102.6$ 107.4€
-2.19 °С
Новости Все новости

We are VR: обучение в виртуальном пространстве

04 октября 2018 | 10:00| Наука и технологии

Очки виртуальной реальности ещё пару лет назад были новой интересной игрушкой, а теперь разработчики сделали это изобретение полезным. В рамках Science fest, прошедшего в Петербурге в сентябре, один из ведущих международных экспертов по виртуальной реальности (VR) Наташа Флокси рассказала, как виртуальную реальность используют в образовании, почему подчинённых не хвалят и чем опасен выход сотрудницы из декрета.

С разработкой игр «в виаре», как говорит Наташа Флокси, не заладилось, и они с командой занялась симуляторами для обучения. За последние четыре года было выпущено больше 40 проектов.

Эксперт рассказывает о своеобразной эволюции: глиняные таблички ‒ печать на бумаге ‒ персональные компьютеры ‒ виртуальная реальность. Эта цепь, конечно, продолжится, но сейчас вершину занимает именно VR.

‒ Сейчас виртуальную реальность пытаются впихнуть везде, ‒ замечает она. ‒ И не только как маркетинговый ход, но и как полезный и качественный инструмент.

Как же применяется «виар»? Устройство удобно для оттачивания навыков, оценивания компетенций сотрудников, проведения курсов. Помогает оно и при отработке чрезвычайных ситуаций, создать которые в жизни было бы гораздо сложнее. В некоторых странах виртуальную реальность используют при тренировке солдат ‒ подготавливают их к военным действиям, стрессовым ситуациям. Есть даже отдельные симуляторы для тренировки лидерских качеств ‒ между прочим, очень популярные.

В виртуальной реальности можно создать разные формы работы: интерактивные лекции, тренинги и тренажёры, мини-курсы по 5-15 минут, бизнес-симуляции. Необычен формат «видео 360». К примеру, в школе устанавливается камера на 360°, и ребёнок с ограниченными возможностями может не выходя из дома «присутствовать» в школе, посещать уроки.

«Виар» имеет серьёзные плюсы, и особенно они хороши в образовании. Например, вовлечённость мотивирует пройти симулятор до конца, хотя, как шутливо подмечает Наташа Флокси, большинство участников просто не может снять с себя устройство. Погружение учит взаимодействовать с программой, а не просто выбирать варианты ответа на экране. А изоляция человека, отсутствие внешних раздражителей помогает фокусироваться на выполнении заданий. И сам человек чувствует себя комфортнее, меньше испытывает стресс во время контрольных заданий. Эксперт рассказывает, что, по результатам исследований, при выполнении обычных тестов люди волнуются постоянно, а с VR ‒ только в начале, когда ещё не привыкли к окружающему. Но потом процесс захватывает, стресс сходит на нет. А ещё одно преимущество «виара» в том, что полученная информация запоминается надолго. Когда участникам через большой промежуток времени предложили пройти курс повторно, оказалось, что 80% информации они ещё помнили. Вот она, сила впечатления. И это уже не говоря о том, что организаторы не тратят деньги на организацию курсов в реальности для каждой новой группы сотрудников, а сами сотрудники могут пройти обучение в любое удобное время. Есть и совсем уникальные преимущества.

‒ Знаете, почему начальники не хвалят подчинённых? ‒  говорит Наташа Флокси. ‒ Потому что потом эти подчинённые придут просить повысить им зарплату. Но, на самом деле, начальник потеряет ещё больше денег, если будет не хвалить, а ругать их. Мы тут посчитали, что если я 15 минут кричу на сотрудника, то он 15 минут сначала страдает, потом ходит всем рассказывает. Таким образом, мы теряем примерно час. Если его зарплата 40 тысяч рублей, то где-то 50 рублей за этот час улетает. С него одного. А если на группу накричим, то потеряем ещё больше денег. А если он с коллегой поссорится, по щам ему надаёт, то его ещё и чувство вины будет мучить. Плюс два часа вылетело. И если хотя бы раз в неделю это будет происходить у 100 человек, то в год мы потеряем примерно два с половиной миллиона.

VR здесь сильно помогает, ведь ссориться с программой, а потом обижаться на неё довольно проблематично. Но даже если компания не использует виртуальную реальность, Наташа советует быть доброжелательными. Хотя бы чтобы сэкономить деньги.

Впрочем, и в дружном, доброжелательном коллективе денежные потери неизбежны. В реальной жизни у людей есть миллион причин отвлечься. Например, в компаниях, где работают в основном женщины, постоянно кто-нибудь уходит в декрет. А коллеги по работе, конечно, начинают это обсуждать: «Видали, Машка-то в декрет ушла!» И когда Маша вернётся из декрета, опять начнётся: «О, Машку видели? Из декрета вернулась!» Все эти ужасно интересные разговоры приводят к тому же ‒ деньги улетают.

‒ «Виар» не панацея, ‒ в который раз повторяет Наташа. ‒ Но плюсов много.

Виртуальная реальность помогает и в других областях, особенно ‒ в медицине. У людей с сильными ожогами остаётся психологический блок, мешающий выздоровлению. Здесь лекарства уже не помогут, важно успокоить человека: «В «виаре» мы показываем ему какую-нибудь зимнюю картинку. И пока человек разглядывает снежинки, ему кажется, что вокруг холод, и он расслабляется». Или, к примеру, люди после травм, которым нужно как можно больше двигаться. Больше движения ‒ быстрее регенерация. Но ходить с экзоскелетом вперёд-назад по комнате неинтересно, а когда вокруг красивый виртуальный пейзаж, человек сам хочет гулять подольше.

‒ У «виара» есть и опасная сторона, ‒ сознаётся Наташа. ‒ Но главное правило безопасности ‒ рассчитать пространство, где вы будете двигаться. Есть даже люди, которые умирали из-за неосторожности. Один человек, например, играл рядом со стеклом, влетел в него и умер. Но это единичные случаи, просто надо быть аккуратнее.

Подготовила Маргарита Воротникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!