ВЦИОМ: 37% россиян в прошлом году сталкивались с нарушениями потребительских прав
21 марта 2019 | 13:37| ОбществоЗа прошедший год 37% россиян сталкивались с нарушениями потребительских прав. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведённого ВЦИОМ.
При этом 30% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Больше нарушений в крупных населённых пунктах. Так, среди жителей крупных городов о нарушениях рассказали 43% респондентов, среди жителей сельской местности — 34% опрошенных.
Респонденты, столкнувшиеся в минувшем году с нарушениями потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров с истекшим сроком годности (47% в 2019 году против 40% в 2010 году), ненадлежащее качество товаров и услуг (40%), обсчёт и обвес (33% против 46% в 2010 году), а также некомпетентность и невнимание со стороны персонала (32% против 20% в 2010 году). Каждый четвертый (26%) респондент сталкивался с необоснованным завышением цен (рост с 13% в 2010 году).
Две трети (69%) россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. При этом отмечается рост тех, кто знает, в чем заключаются их права как потребителей (с 11% в 2010 году до 16% в 2019 году), тогда как доля тех, кому ничего об этом неизвестно, снизилась (с 20% в 2010 году до 12% в 2019 году).
Всего 8% опрошенных не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. Чаще всего россияне считают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в Общество защиты прав потребителей (54%) или в Роспотребнадзор (45%). Каждый шестой (15%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в суд. Реже участники опроса полагают, что их потребительские права защитит полиция (11%) или администрация города (10%).