102.6$ 107.4€
-0.53 °С
Новости Все новости

«То, что мы делаем — это общественный контроль»: диггеры о том, зачем залезают в метро

20 февраля 2018 | 20:00| Город

В феврале на YouTube-канале Urban Dreams диггеры выложили ролик о том, как они проникают в тоннель петербургского метрополитена. Они обнаружили, что в тоннель метро можно попасть прямо из вагона остановившегося поезда. Для этого диггеры  используют остановки состава на станции закрытого типа. Такая возможность появляется благодаря конструктивному недостатку этих станций — отсутствию «устройств контроля проникновения в тоннель» или УКПТ. По мнению авторов ролика, отсутствие УПКТ — серьёзная проблема для безопасности питерской подземки, на что они и попытались обратить внимание руководства метрополитена. Корреспондент «Диалога» пообщался с одним из диггеров и представителем метро, чтобы выяснить, как и зачем экстремалы нелегально исследуют подземку, и какие ещё недостатки системы безопасности можно там найти.

Посвящение в диггеры

О своей подземной карьере корреспонденту «Диалога» рассказал автор видео, диггер и блогер Дмитрий Иванов. По его словам, он начал заниматься диггерством с конца 2014 года под влиянием книги «Метро: 2033»(постапокалиптический роман российского писателя-фантаста Дмитрия Глуховского — ИА «Диалог»).

«Прочитав её, захотелось стать героем романа Артёмом, который ходит по пустынным перегонам метрополитена. Начал я с того, что попытался проникнуть на объекты «Метростроя». У меня не очень получалось: я не знал, как это делать, как попасть. Никто из более опытных диггеров меня водить не хотел, но поскольку у меня была группа «ВКонтакте», затрагивающая темы руфа и дига, я нашёл там единомышленников, которые мне объяснили некоторую теорию, и, вооружившись знаниями, в первый раз с товарищем, который тоже до этого никогда не был в метро, отправился на станцию «Спортивная», — рассказывает Дмитрий.

«Тогда там строили второй выход, стоял синий заборчик. Мы купили в магазине спецодежду — оранжевые жилетки, пришли на станцию перед закрытием. Там на одной из сторон есть пути, а на другой нет. Мы туда спрыгнули и перелезли заборчик, который отделял стройплощадку второго выхода. К нашему удивлению, когда мы туда залезли, то увидели, что второй выход на траволаторный тоннель ещё не построен. Зато там стояли две камеры, и мы поняли, что за нами придут. Мы проникли в систему вентиляционных ходов, которая находится за станцией. Там мы спрятались. Нас кто-то пытался искать, но не нашли. В итоге в 1:30, когда снимается напряжение на контактном рельсе и включается свет, чтобы рабочие могли пройти, мы спустились обратно, вышли на станцию, просто пошли по путям в тоннель. Устройство контроля проникновения в тоннель было отключено, поскольку там ходили рабочие. На наше счастье, никто нас не заметил. Мы дошли до станции «Чкаловская», потом вернулись до «Спортивной» и вышли», — делится воспоминаниями диггер.

Сейчас, как рассказывает Дмитрий, в Петербурге мало диггеров, и в целом по России их стало меньше после того, как повысили штрафы в 2016 году. Сегодня есть второе поколение диггеров, но дальше «Метростроя», по словам Дмитрия,  они «носа не суют», в метрополитен спускаться боятся, поскольку некому объяснить и показать, как это делать. Настоящих диггеров в Петербурге, по оценке Дмитрия, осталось не больше десяти.

Об устройстве и терминологии метрополитена Дмитрий, по его словам, знает, благодаря общению с другими диггерами и чтению соответствующей литературы. «Никогда не работал в метро и не работаю. Добываю информацию из открытых источников. Сейчас нет никакой подготовки к вылазкам. Подготовка была в первые разы, когда мы ничего не знали и не понимали, а когда уже всё знаешь, чего готовиться? Взял да пошёл. Всё известно и понятно. По сути, даже если объект новый, принципы там действуют те же», — говорит он и добавляет, что предпочитает совершать вылазки с «проверенными людьми».

«С другими компаниями не кооперируемся. У меня есть своя, свои проверенные люди. Иногда бывает желание сводить кого-то. В основном я вожу девочек. Интереса и драйва в последнее время всё меньше, теперь, когда уже всё облазил. Разве что, если иду на какой-то новый объект», — заключает диггер.

Недоработки в безопасности

Устройство контроля проникновения в тоннель, по словам блогера, не установлены на станциях закрытого типа. В основном это станции «зелёной» ветки, где пассажиров от поезда отделяют двери. Установка УКПТ советскими инженерами не была предусмотрена, так как они не рассчитывали, что в будущем кто-то будет заниматься диггерством и из интереса проникать в тоннели. Поэтому, как показано в ролике, есть возможность попасть туда, просто выпрыгнув из задней двери вагона во время остановки.

