93.4$ 99.6€
-0.35 °С
Новости Все новости

ЗС в первом чтении утвердило изменения в закон о митингах и шествиях

06 февраля 2019 | 11:53| Политика

На заседании в среду, 6 февраля, Законодательное Собрание одобрило в первом чтении изменения в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге». Документ обсуждали больше часа, и он вызвал неожиданные возражения, передаёт корреспондент «Диалога».

«В прошлом году было принято решение о проведении первых публичных слушаний по корректировке местного закона. Федеральный законодатель не полностью регулирует эту сферу, но отдаёт часть полномочий на региональный уровень. Кроме того, мы провели дополнительные слушания, в которых приняли участие депутаты, представители общественности, уполномоченный по правам человека; свои предложения дал исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов. Результатом вторых публичных слушаний было решение о консолидации предложений и подготовке текста законопроекта, направленного на демократизацию законодательства о проведении публичных мероприятий», — отметил глава комитета ЗС по законодательству Денис Четырбок.

Согласно проекту закона, в Петербурге не может быть меньше восьми гайд-парков (однако конкретные места их расположения останутся на усмотрении исполнительной власти). На это обратил внимание депутат Алексей Ковалёв, на что Четырбок ответил, что уточнение этого числа – предмет второго чтения, а исполнительная власть заявила, что процесс установления этих точек будет публичным. Депутат Трохманенко предположил, что гайд-парки должны быть в каждом административном районе города (каковых в Петербурге насчитывается, напомним, 18). Его поддержал Михаил Амосов — он напомнил, что во многих районах — скажем, в Калининском — гайд-парки не предусмотрены, и гражданам, которые хотели бы высказаться по какому-то местному (и не обязательно политическому) вопросу, приходится ехать в другой район, а то и вовсе на другой конец города.

Депутат Андрей Васильев, напротив, предложил вообще запретить массовые мероприятия в четырёх сердцевых районах Петербурга (Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном). Он сослался на необходимость защиты исторического центра и «европейский опыт» в виде массовых протестов во Франции, порой переходящих в мародёрство и поджоги (не упомянув, что в России подобного не происходило очень давно, и нет причин думать, что это может измениться). Представитель губернатора Юрий Шестериков в своём выступлении расставил акценты так, что стало ясно: позиция исполнительной власти стремится именно к этому, а выступление Васильева было «пробным шаром».

Также увеличивается возможное число участников собраний – с 200 до 500 человек, а при встречах с депутатами – со 100 до 200 человек. Кроме того, исключается возможность подачи уведомления о проведении публичного мероприятия по доверенности, а организаторов обяжут в случае отмены встречи не позднее, чем за сутки уведомлять об этом органы власти (а также, по возможности, участников).

Наконец, включается дополнительное ограничение – чтобы «не мешать движению транспорта», вводится ограничение на проведение массовых мероприятий «на объектах транспортной инфраструктуры» в рабочие дни с 7 до 9:30 и с 17:30 до 20:00.

«Денис Александрович [Четырбок] произнёс очень правильные слова о демократизации, которая очень нужна нашему обществу, потому что без демократизации не может быть модернизации. <…> Поэтому такая острая дискуссия и столько вопросов. Но этот законопроект – не прорыв, а это абсолютная косметика, призванная залакировать уродливое лицо власти, уродливое лицо Держиморды. Это реальное лицо на самом деле проявляется не здесь, а во вчерашнем решении Фрунзенского районного суда, который присудил координатору штаба Навального и координатору «Весны» штраф в 7 миллионов рублей за якобы испорченный газон. Я не могу не поддерживать увеличение числа гайд-парков, но не могу и делать вид, что это и есть реальная политика, и поэтому не буду участвовать в лицемерном голосовании», — прокомментировал депутат Максим Резник, представляющий фракцию «Партии Роста».

«Времена поменялись. Этот законопроект говорит о том, что власть слышит свой народ, готова к диалогу, будет изменять подходы этого диалога. Тот период, когда митинги запрещались и разгонялись, уходит назад. Сейчас никто не боится митингов, непосредственно не выступает против того, чтобы горожане высказывались – наоборот, это полезно для оздоровления тенденций к развитию. Те изменения, которые произошли в городском правительстве – в частности, связанные с [персоной] председателя комитета по законности – идут в унисон этой концепции. Не могу обделить вниманием и вас, Максим Львович [Резник] – понимаете, вы тоже являетесь частью системы и того, что происходит в стране. Вы сидите среди нас, и вы настолько же далеки от народа, как образы ваших выступлений. Сейчас мы вносим закон, который говорит о базовых понятиях свободы. Мы готовы вносить поправки и их обсуждать», — ответил на это депутат Андрей Анохин («Единая Россия»).

Глава фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалёв в продолжение темы отметил, что упомянутое Резником решение стало следствием существующей в федеральном законе нормы о том, что организатор мероприятия несёт гражданскую ответственность за действия его участников. По его мнению, поскольку таким участником может стать любой человек, который пришёл на место мероприятия – в том числе, естественно, и без согласия его устроителей – то норма закона противоречит Гражданскому кодексу и Конституции, поэтому ЗС стоит подготовить соответствующее обращение в Конституционный Суд. Также он предложил принять специальный порядок проведения массовых мероприятий на Невском проспекте (и других транспортных магистралях) в определённые дни, чтобы «узаконить» первомайскую демонстрацию и другие шествия, которые порой всё-таки проходят на главных улицах города.

Единым окном для подачи заявок на проведение массовых акций назначается комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, имеющий, по словам Четырбока, «богатую историю согласования публичных мероприятий» (желающие могли усмотреть в этом иронию, так как обычно этот комитет отказывал оппозиции в проведении мало-мальски масштабных митингов и собраний по сколь-нибудь значительным поводам). Ковалёв указал и на это, отметив, что в законопроекте не предусматривается создание электронного реестра мероприятий, который позволил бы уличать исполнительную власть во лжи. Вспомним, что при подаче оппозицией заявлений о проведении митингов в большинстве случаев формальной причиной отказа являлось якобы намеченное на это же самое время в том же месте другое мероприятие, которое на поверку обычно оказывалось фиктивным. Другие депутаты указали, что такая система фактически уже существует, но является закрытой и от заявителей, и от общественности.

В итоге «половинчатый» законопроект был принят, а оппозиционные депутаты выступили против или воздержались (37 голосов – за, три – воздержались, пять – против). Городской парламент взял достаточно длительное время на поправки, но в какую сторону эволюционирует документ ко второму чтению (не говоря уже о финале), пока невозможно сказать.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!