100.7$ 106.1€
-1.08 °С
Новости Все новости

«Вакцинация — как подушка безопасности»: почему прививаться необходимо, и когда это стоит делать

11 октября 2017 | 14:40| Медицина и ЗОЖ

Вокруг вакцинации существует много расхожих мифов и досужих разговоров, однако специалисты всегда рекомендуют соблюдать календарь прививок – особенно если речь идёт о детях. Почему считается, что нельзя прививать аллергиков, и так ли это? Чем опасен срыв графика вакцинации? На вопросы корреспондента «Диалога» отвечала Сусанна Михайловна Харит, руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней федерального медико-биологического агентства».

— Как вы оцениваете состояние вакцинопрофилактики в городе? Всё ли нормально в этой области, или есть какие-то проблемы?

— В целом всё хорошо, потому что иначе у нас были бы вспышки заболеваний – а у нас, к счастью, никаких серьёзных вспышек нет. У нас всегда более высокая заболеваемость коклюшем, чем в целом по России – но я думаю, что это заслуга наших врачей: они хорошо выявляют и диагностируют эту болезнь, тогда как в других регионах это делается не всегда.

— Большая ли доля отказов от прививок наблюдается в Петербурге? И какие основные доводы называются?

— Официально – небольшая: не более двух процентов. Но это – люди, которые действительно полностью отказываются от вакцинации, а есть ещё те, кто делает это частично: перекладывают вакцинацию на более поздние сроки, или отказываются от каких-то определённых вакцин. Каков процент таких людей – точно сказать сложно, но думаю, что доля людей, не делающих своевременно прививки своим детям, примерно 30 процентов. Они делают их чуть позже – к году, а не так, как по календарю прививок, — в месяц или два.

— Наверное, потому, что на самых ранних этапах жизни ребёнка врачи более жёстко это контролируют?

— Думаю, дело в том, что бытует очень странное мнение: якобы вакцинация губит иммунитет. Эта расхожая байка внедряется в головы родителей: им кажется, что нужно «дать иммунитету созреть», а потом уже делать прививки. Это странная позиция, потому что основная масса людей появляется на свет уже с достаточно зрелым на этот возраст иммунитетом… иначе они бы просто не могли существовать в мире, полном разных микробов – а их существенно больше, чем людей – и сразу заболевали. Ведь ребёнок рождается и попадает в окружающую среду, проходя через родовые пути, где находится огромное количество микроорганизмов – и при этом не заболевает, а прекрасно развивается. В последние годы иммунология выяснила, что как раз воздействие материнской флоры – и других не патогенных бактерий (они и у папы есть, и у братьев-сестёр) – необходимо для «созревания» иммунитета ребёнка, в первую очередь его клеточного звена.

Как известно, наш иммунитет формирует два типа ответа на микроорганизмы: гуморальный и клеточный. Один отвечает в большей степени за противовирусную защиту, другой – преимущественно за антибактериальную. Ребёнок рождается с определённым снижением, или подавлением, клеточного звена иммунитета. Это – физиологическое состояние, поскольку клеточное звено иммунитета отвечает и за отторжение трансплантата от хозяина, а ребёнок по отношению к матери – трансплантат, да ещё и с плохим совпадением антигенов, так как их синтез контролирует чужая половина генов (от папы). А трансплантат при пересадке выбирают так, чтобы хотя бы 75 процентов антигенов были идентичны у донора и реципиента. И для того, чтобы не отторгался плод – не было выкидышей – у матери и ребёнка временно подавляются реакции клеточного звена иммунитета; это делают гормоны женщины и различные вещества плаценты. Следовательно, активнее гуморальное звено, а оно ответственно и за развитие аллергии, и аутоиммунных заболеваний. Чтобы этого не было, необходимо восстановить равновесие и стимулировать клеточное звено: это и делает нормальная микрофлора, и такое же свойство, как выяснилось, может иметь вакцинация. Были проведены исследования – и показано, что живые вакцины (например, БЦЖ-вакцина, которую ребёнок получает после рождения, живая полиомиелитная, коревая) стимулируют как раз клеточный иммунитет. Исследование, проведенное в Дании, показало, что привитые дети значительно реже попадают в стационары по поводу других инфекционных заболеваний, а исследование в ряде стран Африки – что меньше умирают в раннем возрасте от иных инфекций, не тех, от которых привиты.

