Согласно официальным данным, у интернета нынче юбилей – 30 лет назад, 13 марта 1989 года, британец Тим Бернерс-Ли озвучил идею глобального гипертекст-проекта, которую он разработал совместно с бельгийцем Робертом Кайо. Сегодня, когда в сеть переехала почти вся наша жизнь – работа, друзья, хобби, информация (если бы не Кайо и Бернерс-Ли, вы бы сейчас это не читали) – мы вышли в центр Петербурга и спросили у горожан: что будет, если интернет исчезнет. Кого-то перспектива вернуться к живому общению и письмам от руки даже обрадовала, но другие пообещали устроить революцию.
Владимир, 16 лет, ученик средней школы
— Если отключат интернет, то мне без разницы, – с хмурой флегматичностью поделился школьник, скучающий у входа в метро «Площадь Восстания». – Если совсем делать нечего, можно посмотреть, что там происходит. Но если отключает, разницы почти никакой не будет.
Вопрос, чем занять время, которое сейчас уходит на интернет, Владимира в тупик не поставил.
— Я очень люблю читать. И общение с друзьями – у меня очень много друзей. В случае чего, я знаю их адреса, где они живут, могу прийти и сказать: «Пойдём гулять!» Не знаю, много есть интересных развлечений. Спорт. Много чего можно придумать.
— А доступ к фильмам, музыке?
— Да, конечно, без этого будет печально, но есть же плееры, есть кассетные магнитофоны. Они вышли из оборота, но, я думаю, что-то да осталось. Граммофоны те же. Пластинки.
Иван, 27 лет, занят творчеством. Дмитрий, 30 лет, работает в торговле
— Без интернета расслабимся, – даже заулыбался вопросу Иван. – Книжки начнём читать.
— И я так же. Бывает, что специально день без телефона проводишь, поэтому всё будет нормально.
Перспектива оказаться без связи друзей не пугает – Иван и Дмитрий рады возможности вернуться к контактам при помощи бумажных писем.
— Письма будем писать, как раньше. Круто! Будем ждать ответов. А то сообщения в мессенджерах уже не ценятся: это обыденность, а так – совсем другое дело.
Что касается отсутствия доступа к медиа – тоже ничего страшного. Иван считает, что без интернета искусство станет более оригинальным.
— Мне кажется, будет больше авторского. Не будут воровать. Сейчас в сети послушали музыки, из трёх композиций сделали одну – и как будто своё. А без сети больше сами будут сочинять.
Две барышни школьного возраста; назвать имена и фотографироваться отказались (сказали, что это секрет)
— Наверное, без интернета всем будет очень трудно.
— Нечем будет заняться.
— Мне кажется, люди даже не смогут выйти из дома, потому что не смогут узнать, как куда доехать, посмотреть расписание транспорта.
— Мы уже как-то пробовали жить без интернета. Получилось недолго. Максимум часа два.
— У меня однажды не было доступа к интернету дома несколько дней. Когда он опять появился, жить стало намного легче. В принципе, эти дни прошли нормально – наверное, потому что я только недавно начала пользоваться соцсетями. А до этого телефон вообще был не нужен.
Дмитрий 30 лет, предприниматель; фотографироваться отказался
— Представьте, что интернета больше нет: ваша реакция? – спросил. у мужчины, пьющего из банки энергетик во дворе на Лиговском проспекте.
— Где же брать информацию? – сразу озадачился Дмитрий.
— Какую?
— Да любую.
— И правда, где без интернета вы станете её брать?
— Друзья, знакомые. Литература.
— Книги и друзья смогут создать для вас качественное информационное пространство?
— Настолько эффективно, как интернет, нет. Интернет эффективнее.
— Если интернет так и не вернётся, сможете к этому привыкнуть?
— Привыкнуть можно ко всему, – философски заметил Дмитрий.
Роман, 17 лет, студент; фотографироваться отказался
Юноша, встреченный неподалёку от «Галереи», признал, что без сети жизнь у него будет не сахар. Но обнаружил веру в прогресс: исчезнет интернет – придумают что-нибудь ещё.
— Без интернета будет очень скучно.
— А без чего конкретно?
— Там интересные видео.
— Какие видео вас интересуют?
— В основном, научной тематики и технической. И статьи, и видео, и вообще всё.
— Сможете привыкнуть к жизни без интернета?
— Если не будет интернета, изобретут что-то новое, – выразил уверенность Роман. – Есть много чего ещё неизведанного, и мы просто не подозреваем, что это есть. Раньше не видели электромагнитных волн. Потом вдруг их увидели – и сделали интернет (ну, именно WiFi-технологию). Возможно, однажды откроют какие-то новые волны, и с их помощью будут передавать информацию.
Ольга, кукольный мастер; называть возраст и фотографироваться отказалась
У необычной девушки, продающей самодельные куклы на площади Восстания, наши вопросы вызвали скепсис.
— Исчезнет интернет? Это невозможно.
— Почему?
— Зачем? Куда ему исчезать?
— Например, произошёл мировой катаклизм.
— Тогда очень многое исчезнет, не только интернет. Не станет многих гораздо более важных вещей.
— Возьмём более локальную ситуацию: в России запретили интернет. Что тогда?
— Тогда будет революция, сразу же. Это же наш «хлеб» – наше поколение может не есть, не пить, но интернет нам нужен. Мы в век информации родились и выросли, для нас это вещь первой необходимости.
— Будет принимать участие в восстании?
— Нет, я буду бежать. Незаконно пересекать границу. Или законно – если успею.
— А куда?
— Всё равно. В революции не вижу смысла. Если общество допустило такие изменение – значит, такое общество глубоко нездорово и надо ноги уносить. Вообще, я уже пыталась в Чехию по рабочей визе уехать, но мне не дали визу. Всем не дают сейчас, русским очень сложно визу получить. Тысяча всяких препятствий, где-то ты спотыкаешься. Может, потом ещё попытаюсь.
— Можно сделать вашу фотографию?
— Нельзя. Может, завтра придумают закон, что нельзя говорить, что хочешь уехать за границу или что вообще нельзя открывать рот. А я пока ещё здесь.
Беседовал Глеб Колондо / ИА «Диалог»