горланю дальше. Ближе к концу, когда глаза привыкли и стали различать людей в зале, к своему ужасу обнаружил, что там сидят ребята в возрасте от 11-12 лет до минус бесконечности и их испуганные родители. Сегодня у них тут, оказывается, детский спектакль. Ну что ж, главное, не терять присутствия духа.
— Сейчас финальная песня, – объявил я. – Самая странная, зато самая последняя.
После чего всё также энергично проорал историю про то, как я любил, а меня не любили. И, не дожидаясь цветов, благополучно слинял.
«Клубы неописуемо рады, когда им пишут юные музыканты»
В университете я учился вместе барышнями Аней и Саней. Когда на первом курсе уже пытался слагать вещи под гитару, они всё просили: «Спой, а. Спой!». Сами тоже чем-то баловались, но я не вникал – мало ли кто чем мается. В итоге сейчас их группа «тема креста» популярный питерский абстракт-хип-хоп дуэт, а я как в бирюльки играл, так и продолжаю. Смирив гордость, пошёл на поклон, спрашивать, как это у них так ловко устроилось.
«Был у нас паренёк такой, Олежка, продюсер «типа», – немного развязно начала Аня Агапова, включив, как и многие музыканты после слова «интервью», режим «Киркоров». – Специально не искали, просто друг наш. Мы сами вообще даже не думали, что когда-нибудь будем выступать – просто сидели, хихикали, писали смешные песенки. А он пришёл и говорит: у вас будет концерт, надо написать ещё десять песен. Перед фактом поставил. До этого у нас было две-три песни, так что почти весь первый альбом мы написали за вечер – концерт был примерно на следующий день. Он прошёл восхитительно. Правда, не хватило песен на временной лимит, поэтому некоторые мы играли по два раза, но этого никто не заметил. Было круто.
А по поводу рекомендаций – вообще большое количество клубов будут неописуемо рады, если им напишут какие-нибудь юные музыканты относительно выступления на их территории. Они в этом заинтересованы даже больше, потому что, когда приходит группа, с ней сколько-нибудь приходит слушателей, и они пьют в баре – бару выгодно. Мы с этого тоже начинали. Где-то есть промоутеры, которые сами приглашают, но можно и напроситься запросто. Если выбрать пространство, для начала не сильно замахиваясь, какой-нибудь маленький кабачок, то всё будет».
Здесь опять тезис в духе: «что творец должен творить, а организовывать – организатор». Но были и новые мысли, так что, продолжаем конспект:
1. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (или «талант всегда пробьёт дорогу»). То есть, если вы супер, но не делаете ничего для раскрутки – к вам придут и раскрутят, главное, этого не ждать. Спорная формула, но у «темы креста» получилось.
2. Для некоторых организаторская работа – путь к творческому выгоранию, так что ищите продюсера. «Теме креста», кстати, сейчас опять нужен – вы, читающий это, не продюсер часом?
3. Просто пишите барам и другим подходящим площадкам и говорите: «Хотим у вас играть». В пабликах некоторых даже есть специальный раздел для тех, кто хочет выступить – вам туда. Сделать, повторить, снова сделать — и понемногу пойдёт.
Личный опыт: творить, не ожидая славы, потому что только так она и придёт – это самая лучшая и, если судить по биографиям некоторых поп-идолов, честная рекомендация. Но это я пробовал (да и пробую до сих пор), а вот понаписывать в паблики клубов – почему бы и нет.
С наскока, правда, не вышло – почти во всех просят не только рассказывать о себе, но и кидать записи и видео с выступлений. Пришлось, озаботиться – пару вещей прямо тут же записал на диктофон ноутбука. А чтобы получить «видео с выступления» написал той же доброй знакомой из театра, которая успела всё простить. Пришёл к ней, когда в театре никого больше не было, спел на сцене, а она сняла меня на телефон – «типа» фанатка. Потом наложил в видеоредакторе звуки аплодисментов – готово, крутой концертирующий рокер, бери да приглашай.
Ещё иногда просят ссылку на паблик с творчеством – ох, ё-маё, ну ладно, создал паблик, загрузил туда созданные записи, пригласил друзей. Ещё периодически задают «замечательные» вопросы, типа – «ваш жанр». Поскрипев мозгом, вспомнил ныне покойного поэта с электрогитарой Бориса Циммермана, про которого кто-то писал, что он играл «бард-панк». Отлично, жанр найден – надеюсь, Циммерман не в претензии.
Недели через четыре (когда я уж решил забить) стали приходить ответы. Причём не только из тех баров, в которые я писал – видимо, промоутеры менее навороченных заведений шерстят группы статусных коллег и «выдёргивают» оттуда таких вот самонадеянных юных артистов.
Тех, кто просил выкупать билеты и платить за аренду, сразу отправлял подальше – тут даже вопрос не в гордости, просто у меня и денег-то таких нет. Но были и ребята попроще: так я оказался в списке участников рок-фестиваля в клубе на «Московских воротах». В каком – писать не буду, потому что после случившегося они явно задолжали мне по зубам.