— А чем чревато отступление от календаря, опоздания с прививками?

— У нас есть печальные примеры: смертельные исходы у детей до года от инфекций, от которых должны были быть сделаны прививки в раннем возрасте – в частности, от тяжёлых пневмококковых менингитов. Вакцинация от пневмококковой инфекции в календаре прививок предусмотрена в 2 и 4,5 месяца – именно потому, что дети, начиная с двух месяцев, становятся чувствительными к этой бактериальной инфекции. Есть три бактериальные инфекции, которые у детей протекают злокачественно, вызывая тяжёлый менингит, сепсис – и, соответственно, возможен летальный исход: это менингококк, пневмококк и гемофильная инфекция типа В. До двух месяцев ребёнок защищён (относительно, конечно) материнскими антителами: если мать встречалась с этими инфекциями, была носителем и выработала антитела, то она их передаёт трансплацентарно. После двух месяцев жизни ребёнка эти антитела начинают исчезать, и чувствительность к инфекциям повышается. А свой иммунитет у малыша вырабатывается медленно – в основном к двум годам. Получается, что возраст от двух месяцев до двух лет очень опасен (его даже называют долиной слёз или долиной смерти), потому что в этот период, если ребёнку попала инфекция, а иммунитета у него к ней нет, это может дать тяжёлое течение заболевания… вплоть до смертельного исхода, к сожалению. Эти инфекции, кроме менингита и сепсиса, могут вызывать пневмонии и гнойные отиты – то, с чем сталкиваются очень многие семьи.

Были выполнены эпидемиологические исследования во многих странах мира – а затем эти данные были аккумулированы – и теперь ВОЗ рекомендует как обязательную вакцинацию в раннем возрасте от этих болезней, чтобы дети не умирали. Если говорить о пневмококке, то его вообще называют убийцей № 1: в мире от него ежегодно погибают 800 тысяч детей в первые пять лет жизни. У нас эта вакцина в календаре с 2014 года – она воспринимается как новая, и к ней пока не привыкли, поэтому матери часто говорят: «Мой ребёнок сидит дома, я с ним тоже, никто к нам не ходит – ну, подумаешь, пришли гости, они все здоровы». Но не никто не знает, что «проживает» в носоглотке у этих гостей. То же самое касается менингококка: у нас была ситуация, когда двое близнецов заболели, а источником оказалась мама. Вакцины против всех трёх инфекций есть.

— Какие ещё новые вакцины могут появиться в календаре, или планируются к включению в него?

— Для начала нужно уточнить, что наш календарь прививок имеет две части. Одна – национальная, где вакцины поставляются министерством здравоохранения бесплатно для всех граждан. Чтобы включить в него новую вакцину, необходимо провести очень хорошие эпидемиологические и фармако-экономические обоснования: это заболевание должно представлять проблему, и вакцинация должна быть экономически выгодной. На сегодняшний день как перспективные для включения в календарь прививок рассматриваются вакцины от ветряной оспы и ротавирусной инфекции, а также расширение профилактики гемофильной инфекции типа В.

