Site icon ИА «Диалог»

Минкульт обещает не сносить здание казарм Семёновского полка

казармы Семёновского полка развалины руины

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

То, что осталось от здания казарм Гвардейского полевого дивизиона Семёновского полка, будет сохранено, и после реконструкции в строении разместятся кассы и входная группа новой сцены МДТ. Об этом во вторник, 15 мая, сообщили журналистам специалисты Минкульта.

казармы Семёновского полка развалины руины

Напомним, что здание, которое находится по адресу Звенигородская улица, 7, было расселено в начале 2010-х годов, какое-то время там жили гастарбайтеры, однажды строение горело. Существовала информация о том, что теперь здание должно быть снесено, против чего выступил художественный руководитель и директор Малого драматического театра Лев Додин и, разумеется, градозащитники.

«Здесь основным повреждением, которое возникло в результате строительных работ, являются неравномерные просадки фундамента и крен дворовой стены в сторону вскрываемого котлована. В результате таких деформаций прошло нарушение связности продольных и поперечных стен – с образованием трещин раскрытием до 100-120 миллиметров. На эту же величину зафиксирован крен стены. Ситуация критическая: продольные и поперечные стены фактически [более] не связаны между собой, нарушена пространственная жёсткость здания… но со зданием можно работать и исправить ситуацию. В своём отчёте мы, посовещавшись с коллегами, предложили перекладку аварийных участков кирпичной кладки – на наш взгляд, это наиболее простой и надёжный способ, но не единственный. Используя [другие] современные технологии, можно добиться того же результата – привести конструкцию в работоспособное состояние; единственное – это потребует затратить больше времени и денег», — пояснил Иван Астахов, доцент кафедры строительных конструкций Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

В настоящее время здание не имеет кровли и перекрытий, внутренние перегородки в значительной мере уничтожены, в кирпичной кладке имеются многочисленные трещины и прорехи. Однако руководство Северо-Западной дирекции министерства культуры обещает восстановить строение как часть комплекса новой сцены Малого драматического театра. Архитектурный проект разработала мастерская Михаила Мамошина.

«Здание находится в зоне регулируемой застройки, поэтому для того, чтобы изменить его облик, мы должны получить согласование КГИОП. Мы не планируем менять его внешний вид, но формальное разрешение ведомства мы получим. Внешне здание будет выглядеть точно так же. Здание не является памятником, не находится под охраной, поэтому внутренняя его планировка не будет сохранена – хотя бы потому, что сейчас она уже фактически отсутствует. Во дворе же будет стоять огромное здание [театра] с двумя сценами и репетиционными залами, а историческое здание казарм станет входной группой, где будет расположено фойе, гардеробы, билетные кассы, кафетерий…», — заявил первый заместитель Северо-западной дирекции министерства культуры Денис Колодко.

В беседе с корреспондентом «Диалога» он пояснил, что предполагается воссоздание здания, и в конечном итоге оно будет в общем выглядеть так же, как сейчас – только в нормальном виде. Никаких изменений архитектурных форм в конструкциях, лежащих выше нулевой отметки, не предполагается.

«На мой взгляд, здание реально сохранить, но сейчас может произойти его неконтролируемое обрушение, так как нарушена связь продольных и поперечных стен; они работают сами по себе, по консольной схеме, и какое-то незначительное техногенное воздействие может привести к неблагоприятным последствиям. Мы в течение двух месяцев наблюдали за трещинами, и видно, что гипсовые маяки, которые устанавливали ещё до нас, раскрылись, то есть трещины «живут» — раскрываются и закрываются… А стальные укрепляющие конструкции, к сожалению, не особо помогают. С виду металла много, усиление выполнено – но на самом деле, выполнено оно с существенными отклонениями. Самое главное – не обеспечена совместная работа исторической конструкции (кирпичной несущей стены) с остальными элементами. Если приглядеться, можно увидеть, что между ними существуют зазоры, тогда как должно быть обеспечено плотное касание, совместная работа – тогда они усиливают кирпичную кладку. В данном же случае усиления не произошло», — добавил Астахов.

По его словам, причины такой ситуации носят комплексный характер, а реализованных ранее мероприятий было недостаточно для сохранения объекта. Можно отметить, что крайне негативно на состояние здания повлияло потеря крыши. Случилось это во время работы на объекте прошлого подрядчика, договор с которым был расторгнут в декабре 2016 года.

«Наверное, имело смысл действовать последовательно, по необходимости, а так дополнительным неблагоприятным фактором, который существенно ухудшил состояние здания, стало то, что раскрыли конструкцию. Кирпич, как мы видим – красный, незащищённый – оказался под прямым воздействием атмосферных осадков. Он впитывал в себя эту влагу; в периоды колебаний температуры происходила морозная деструкция, и, в общем-то, и прочностные параметры кирпичной кладки сильно снижены – в том числе и из-за этого», — указал Астахов.

Напомним, что сейчас Малый драматический театр располагается на улице Рубинштейна, 18. Новое здание решили возвести для того, чтобы театр мог получить более крупную сцену. Строительство сопровождалось рядом скандалов – помимо вышеупомянутого расторжения договора, в феврале ФСБ сообщила о раскрытии хищения бюджетных средств, выделенных на проектирование нового объекта.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»