Ситуация вокруг загрязнения реки Новая постепенно проясняется: город, аэропорт Пулково и жители МО Ульянка «сели за стол переговоров». Представители воздушной гавани объявили, что сброс стоков будет будет переключен и пойдёт не в реку, а в систему «Водоканала». Этот шаг, как считают и в Пулково, и в комитете по природопользованию, позволит завершить исследование Новой и решить, каким образом начать процесс очищения, передаёт корреспондент «Диалога».
«Сегодня нет чётких экспертных доказательств вины аэропорта «Пулково». Есть серьёзные сомнения в том, что предъявляют нам государственные органы в отношении реки Новой. Мы находимся в судебном разбирательстве – думаю, истина будет установлена. Но наша дискуссия может затянуться на месяцы, а ситуацию необходимо решать сегодня. В комитете по природопользованию долгое время говорили, что ничего не могут сделать по причине сброса [стоков в реку Новая]. К июню мы его прекращаем: пожалуйста, действуйте», – сказал заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью управляющей компании аэропорта Пулково «Воздушные Ворота Северной Столицы» Денис Павшинский.
Такое решение оператор аэропорта принял в внесудебном порядке. Вместе с «Водоканалом» уже найдено техническое решение, как переключить стоки, и до июля Пулково полностью прекратит сброс в Новую. Эти работы будут стоить компании, по словам её представителей, порядка 80 миллионов рублей. При этом полностью отказываться от использования реки для своих нужд в Пулково не намерены. После реконструкции, которая завершится через два года (сейчас она в стадии проектирования), руководство аэропорта хочет снова переключить стоки в реку Новая. Вариант с «Водоканалом», как отметил Денис Павшинский, был временным и изначально разрабатывался для предстоящих ремонтных работ.
Напомним, что жители МО «Ульянка» с февраля прошлого года жалуются на неблагоприятную экологическую ситуацию: неприятный запах от реки, гибель птиц, головокружение у людей, проживающих рядом, и частые обращения горожан в поликлиники. Последние пробы, собранные экспертами 10 января, показали, что по этиловому спирту на выпуске стоков с территории аэропорта предельно допустимая доза концентрации (ПДК) превышена в 4400 раз, в самой реке Новой – 3500 ПДК, по этиленгликолю – 640 ПДК.
С начала 2018 года комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга инициировал в отношении Пулково пять административных дел. Постановления о назначении наказания по ним были вынесены в прошлом мае. Пока ни одно из них в законную силу не вступило, они обжалуются сейчас аэропортом в судебном порядке.
«Комитетом была заказана в прошлом году большая работа по обследованию объекта [реки Новой], чтобы понять, как меняется гидрологический режим. Сейчас есть отчёт по первому этапу. Группа учёных, объединённых Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена, исключила влияние на реку со стороны полигона захоронений твёрдых бытовых отходов «Волхонка», а именно воздействие полигона было одним из аргументов руководства Пулково. В ноябре с подачи комитета вместе с Роспотребнадзором Северо-Западным следственным управлением на транспорте Следственного комитета было возбуждено уголовное дело по части первой статьи 247 УК РФ по загрязнению химическими веществами реки Новой. В основу дела легли наши материалы», – отметил заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев.
Сейчас аэропорт и ведомство находятся в состоянии конфронтации: действия и заключения экспертов от одной стороны оспариваются другой. Например, руководство «Пулково» уверено, что некоторые обнаруженные в реке вещества — например, фенол — вообще не используются ни одной из их служб. А в комитете по природопользованию отмечают, что сталкиваются с противодействием: на территорию аэропорта не пускали экспертов с лабораторией для исследования. Отказ объясняли действием на территории особого пропускного режима.
На фоне судебных разбирательств и споров, жители близлежащих к реке домов волнуются, не затянут ли дело, и когда наконец начнётся очищение Новой. «Дополнительные исследования нужны. Но мы заинтересованы, чтобы Новая была почищена быстрее. Обращаемся к врио губернатора Петербурга Александру Беглову с предложением создать группу, куда войдут представители аппарата губернатора, аэропорта и жителей — чтобы через год люди могли дышать воздухом и отдыхать на речке. Нам бы не хотелось ещё пять лет вдыхать испаряющиеся вещества», – высказал позицию жителей района руководитель общественного движения «Ульянка Экология» Павел Брагин.
Согласно оценкам экспертов, петербуржцам придётся ждать прояснения ситуации до конца 2019 года. По словам Александра Кучаева, чтобы приступить к восстановлению системы, надо добиться прекращения сброса – иначе все мероприятия не дадут желаемого результата. Но даже если в Пулково выполнят своё обещание, только к декабрю этого года специалисты точно скажут, какие конкретные меры потребуются для очищения реки: нужна ли будет зачистка донных отложений или подселение дополнительных водорослей.
Однако в одном комитет и Пулково согласны: ситуация с Новой сильно ухудшилась в последние два года из-за возросшего трафика аэропорта – и, видимо, из-за того, что в какой-то момент экосистема реки дала сбой и не смогла очиститься сама. В 2018 и 2019 годах погодные условия побуждали службы «Воздушных ворот» использовать большое количество жидкости против обледенения. В Пулково предпринимают сейчас попытки снизить нагрузку на окружающую среду – так, например, жидкости теперь после обработки судов смываются в отдельные резервуары и вывозятся. Также на полосе работают специальные зачищающие пылесосы. По проекту готовящейся реконструкции планируют перенести площадки для обработки судов и переделать дренажную систему. Однако, несмотря на ряд внесудебных уступок, вину за экологические проблемы реки Новой аэропорт брать на себя отказывается – до решения суда.
Рената Ильясова / ИА «Диалог»