Ротавирусная инфекция – на втором месте после пневмококка по количеству заболеваний и смертельных исходов детей в мире, но, к счастью, у нас в стране, как и в других развитых странах, от неё не умирают (или бывали единичные случаи с осложнениями). А вот для развивающихся стран это действительно проблема – главным образом, из-за тяжёлого обезвоживания, к которому приводит эта кишечная инфекция. Тот, кто перенёс ротавирусную инфекцию, знает, что это такое: это жидкий стул бессчётное количество раз, повторяющаяся рвота; дети быстро обезвоживаются и попадают в стационар. Лечение заключается во введении жидкости (при тяжёлых состояниях – внутривенно, капельно). В стационаре с этим достаточно быстро справляются. В странах развивающегося мира обезвоживание при кишечной инфекции — опасность, которая и приводит к смертельным исходам. Считается, что до 60 процентов гастроэнтеритов у детей раннего возраста вызваны ротавирусной инфекцией – следовательно, имеет смысл её профилактировать. Вакцина зарегистрирована в России; она зарубежная, своей пока нет. Сейчас вакцинация против ротавирусной инфекции находится в части календаря по эпидпоказаниям: вакцинация по эпидемическим показаниям осуществляется или за счёт регионов, если такая программа в регионе есть, или за счёт родителей. В нашем городе родители могут сделать детям прививки против ротавирусной инфекции на коммерческой основе.

Что касается ветряной оспы, то это, казалось бы, лёгкая детская инфекция… На самом деле она не такая уж лёгкая: ежегодно количество заболеваний колоссально – показатели заболеваемости у детей могут колебаться от 800 до более чем 1000 на 100 тысяч. Это самая распространённая инфекция – после ОРЗ и кишечных инфекций неуточнённой этиологии. Долгое время её рассматривали как лёгкую, потому что большинство людей её переносят в раннем возрасте стандартно: сыпь, температура дней пять, и потом всё вроде бы и прошло. На самом деле, когда стали заниматься этой болезнью всерьёз, то выяснилось, что осложнений довольно много: и пневмония, и тяжелые бактериальные кожные осложнения, и энцефалиты. В последние годы каждый год по 20-25 детей госпитализируются с энцефалитом в ходе ветряночной инфекции.

— А последствия?

— К счастью, у большинства последствий нет, потому что энцефалиты бывают разные – и это тот энцефалит, который можно вылечить полностью… но требуется лечение на протяжении 1,5-2 месяцев, реабилитация и так далее. В редких случаях это тяжёлый энцефалит с выходом в эпилепсию, и даже бывали летальные исходы, к сожалению. Предсказать, как потечёт болезнь, очень сложно, и никогда нельзя сказать наверняка, у кого будет такое осложнение, а у кого не будет. Кроме того, вирус, который вызывает ветряную оспу – Varicella zoster – остаётся в организме на всю жизнь. Мы в детстве перенесли [ветрянку], потом он сидит в ганглиях (узелках) спинного мозга… а как только иммунитет сдаёт, или мы становимся постарше, возникает опоясывающий герпес (или, как его иногда неправильно называют, опоясывающий лишай)… с выраженным болевым синдромом. Кто из взрослых перенёс – помнит об этом всегда. Вакцинация от ветряной оспы сейчас доступна на тех же условиях, что и против ротавирусной инфекции.

— И когда календарь может обновиться?

— Недавно в интервью министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой прозвучало, что это случится в 2020 году.

— Чтобы сделать ребёнку прививку, родитель должен обладать информацией. Насколько обычный, рядовой гражданин может это узнать своими силами?

— Это очень легко. Во-первых, есть сайт Роспотребнадзора, на котором ежегодно вывешивается государственный доклад о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Там можно посмотреть статистику по заболеваемости и летальным исходам. Кроме того, есть сайт «Специалисты о прививках» yaprivit.ru (он был создан примерно два года назад при поддержке Минздрава), на котором можно получить информацию о том, чем опасны инфекции, что такое вакцины, чем они полезны – чтобы родители могли составить объективное мнение, а также уточнить вопросы, связанные с безопасностью и реактогенностью вакцин. Главное – захотеть найти нормальную информацию, потому что если вы введёте в интернет-поисковик слово «вакцинация», то по какой-то причине первые сайты, которые вы увидите, будут с негативной информацией. Поэтому лучше искать сведения по запросу «вакцинация для специалистов», «вакцинация для профессионалов»… Тогда вы найдёте вполне достоверные сведения.

