91.3$ 98.5€
1.35 °С
Новости Все новости

Комиссия ЗС по экологии признала неудовлетворительной работу системы по сбору опасных отходов

10 декабря 2018 | 16:00| экология

Депутаты Законодательного Собрания, входящие в состав комиссии по экологии и природопользованию, заявили о неудовлетворительной работе созданной в начале года новой системы сбора опасных отходов в Петербурге. Как раз в пятницу, 7 декабря, курирующий ныне это направление комитет по благоустройству завершит приём заявок на новый конкурс по обеспечению приёма у населения материалов, способных нанести ущерб окружающей среде. «Диалог» разбирался в текущем состоянии вопроса.

Начальник отдела регулирования в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами комитета по благоустройству Анна Фёдорова напомнила, что работа с твёрдыми коммунальными отходами в субъектах Федерации (в частности – в Петербурге) возложена на выбранных региональных операторов, в обязанности которых входит, среди прочего, и установка экотерминалов для сбора опасных отходов на контейнерных площадках. Таковы условия соглашения. Беда в том, что неясно, когда начнётся полноценная работа регионального оператора – изначально предполагалось, что это произойдёт с 1 января 2019 года, но весь будущий год будет вестись, по словам представителя комитета, «подготовительная работа». Соответственно, в «серую зону» – в части обращения с опасными отходами – попадает уже не только уходящий 2018 год, как мы писали весной, анализируя промежуточные итоги передачи полномочий по работе с опасными отходами от комитета по природопользованию к комитету по благоустройству, но и 2019-й.

«Есть изменения, вносимые на федеральном уровне, по возможности городов федерального значения перенести срок исполнения обязанностей регионального оператора. Мы сейчас говорим, что реформа, безусловно, будет, [но] сейчас однозначно сказать, на какое время будет отложено начало действия регионального оператора до вступления в силу федерального закона о внесении изменений в 89-й закон «Об отходах производства и потребления», мы не можем. В любом случае, соглашениями предусмотрена обязанность регионального оператора по поэтапному внедрению системы раздельного сбора, в том числе – по сбору опасных отходов из состава твёрдых коммунальных отходов (ТКО)», — отметила Фёдорова.

Председатель комиссии по экологии и природопользованию Мария Щербакова напомнила, что из-за смены системы сократилось количество собранных опасных отходов. Произошло это в первую очередь потому, что число принимаемых фракций радикально уменьшилось. Вспомним, что до февраля 2018 года горожане могли сдавать батарейки, лампы, ртутные термометры, отслужившую своё оргтехнику, автомобильные аккумуляторы, автопокрышки, аэрозольные баллончики, лакокрасочные материалы и лекарства с истекшим сроком годности. С марта же в перечне остались лишь первые три пункта. С января 2019 года в него вернётся только оргтехника. Депутаты решили обратиться к комитету с предложением расширить перечень принимаемых отходов.

«Комитетом по благоустройству установлен перечень опасных отходов, которые принимаются в экомобили – это ртутные лампы, малогабаритные батарейки и аккумуляторы, которые по весу несопоставимы с теми отходами, которые собирались комитетом по природопользованию. Естественно, расчёт осуществлён в соответствии с объёмом финансирования, предусмотренным законом о бюджете. В отношении установки экобоксов на контейнерных площадках – это зона ответственности регионального оператора; по соглашению предусмотрен поэтапный переход на систему раздельного сбора, в том числе сбора опасных отходов и ТКО», — сказала Фёдорова.

Щербакова отметила, что вопросы вызывает сокращение перечня отходов, которое подавалось как неизбежный атрибут процесса передачи полномочий от одного комитета к другому. Действительно, этот процесс не должен был сопровождаться ухудшением качества оказываемых населению услуг – однако именно так и произошло. Но причина, как ни странно, не в отсутствии мощностей по переработке – то же предприятие, которое сейчас занимается утилизацией собранного материала, вполне способно справиться и с теми фракциями, которые больше не собираются, и имеет для этого соответствующие лицензии – а со спорными моментами в законодательстве. По словам Фёдоровой, те же покрышки не относятся к твёрдым коммунальным отходам, с какими только и может работать КБ. Вопрос о том, зачем вообще понадобилось передавать полномочия по сбору опасных отходов от ведомства, предприятия которого всё равно занимаются этим вопросом, к другому, по-прежнему остаётся без ответа. Постановление правительства Петербурга № 127 от 9 марта 2017 года «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», которое и стало законодательной основой для этих преобразований, называет такое основание: «В целях совершенствования государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды…»

«Вы получили полномочия для того, чтобы заниматься опасными отходами. Взяли их на себя, получили бюджетное финансирование. С этой работой, мягко говоря, есть пробуксовки, у коллег имеются вопросы. Вы бы тогда сказали, что не в состоянии эту работу выполнять – есть комитет по природопользованию, работа была налажена. Вы нас заверяли, что работа не ухудшится – и, с учётом бюджетного финансирования, даже наоборот, с точки зрения информирования населения и установки антивандальных боксов», — отметила Щербакова.