А случилось вот что. «Попроще» – это с какой стороны посмотреть. Да, денег они не просили, зато заполонили мне личку своими маркетинговыми выкрутасами, советами и даже прямыми требованиями, что мне — человеку с антикапиталистическим взглядом на жизнь — хотелось рыдать или пить горькую. Просыпаясь с утра и проверяя почту, находил там очередную простыню с текстом: «Для того, чтобы ваш прекрасный концерт прошёл успешно, и все остались довольны…», и дальше набор слов, которые как будто написал не человек, имеющий отношение к концертам, а злой робот, призванный разжижать чужие мозговые клетки. До последнего я надеялся, что выдержу – но сорвался, и в день концерта (не очень хорошо, конечно, но давление буржуинов к тому моменту уже просто зашкаливало) сказал, что сливаюсь. Любезно-глянцевые интонации тотчас сменились трёхэтажным матом. «Кто так делает, а?!» – истерично строчил мне специалист по тому, как оставить всех довольными. «Я» – честно ответил я, и, пополнив собеседником раздел «чёрный список», решил на время завязать с шоу-бизнесом.
«Не устраивай концерт, если он не нужен никому, кроме тебя»
Спустя время решил попробовать «развязать». И так как короли эстрады в Петербурге сегодня не только музыканты, но и поэты, написал Джамилю Нилову, который выступает сам и проводит мероприятия, в том числе один из самых известных в стране поэтических турниров – «Чемпионат поэзии им. В. Маяковского».
Очередь, шумные соседи и харассмент: как реагируют на жизненные проблемы современные поэты
Джамиля мои вопросы вдохновили – он даже написал целую статью с советами, действительно довольно полезную, предложил взять из неё любые выдержки – так и сделаем.
1. Не стоит организовывать концерт, тем более самому себе, если нет уверенности, что это нужно кому-нибудь, кроме вас. Согнать родных, знакомых, однокурсников, коллег и случайных прохожих, заставляя изображать интерес – моветон. В этом мире и так достаточно лицемерия.
2. При выборе места всегда учитывайте вашу программу и аудиторию. Не стоит приглашать пенсионеров в арт-клубы, а молодёжь — в библиотеки (по крайней мере, «старого типа» — ИА «Диалог»). Есть масса исключений, но нужно чувствовать, где людям будет комфортно. Лучше выбрать сразу несколько подходящих мест и написать арт-директорам или ответственным за проведение мероприятий, чтобы выбрать время и дату.
3. Для бурных неформальных вечеров лучше всего подходит вечер пятницы или субботы. Но будьте готовы, что, скорее всего, откажут – уже занято. Среда и воскресение тоже хорошие дни. Оптимальное время в 19:00, 19:30 и 20:00.
4. Не соглашайтесь платить за аренду, если вход намечается свободный. Уважайте свой труд и талант. Приучайте себя к тому, что вам должны быть рады не только слушатели, но и заведения. В Петербурге масса площадок, готовых вас принять, а некоторые смогут даже выплатить гонорар или процент с бара.
5. Программа концерта – это не чемодан перед отпуском. Не забивайте её под завязку. Оставьте место для послевкусия и желания возвращаться к вам снова и снова.
6. Афиша, тизер и даже оформление зала придадут мероприятию презентабельный вид. Лучше всё это делать более-менее профессионально. Сделайте всё так (или попросите кого-то), чтобы вы сами пошли на такое событие, не зная ни автора, ни его творчество.
7. Реклама. За рекламу я никогда не платил, хотя возможно иногда и стоило бы. Так или иначе, думаю, вы в состоянии составить пресс-релиз с прикреплённой афишей и разослать его по ресурсам, анонсирующим городские события.
8. Пострелиз. После концерта попросите написать короткие отзывы тех, кому вечер понравился (но не будьте навязчивы), опубликуйте видеоролики и фотоснимки, сами подготовьте обзорный пост. Дайте необходимые ссылки на Ваше творчество. Не теряйте людей, которым интересны ваши сочинения – ведь ради них вы и прошли через все вышеописанные пункты.
Личный опыт: собственно, я споткнулся уже на первом пункте: «Никому не нужен, кроме тебя». А мне-то самому нужен? Да, мне нравится сочинять, но это другое. А хочу ли кому-то что-то сообщать или мне ближе восточное мудрое (по крайней мере, с виду) молчание? Что называется, зарефлексировал.
Ну, а начиная с шестого пункта – это просто какая-то пощёчина моему декадентскому социализму. Не могу я себя украшать, подавать и рекламировать. Прекрасные герои книги Феликса Сандалова «Формейшн: история одной сцены» ни за что бы этого не стали делать, и я не буду. Короче, сказал я Джамилю большое спасибо (мне кажется, что его советы и впрямь могут помочь человеку другого склада), с наслаждением удалил из сети авторский паблик и ушёл в глухие партизаны.
Вернее, не совсем. Я сделал дома уборку, настроил убитую советскую гитару и позвал – каждого лично – друзей (и друзей их друзей) на квартирник. Собрались, посидели, пускали гитару по кругу – коммунарский закон. Проорал всё, что следовало, всем понравилось – отлично провели время. Когда-то именно такие концерты устраивал лидер «Соломенных енотов» Борис Белокуров (Усов). Кто в 90-е не бывал в его квартире 104 – тот не знаком с российской музыкальной жизнью того периода. Кто не был в моей квартире в 2010-е – тот, не думаю, что так уж много потерял.
Джамиль прав – главное, не лицемерить. Но что в данном случае лицемерие? Надо подумать об этом. Так что, я пока подумаю и помолчу. Тем более, мой концерт уже состоялся.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»
Прочитать о другом опыте нашего корреспондента — например, как участвовать в конкурсе поэзии или стать уличным музыкантом, можно также в материалах «Диалога».