«Да, мне известно об этой проблеме», — рассказал «Диалогу» Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения «За безопасность». — «Мы обратили на это внимание. Сейчас [в метрополитене] проводятся расследования, идёт проверка. Устанавливаются технические средства», — заключил Курдесов, добавив, что о деталях этих мероприятий ничего не знает.

Сами диггеры говорят, что своими видео хотят обратить внимание руководства метро на недостаки в системе безопасности. «Есть цель указать работникам метро на их недостатки. Особенно, если речь идёт о безопасности пассажиров. Сейчас очень много средств на это всё тратится. Мотивируя расходами на безопасность, повышают цены на проезд, ставится куча металлодетекторов и рентгеновских сканеров, но теракты продолжают совершаться», — посетовал Дмитрий.

Он также поделился ещё одной недоработкой, которой может воспользоваться злоумышленник: если человек заходит на станцию с рюкзаком или большой сумкой и направляется напрямую к эскалатору, работники метро просят пройти его к сканеру, чтобы просветить ручную кладь на наличие опасных предметов. Если такой же пассажир с такой же сумкой сначала устремится к кассам, находящимся за спиной охранников, а только потом к турникетам, то его вещи просматривать не будут.

«Я считаю, что ролики, которые мы делаем, будут бить метрополитену по носу, и они из-за резонанса в СМИ будут исправляться», — заключил блогер.

В  пресс-службе метрополитена, в свою очередь,  заявили, что все УКПТ работают и никаких проблем с безопасностью нет. «Те, кто совершают проникновения,  зарабатывают себе очки привлечением внимания через соцсети, рискуя своей жизнью», — заявила пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель.

«У нас в метро всё исправно, и всё работает в соответствии с нормативами. Там где они [УКПТ] должны стоять, там они и стоят. Сигнализация в кабине есть», — добавила она, посоветовав для получения более подробной информации отправить официальный запрос. «Диалог» направил запрос, но на момент публикации материала в метрополитене на него не ответили.

О законах и работе полиции

За незаконное проникновение в метро предусмотрены довольно большие штрафы. В частности, согласно пункту 2 статьи 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», — штраф составляет от 75 до 200 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. Однако диггерам удаётся их обходить.

«Бывало, что задерживали и в метро, и на объектах «Метростроя». Если мы говорим о метрополитене, то раньше штрафы были 500-700 рублей, было не сложно их оплатить и идти гулять дальше. Сейчас штрафы повысили: теперь это от 75 до 200 тысяч рублей или административный арест. Поэтому в метро сейчас всё очень сложно, стараемся лишний раз не рисковать. По «Метрострою» тоже подняли штраф — от 3 до 5 тысяч рублей. Но дела по пункту 1 статьи 20.17 [«Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект»] рассматривает не суд, а полиция. Полиция не очень хорошо знает законы, допускает множество процессуальных нарушений, в отличие от суда. Их решения в 99% случаев удаётся обжаловать в суде, поэтому мы штрафы не платим». В частности, сотрудники полиции могут допустить ошибки при составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении. В постановлении о рассмотрении правонарушения, полицейские должны написать мотивировочную часть, согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 КоАП. Если они этого не делают, то возникает возможность обжаловать штраф.

В пресс-службе метрополитена «Диалогу» сказали, что отчётности и статистики по тому, как часто диггеры проникают на объекты, и как часто их ловят, у них нет. Там добавили, что любой человек может прийти на экскурсию в метро. «У нас есть профориентация, где можно познакомиться, сходить на площадку в депо, узнать о профессиях, составах. [Занятия] ведут профессионалы, машинисты-инструкторы. Есть наш Музей [Петербургского метрополитена] замечательный. На сайте есть все координаты и телефоны. Однако в тоннель попасть нельзя», — сказали в метрополитене.

После того, как  ролик появился в сети, в ответ на это в паблике «Метростроя» «ВКонтакте»  (неизвестно, является ли он официальным) появился пост: «Спасибо за внимание к нашим объектам. Вы помогаете нам в нашей работе по информационному освещению строительства метро )) Но: любая работа должна быть прежде всего безопасна для вас самих. Мы это знаем не понаслышке. Поэтому в будущем не поленитесь, напишите нам. И мы с удовольствием обеспечим безопасность ваших посещений!».

Блогер пытался попасть на подобную экскурсию, дозваниваясь до пресс-секретаря «Метростроя», но её сотрудники ответили, что сейчас она в отпуске, и пока попасть на подобное мероприятие возможности нет. «Диалогу» также не удалось получить комментарии «Метростроя», телефон пресс-службы компании не отвечал.

Подготовил Егор Щербота / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!