Наземный общественный транспорт Петербурга станет «умнее» за 8 лет
30 октября 2017 | 19:22| Наука и технологииВ течение ближайших восьми лет в Петербурге будет внедряться «Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом» (КИСУ ГППТ) — проект, реализуемый в рамках программы развития Петербурга как «умного города». Окончательный план по внедрению КИСУ уже одобрен городским правительством, сообщили в понедельник в аппарате вице-губернатора Игоря Албина.
Система охватит все городские и пригородные маршруты наземного общественного транспорта. «Цели создания системы соответствуют Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Ожидается, что ее внедрение приведет к повышению качества и безопасности пассажирских перевозок общественным транспортом для жителей и гостей Санкт-Петербурга за счёт оптимизации работы транспорта общего пользования и расширения способов оплаты проезда. Исполнительные органы государственной власти с помощью КИСУ ГППТ смогут повысить эффективность принимаемых решений за счёт использования современного инструмента управления транспортным комплексом. Кроме того, повысится достоверность получаемых данных за счёт применения оптимизированного алгоритма обработки данных, откроется возможность решения широкого спектра общегородских задач за счёт организации взаимодействия КИСУ ГППТ с другими государственными информационными системами в рамках реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург», — сообщили в аппарате чиновника.
Как отмечается, в 2018 году на внедрение системы потратят 383,4 млн рублей, а в 2019 — 562,7 млн рублей. При этом КИСУ позволит сэкономить около 1,746 млрд бюджетных рублей в течение 2020-2024 годов.
«Для полнофункционального использования возможностей КИСУ ГППТ предлагается перейти на использование современного бортового оборудования. Хотя создаваемая система будет поддерживать работу и с бортовым оборудованием, которое сегодня установлено в подвижном составе, в перспективе должен возобладать единый подход для всех перевозчиков к определению состава бортового оборудования», — добавили в пресс-службе Албина.
Уже в 2018 году систему планируется внедрить на 244 социальных маршрутах с общим количеством подвижного состава в 9800 единиц. В 2019 к КИСУ подключат коммерческие маршруты — 267 маршрутов с 2734 единицами транспортных средств. К 2020 году планируется обновить подвижной состав и бортовое оборудование коммерческих перевозчиков. Оснащение бортовым оборудованием государственных унитарных предприятий будет осуществляться поэтапно до 2025 года с учётом обновления подвижного состава и закупок бортового оборудования.
«В течение 12 лет на общественном городском транспорте эффективно отработали две системы: управления перевозками – АСУ ГПТ и оплаты перевозок – СЭКОП. По мнению большинства экспертов и специалистов, модернизация этих систем невозможна. Это первый их недостаток. Вторая проблема заключается в том, что ни управление, ни оплату у коммерческих перевозчиков через эти системы мы не видим. Губернатором поставлена задача перейти от субсидирования транспортной работы на субсидирование каждого пассажира. В рамках существующих систем такой переход невозможен. В состав новой системы управления городским пассажирским транспортом войдет целый ряд модулей, укрупнённо она включит: оплату, диспетчеризацию, безопасность, сервисы, аналитику. Уже на второй год эксплуатации система выйдет в режим окупаемости. Бортовое оборудование, установленное сегодня на подвижном составе, будет работать до полной его амортизации. При формировании новой системы мы учтем опыт наших сеульских коллег. При этом технологическое оборудование и программное обеспечение КИСУ ГППТ будут произведены в Петербурге», – прокомментировал решение вице-губернатор Игорь Албин.
Как сообщал ранее «Диалог», элементы КИСУ в 2016 году внедрили на троллейбусном маршруте №47, а минувшей весной — на автобусе №36 заработал полный прототип системы. Автоматизированная система оплаты проезда подразумевает бескондукторную систему: оплатить проезд на транспорте можно будет и электронными проездными билетами через терминалы-валидаторы, и наличными средствами с помощью билетного автомата. Кроме того, для пассажиров разработан новый способ оплаты проезда – с помощью QR-кода. Датчики, установленные в салоне, фиксируют каждого входящего и выходящего пассажира, а по окончании движения производится подсчёт пассажиропотока по каждому направлению. Результаты учёта пассажиропотока, информация о количестве оплативших и неоплативших за проезд пассажиров, выводятся на экран бортового оборудования в кабине водителя. В итоге эти данные можно будет использовать для подсчёта пассажиропотока на маршрутах, с последующей возможной их корректировкой.