Виртуальная реальность, опера-сериал и Атлантический океан: что будет на театральном фестивале «Александринский»
18 сентября 2018 | 12:00| КультураВ этом году Новая сцена Александринского театра отмечает пятилетний юбилей. Как летит время – кажется, только вчера на набережной Фонтанки, обхватив старый кирпичный дом стенами из стекла, гладкого металла и ещё раз стекла, выросло хай-тек здание, которое многие до сих пор принимают за бизнес-центр. И напрасно – внутри происходят вещи, совсем не близкие расчёту и прагматике. А на фестивале «Александринский», который пройдёт (уже идёт) в сентябре, и вовсе ожидается квинтэссенция радикальных, некоммерческих проявлений театра. О самых необычных постановках и перфомансах фестиваля – в нашем гиде.
Сирано де Бержерак
Вначале «родное» – Александринка открывает сезон новым прочтением неоромантической пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Режиссёр Николай Рощин уже зарекомендовал себя как автор постановок, в которых немалое место отводится затейливым декорациям, аттракционам и трюкам. Новый «Сирано», очевидно, продолжит эту линию – в спектакле почти нет «того самого» текста, известного по переводу Щепкиной-Куперник, зато есть перемещения из прошлого в наше время и обратно. И винтовка М-16, с которой поэту и дуэлянту уже будет сложнее, победив всех и вся, всё равно «остаться с носом».
Первые показы спектакля уже прошли 14, 15 и 16 сентября. Но для тех, кто не успел, он ещё будет, и довольно скоро – 7 и 21 октября.
Галилео
«Галилео. Опера для скрипки и учёного» – это совместная разработка московского Электротеатра Станиславский и столичного Политехнического музея. Главную роль — учёного Галилея, который открыл, что не солнце вращается вокруг земли, а наоборот — играет знаменитый российский физик Григорий Амосов. Само зрелище – это синтез оперы и драмы, где в ариях и сюжете утверждается торжество гуманизма и науки.
На Новой сцене «Галилео» можно будет увидеть 22 и 23 сентября.
Сверлийцы
Ещё один проект Электротеатра – опера-сериал «Сверлийцы». Она расскажет о фэнтези-стране Сверлии, которая, как водится у фэнтези-стран, находится в опасности. Спасти её может некий Принц — чем он, очевидно, и станет заниматься на протяжении пяти серий. В ходе повествования зрители смогут побывать в прошлом и будущем, в Петербурге и Венеции – в общем, настоящая стилизация под медиа-развлечение (а может, в своём роде это он и есть).
Пять серий «Сверлийцев» будут показаны в течение двух дней – 25 и 26 сентября. Вместо рекламы между эпизодами – встречи с композиторами, которые работали над оперой.
£¥€$ (ЛОЖЬ)
Затейливое название, которое нельзя произнести вслух («фунт, йена, евро, доллар», наверное, уже не то, иначе так бы и написали) носит интерактивное шоу о деньгах. Для его успешного свершения необходимы 12 столов, 84 игрока и 110 минут.
«Зрители заходят в зал и рассаживаются за столы по семь человек, – рассказывается на сайте Александринского театра. – С этого момента они — игроки, а каждый стол — автономная экономическая система. Под управлением модератора — а вернее, крупье — игроки делают ставки. Как в лучших игровых домах, суммы и шансы быстро растут, в считанные минуты каждый может стать мультимиллионером или проиграть всё. Появляются явные лидеры, напряжение нарастает. Финансовые активы предлагаются по бросовым ценам, а новички инвестируют в ненадёжные облигации. Высокорисковые, но доходные кредиты превращают отдельных игроков в богачей, вместе с тем приводя весь стол к кризису».
Импресарио этой концептуальной «Монополии» Фёдор Елютин просит гостей взять с собой на шоу наличные деньги и быть готовыми делать ставки. «£¥€$ (ЛОЖЬ)» дадут трижды – 22 сентября в 18:00 и 21:00 и 23 сентября в 18:00.
Когда мы встретимся снова. Этикет
Покупая билет на это мероприятие, вы получаете возможность поучаствовать сразу в двух шоу – спектакле для двоих «Этикет» и перформансе для одного зрителя «Когда мы встретимся снова».
В «Этикете» вам предстоит оказаться за столом с незнакомым человеком – таким же зрителем. Перед вами, на столе, предметы и наушники. Вы надеваете наушники и слушаете голос, который даёт указания, помогая вам и вашему нечаянному партнёру сыграть свой собственный спектакль.
В «Когда мы встретимся снова» при помощи очков виртуальной реальности вы попадаете в мир, которого на самом деле нет, но который вы можете видеть и слышать – то есть всё почти так же, как на самом деле. Идея перфоманса – продемонстрировать, как с помощью современной техники можно влиять на человека и его восприятие.
И в том, и в другом действе можно поучаствовать с 22 по 29 сентября — они проходят по нескольку раз за вечер. Более подробное расписание можно уточнить на сайте театра.
Я свободен
Пьеса белорусского драматурга Павла Пряжко «Я свободен» представлена на фестивале дважды, оба раза — петербургским Театром Post. Первый спектакль, одноимённый, поставлен Дмитрием Волкостреловым; второй – «Я свободен. Частично» – Всеволодом Лисовским.
В основе каждого спектакля 535 фотографий и 13 подписей к ним – то, из чего и состоит пьеса Пряжко. Каждый из постановщиков отмечает, что тексты вроде «Я свободен» – это вызов для режиссёра, повод для переосмысления как понятия текста, так и театрального пространства. Обе версии «Я свободен» можно будет увидеть 30 сентября.
Жажда
Каждый, кто приобрёл билет на любое из мероприятий фестиваля, получает право на посещение аудиовизуальной инсталляции «Жажда». Видеоматериалы, которые используются в инсталляции, помогут получить опыт присутствия на побережье океана во время шторма. Страх захлебнуться вам, конечно, не грозит: ведь «Жажда» – не жизнь, а только искусство. Хотя…
Посмотреть на бушующие волны, оказаться в эпицентре беспокойной стихии можно будет каждый день с 25 по 30 сентября.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»