Site icon ИА «Диалог»

Осторожно мошенники: как обезопасить себя от обмана в сфере ЖКХ

Петербуржцы жалуются на мошенников, которые ходят по квартирам и навязывают свои услуги, представляясь компаниями, якобы работающими по лицензии «ПетербургГаза», «Водоканала», «Петроэлектросбыта». Горожанам предлагают проверить оборудование, поменять счётчики, поставить газоанализаторы. Все это, разумеется, не бесплатно. Представители городских ресурсоснабжающих организаций уверяют, что никогда не выдают посредникам разрешения на работу и просят жителей Северной столицы быть осторожнее. «Диалог» выяснил, что делать, чтобы не нарваться на обманщиков.

Официально по факту мошенничества необходимо обращаться в правоохранительные органы. Но, чтобы таких заявлений было меньше, эксперты уверяют, что в первую очередь нужно, чтобы сами горожане проявили бдительность. Особенно это касается людей пожилого возраста, которые чаще всего и становятся жертвами лжеработников сферы ЖКХ.

«Проблема актуальна. В жилищный комитет поступают обращения граждан о том, что некоторые компании навязывают услуги по установке счетчиков или проверке оборудования, также предлагают установить газоанализаторы после трагедий в Магнитогорске и Шахтах. К нам жалобы поступают не так часто, всё-таки это дело полиции», – говорит начальник технического управления жилищного комитета Петербурга Андрей Джалалов.

Недобросовестные компании идут на разные ухищрения — например, утверждают, что работают от лица официальных городских предприятий. Хотя, никаких лицензий те, на самом деле, никому не выдают и никогда не выдавали.

«Недобросовестные коммерсанты прикрываются именем «Водоканала», хотя к нему отношения не имеют. Они предлагают заменить счетчики в квартирах и установить фильтры. Но дело в том, что наши сотрудники вот так по квартирам не ходят, и ни с какими посредниками мы не работаем. Если нужно установить счётчик и опломбировать его, достаточно позвонить нам и заранее обговорить время и день, когда специалист может прийти», – объясняет заместитель директора департамента экономической безопасности ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Георгий Игнатов.

Есть в городе и другие прецеденты. Так, в Петербурге существует фирма «ПетербургГазСантехЭлектромонтаж», сокращенно они называют себя «ПетербургГаз». В результате у горожан создаётся путаница, они принимают одну организацию за другую.

«Хочется отметить, что цель этой компании — навязать ненужные услуги: в частности, установку сигнализаторов утечки газа, цена которых может варьироваться от одной до пяти тысяч рублей (бывает и дороже, всё зависит от модели). Нужно знать, что их устанавливают только по желанию собственника квартиры, это не обязательно. Так что не стоит попадаться ни на какие уловки. Со своей стороны, мы уже подали жалобу в УФАС на эту организацию», – рассказал заместитель генерального директора, главный инженер ГРО «ПетербургГаз» Олег Миронов. Он также напомнил, что доступ в квартиру может быть обеспечен в трех случаях: по графикам проверки, когда собственник сам вызвал сотрудника для ремонта или для проведения аварийных работ.

Специалисты отметили, что зачастую мошенники стараются использовать психологическое давление — например, обещая штрафы за якобы устаревшее оборудование.

«У лжеэлектриков есть стандартный набор воздействия на граждан: угрожают отключением, обещают вычесть стоимость приборов учёта или стоимость проведённых работ из общего счёта за электроэнергию, делают какие-то суперпредложения – утверждают, что сезонные акции, скидки. Кроме этого, они ссылаются на выдуманные законодательные акты, которые ввели запрет на использование тех или иных систем, поэтому собственнику срочно требуется замена. Обычно такие выходы мошенников зонированы по районам. Например, перед Новым годом «страдал» Калининский район, до этого – Пушкин, Колпино, Петродворец», – говорит заместитель генерального директора «Петроэлектросбыт» Владимир Резниченко.

Эксперты отмечают, чтобы избежать мошенничества, достаточно соблюдать простые меры предосторожности, которые позволят узнать, кто стоит на пороге квартиры: сотрудник ресурсоснабжающей организации или представитель недобросовестной фирмы. И правила во всех случаях – будь то «ПетербургГаз» или «Водоканал» – схожи.

«В Петербурге потребителями газа являются жители 1,3 млн квартир. Проверка их оборудования проводится не реже одного раза в год. Даты мы пишем в квитанциях и на нашем официальном сайте, также их можно узнать по нашему телефону горячей линии 610-04-04. Этой информацией, к сожалению, пользуются мошенники. Они приходят за день до нас и навязывают плату за дорогостоящие услуги. Чтобы этого избежать, нужно спросить удостоверение сотрудника. Опять же, можно позвонить по телефону 04, чтобы узнать, работает ли такой человек в нашей организации», – посоветовал Миронов.

В «Водоканале» же просят звонить по телефону горячей линии – 305-09-09. Кроме этого, в случае подозрений, что сотрудник – фальшивый, специалисты советуют спросить у него номер счётчика, который он собирался проверять. У лжеработника организации таких сведений не будет. В случае с «Петроэлектросбытом» телефон контактного центра компании – 679-22-22.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»