На полках книжных магазинов Петербурга в канун годовщины гибели поэта появилось издание «Письма А.С. Пушкина к жене». В 78 посланиях жизнь Александра Сергеевича с 1831 года до самой гибели с комментариями. Обращение к Гончаровой варьируются от нежного «мой ангел» до снисходительного «жёнушка». Как считают эксперты, в этой переписке прослеживается и как менялось настроение поэта, какие отношения у него были с женой и какое давление он ощущал от общества в последние годы, передаёт корреспондент «Диалога».
«Есть иллюзия в нашей стране, что о поэте известно всё, и больше ничего нового мы узнать уже не можем: открыты все факты, откомментированы все тексты и найдены все письма. Так что теперь Пушкиным можно не заниматься и [его жизнь и творчество] не изучать. Я преподаю в университете (СПбГУ — ИА «Диалог») и знаю, что это мнение разделяют студенты. Даже если кто-то хочет заниматься этой темой, то боится это делать, считая, что всё уже известно. Но достаточно обратиться конкретно к текстам и станет ясно, что это не так», — считает учёный секретарь Пушкинской комиссии РАН Алексей Балакин.
«Письма А.С. Пушкина к жене» — это переиздание: впервые они были прокомментированы и изучены подробно в 1980-х в серии «Литературные памятники». Та книга была рассчитана исключительно на специалистов и дотошных почитателей поэта, новая же – для широкой аудитории. Издание составлено так, что сначала идут письма, и только после — комментарии к ним. Тираж всего тысяча экземпляров, но издательство обещает допечатать, если возникнет такая необходимость.
«Главная ценность этой книги (помимо писем) в подробном комментарии Янины Левкович. Ряд посланий, написанных на французском, даны в переводе. Значение их необычайно велико. Понятно, что есть художественная проза, поэзия и исторические изыскания, но здесь перед нами живой человек. Письма дают яркое представление о жизни семьи, так как писали их как минимум еженедельно, если не ежедневно», — рассказал директор Издательского Центра Пушкинского Фонда Алексей Гордин.
Для Александра Сергеевича, к слову, письма были необычайно важны: он сохранял черновики и внимательно относился к собственному архиву. Тон и стиль его эпистолярных произведений менялся в зависимости от адресата. Так, письма к Петру Вяземскому и Павлу Нащокину очень разные, хотя оба были близкими друзьями поэта. И не похожи ни на какие другие послания Пушкина жене.
«Его жизнь в последние годы открывается именно в этих письмах. Поэт не рассказывал всё друзьям, а с Натальей Николаевной был откровенен. Есть отрывки, читая которые комок подступает к горлу. Например, он пишет, что не должен был поступать на службу и тем более опутывать себя денежными обязательствами: «теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым могут делать, что им заблагорассудиться». И это пришлось терпеть Пушкину при его самосознании и самооценке. Для себя я понял, читая эти письма, что он был одной из самых трагических фигур нашей культуры. В посланиях есть сюжет, история, драма человеческих отношений. Это замечательный роман в письмах», — считает историк, писатель и автор книги «Гибель Пушкина» Яков Гордин.
Вышедшая в годовщину смерти поэта книга вряд ли поставит точку в споре о роли Натальи Гончаровой в роковой дуэли и гибели Пушкина. Широко известны его слова перед свадьбой, что люди в 30 лет женятся, а он поступает как все. Но эксперты единодушны – поэт очень любил жену.
«Однако очевидно, и в этом ещё одно значение этих писем, что он действительно её ценил и беспокоился по поводу стиля её поведения. Там есть рефрен о кокетстве: «ты, жёнка, искокетничалась». Особенно важная краска – не флиртуй с царём. Это важный момент в контексте истории непростых взаимоотношений Пушкина с императором Николаем I. Но тут никаких сплетен быть не должно, никаких отношений у Гончаровой с монархом не было. Пушкин боялся слухов. Из писем становится ясно, какое количество опасностей окружало его в это время», — пояснил Яков Гордин.
Но в тех же письмах проскальзывают и весёлые бытовые пассажи от солнца русской поэзии. Так в ответ на сообщение от Наталья Николаевны, что кормилица старшего сына оказывается выпивает, Пушкин шутливо отвечал, что хорошо. Значит их Саша с детства к вину привыкнет и будет таким же молодцом как и Лев Сергеевич. Брат поэта был известен своей привычкой крепко выпивать, но при этом славился отменным здоровьем.
Отчасти по посланиям Александра Сергеевича супруге можно представить и то, какие строчки она отправляла в ответ. К сожалению, пока это всё, что остаётся, так как письма Гончаровой утеряны. В Пушкинском доме не исключают, что однажды их найдут, но надежды мало. Например, они могут лежать в архивах музеев из-за того, что автора не смогли определить. Ходят легенды, что однажды они были опубликованы где-то заграницей. Но слух не подтвердился. Многие считают, что Наталья Николаевна уничтожила всё чуть ли ни сразу после гибели поэта. Кстати, интересная история связана не только с пропавшими письмами, но и с опубликованными. Впервые их напечатал Иван Тургенев в 1878 году, писателю их передала дочь поэта Наталья Меренберг. Однако огласка личных документов вызвала прения в обществе о том, что можно публиковать, а что нет.
Рената Ильясова / ИА “Диалог”