— Существует ли возможность выбора между различными вакцинами, предназначенными для борьбы против одной и той же инфекции, и насколько развита конкуренция между этими препаратами?

— Для некоторых вакцин конкуренция существует, то есть варианты есть. Приоритет в национальном календаре прививок имеют отечественные, максимально эффективные, безопасные, экономически выгодные препараты. Это естественно – тем более, что отечественные вакцины хорошие. Если говорить о сравнении российских и зарубежных препаратов, то отечественные во многом будут выигрывать. Например, наша цельноклеточная коклюшная вакцина АКДС выигрывает при сравнении с другими цельноклеточными препаратами: в своё время у нас была зарегистрирована заграничная вакцина «Тетракокк», но она давала лихорадку практически у половины привитых детей. Наша же вакцина вызывает высокую температуру максимум у 1-3 процента. Вот вам сравнение реактогенности. Но бесклеточной коклюшной вакцины, которая предпочтительнее для детей групп риска, комбинированных препаратов на её основе, пока у нас нет, они только проходят испытания. Однако для детей групп риска в рамках национального календаря закупают зарубежные бесклеточные комбинированные вакцины.

— Какие отечественные вакцины ещё не разработаны?

— У нас пока нет в практике инактивированных полиомиелитных вакцин, они в стадии испытаний – а мы в календаре прививок детей первые две вакцинации осуществляем убитой, инактивированной вакциной. Это очень существенный нюанс: живая вакцина или убитая. Сейчас два наших производителя пообещали, что в ближайшее время будет выпущена отечественная вакцина – мы надеемся на то, что она появится через год. У нас пока нет отечественной пневмококковой вакцины – детей прививают в 2, 4,5 и 15 месяцев препаратом «Превенар» (фирмы Pfizer). В мире всего две конъюгированные вакцины для детей – этой компании и фирмы Glaxo – и разные страны используют одну или другую. Разработка отечественного препарата ведётся, но есть определённые технологические сложности – однако проводится локализация производства вакцины «Превенар».

— Если немного отойти от «детской» темы… Есть люди – аллергики, которые не получали большинства прививок, или им их не делали вовсе. Есть ли какие-то варианты, которые позволили бы таких людей тоже защитить? И как им вообще жить в такой ситуации?

— Ситуация эта связана с тем, что когда-то давно боялись прививать таких людей. История страха перед вакцинацией людей с хронической патологией корнями уходит в далёкое прошлое. Вы, наверное, слишком молоды, чтобы это помнить… Если вы помните, исторически производилась вакцинация против натуральной оспы, но с 1980 года её не делают.

— А… я 1981 года рождения.

— Поэтому я и говорю, что вы слишком молоды. Вакцина эта была достаточно реактогенной – пожалуй, одной из самых реактогенных вакцин, которыми человечество пользовалось массово. Но оспа была страшнее. Что касается осложнений этой вакцины… в нашем институте было два отделения, где лечились дети с осложнениями, и где находились дети для щадящей вакцинации – чтобы избежать осложнений. Осложнение у аллергиков было такое: у детей с атопическим дерматитом чешется всё, и когда им проводили эту накожную вакцинацию, они, расчёсывая это место и разнося материал по другим участкам тела (вплоть до глаз), формировали у себя генерализованную осповакцинию, тяжелейшее заболевание. В то время оспа в мире уже практически исчезла; а раз дети с аллергией так тяжело переносили эту вакцинацию, то их стремились оградить от этих прививок. Одним из противопоказаний – или показаний к использованию щадящих методов вакцинации от оспы – была аллергическая патология; далее это перекочевало и на другие вакцины, хотя других прививок, которые вводились бы накожно у детей, в календаре практически не осталось. А противопоказание сохранилось (в памяти), и доктора уже привыкли, что детям с аллергией и поражениями нервной системы нельзя делать прививки. Почему нельзя при поражении нервной системы? Потому что оспенная вакцина давала лихорадку и судорожный синдром на этом фоне. Но эти показания «наложили» на другие вакцины – АКДС, полиомиелит, корь, паротит. Потом постепенно начали понимать, что это не совсем так – начали рассматривать и исследовать возможность вакцинации, и на сегодня принцип абсолютно другой. Если у человека есть аллергия, поражения ЦНС, онкология, аутоиммунный процесс – он в первую очередь должен быть защищен. Конечно, не все вакцины подряд мы рекомендуем: при разной патологии могут быть определенные противопоказания к той или иной вакцине, но общий принцип изменился – не отвести от прививок, а найти варианты защиты.