Кроме того, важной потерей для горожан стали стационарные пункты, которых до февраля 2018 года насчитывалось 8. Туда можно было сдать любые виды опасных отходов, и при этом не было нужды «ловить» по городу экомобили, расписание стоянок которых может не быть удобным для многих петербуржцев. Добавим, что корреспондент «Диалога», сдавая в экомобиль накопившиеся в хозяйстве ртутные лампы, столкнулся в своё время с тем, что существует внутреннее ограничение на количество принимаемых у населения предметов такого рода – не более пяти за раз. Как указал член парламентской комиссии по экологии Константин Чебыкин, в стационарные экобоксы новой конструкции длинные лампы дневного света невозможно убрать в принципе – но отчаявшиеся пользователи порой пытаются сделать и это, и в результате вязанки ламп торчат из отверстий в контейнере, а это постоянно создаёт опасность того, что они разобьются.

Экобоксов, по словам Фёдоровой, в городе сейчас 381, экомобилей курсирует 7. «В отношении стационарных пунктов, размещавшихся ранее комитетом по природопользованию, имеются, к сожалению, проблемы действующего законодательства в части соглашений об оформлении земельных участков», — посетовала Фёдорова. Отметим, что в своё время сотрудники комитета имущественных отношений, отвечая на вопросы «Диалога», подробно описали два способа, которыми могло бы происходить предоставление участков под размещение стационарных пунктов.

Опоздавшие к «эко»: что и почему произошло со сбором опасных отходов в Петербурге

«Мы обращали внимание на то, что будет провал не только в приёме отходов, но и в информационном поле. Потому что раньше была отстроенная система: все горожане знали, где находятся стационарные пункты, куда можно было прийти каждый день – и не нужно было смотреть расписание – а теперь получился как минимум целый год провала. Мы находимся в состоянии возвращения хотя бы к тем позициям, которые были. Во-вторых, конкурсные процедуры уже объявлены: два аукциона – один на обеспечение работы экобоксов, второй – экомобилей, которые (спасибо комитету по благоустройству) хотя бы начинают расширять список. Это очень здорово, что хотя бы оргтехника будет приниматься, а где компьютеры – там и бытовые приборы подтянутся. И ГУП «Экострой», и экологическое предприятие «Меркурий», которое сейчас обслуживает эту программу, готовы принимать и бытовую технику, и холодильники, и покрышки – дело только в желании обозначить юридическое поле этих отходов. Большие вопросы у населения вызывает и невозможность сдать лекарства: комитет по благоустройству нас уверял, что они относятся к медицинским отходам, но это не так, потому что, согласно закону, медицинскими отходами считаются только отходы, образовавшиеся в организациях», — отметила Татьяна Нагорская, руководитель общественной организации «Раздельный сбор».

Депутаты согласились с тем, что информирование населения поставлено слабо. Михаил Амосов предложил в ближайшее время выдвинуть законодательную инициативу, которая обязала бы организации, содержащие контейнерные площадки, указывать информацию о ближайших экобоксах, чтобы горожане могли хотя бы понимать, куда можно отнести имеющиеся у них опасные отходы.

«Информации, доступной для населения нет, тем более – в муниципальных образованиях. На сайт комитета не все заходят. А люди привыкли знать, что там и там искать [пункт приёма], кто ответственный, когда машина приедет, что можно размещать. Сейчас информации в общедоступном варианте нет. Что вам мешает?» — заметила Щербакова.

Всё это явилось следствием решения, которое, как пояснил депутат Сергей Купченко, принималось «одним лицом», без обсуждения с профильными органами. Речь о теперь уже бывшем губернаторе Георгии Полтавченко. Тем не менее, даже в таких условиях два комитета могли бы при желании наладить сотрудничество – хотя бы в информационной сфере.

«С уважением к коллегам отношусь, но в 2017 году, когда комитет по природопользованию осуществлял полномочия по сбору опасных отходов [у населения], мы собрали в Петербурге 16 килограммов металлической ртути. А в этом году – за 11 месяцев – наша [подведомственная] организация «Экострой» собрала 74 килограмма. Теперь вопрос: если комитет по благоустройству исполняет свои полномочия в том объёме, который предусмотрен, то откуда берётся эта ртуть, и как работает организация, которая занимается вывозом опасных отходов? В принципе, наша организация «Экострой», которая выполняет аварийное реагирование на ситуации, связанные с опасными отходами, работает практически в круглосуточном режиме. Какая смысловая нагрузка была в передаче полномочий – я вообще не понимаю», — прокомментировал заместитель председателя комитета по природопользованию Денис Матвеев.

В итоге работу новой системы по сбору опасной отходы парламентская комиссия решила признать неудовлетворительной. Матвеев указал, что его ведомство готово уже с первого января снова принять на себя обязанности по руководству системой сбора опасных отходов в Петербурге, однако вряд ли городское правительство примет такое решение, тем более – в оставшиеся от нынешнего года три недели.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!