— Что делать человеку с реакцией на яичный белок?

— На белке куриных яиц делается в нашей стране вакцина против гриппа, тогда как коревая и паротитная – на перепелиных. Но существует общий подход. Если люди могут употреблять продукты, содержащие куриное яйцо, прививки делать можно: это — международный стандарт.

— А как это проверить? Как таким людям прийти и начать навёрстывать?

— Начинать нужно с тех вакцин, в которых нет яичного белка – скажем, дифтерия/столбняк, гепатит В, гепатит А, корь/паротит/краснуха (наши вакцины против кори и паротита делаются на перепелиных эмбрионах). Та же ветряная оспа – взрослые очень тяжело ею болеют. Гепатит В, гепатит А – вакцины от них не содержат яйцо, а тем, кто путешествует, они необходимы. Посмотрев, какова будет реакция, человек сможет проще решиться на дальнейшие шаги.

— Это нужно делать под особым наблюдением?

— Если человек страдает острыми аллергическими реакциями (крапивница, отёк Квинке), тогда это может быть риском развития реакций и на вакцину, и в день проведения прививки нужно принять противоаллергические препараты. Полчаса или побольше посидеть у прививочного кабинета после прививки– чтобы могла быть своевременно оказана помощь, если возникнет какая-то реакция. Это вообще-то должны делать все, но для аллергика это на 100 процентов обязательно. В ближайшие дни после вакцинации нельзя использовать те вещества, которые являются аллергеном для данного человека. А то бывали случаи, когда родители прививали ребёнка-аллергика, а потом в утешение давали ему шоколадку…

В заключение мне хочется еще раз сказать родителям, решающим «быть или не быть»: почитайте разную информацию, а не только негативную, и подумайте о том, что сторонники прививок никогда не прибегают к таким аргументам, как «вас обманывают», «вам навязывают», «все они куплены» и «это надо не вашему ребенку, а ИМ», и к прочим эмоционально воздействующим трюкам. Также почитайте побольше литературы по инфекциям, читайте внимательнее даже художественную литературу. Приведу только одну цитату – может быть, не очень точно. В «Открытой книге» Каверина есть описание вспышки дифтерии и такие слова: «Эпидемия сходна с войной непредсказуемостью потерь. Так, несмотря на огромные дозы сыворотки, погиб мальчик, похожий на Андрея, третий ребенок у одной женщины… И она – простоволосая, страшная – стояла у нашей баньки, качая завернутое в тряпки бревно…» А поклонникам Скарлетт О’Хара напомню, что её первый муж умер от кори, «так и не познав воинской славы и настоящей любви». Инфекции не изменились за прошедшее время – и уже в наше время в Европе было зарегистрировано 42 смерти от кори за 2016-2017 год. А от одного немецкого коллеги я услышала такое сравнение: «подушка безопасности в машине – не для того, чтобы водитель попадал в аварию, а на случай, если вдруг она случится». Так и вакцинация – не потому, что инфекция уже рядом (хотя и это есть), а на случай, если «вдруг», чтобы не было поздно.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!