Создатели сервиса Adstamer: В течение ближайших лет полностью сменится парадигма рекламного рынка
25 августа 2017 | 14:32| соцсетиРынок рекламы меняется быстро, и совсем скоро может преобразиться до неузнаваемости. Появляются новые возможности и новые продукты – которые позволяют усовершенствовать процессы продвижения в сети. Организаторы международной SMM-конференции IGCONF и со-основатели рекламного сервиса Adstamer Дмитрий Статовский и Алексей Хитров в интервью «Диалогу» рассказали о тенденциях на рынке, необходимости меняться, будущем рекламы и о том, как встретить свою любовь на SMM-конференции.
Высока ли сейчас конкуренция среди бирж рекламы?
Дмитрий: Когда в 2013 году мы начали разрабатывать сервис Adstamer, на тот момент — биржу Instagram —
параллельно с нами конкуренты начали разрабатывать cхожие по идее продукты, кто-то даже вышел раньше, поскольку у нас возникли небольшие технические проволочки. Но основную задачу решает далеко не сам продукт, а наличие базы клиентов, рекламодателей для качественной работы. У нас были свои рекламодатели, с которыми мы уже достаточно давно работали. Поэтому здесь конкуренты были, есть, но сама ниша достаточно узкая, и очень многие отвалились.
Какие соцсети наиболее популярны для рекламных сервисов и почему, и какие будут популярны в дальнейшем?
Дмитрий: Сам принцип биржи не привязан к конкретной соцсети, он привязан просто к рекламодателям — тем, кому нужны клиенты, и к тем, кто этих клиентов может предоставить. Биржа — это сделка, а принцип сделки применим вообще к любому направлению, особенно если мы говорим про рекламу, поэтому речь не ограничивается соцсетями. Принцип может работать в самых различных направлениях, мы как раз-таки к этому и подходим, и об этом хотим рассказать более подробно на нашей конференции IGCONF, на которой в конце года мы ежегодно презентуем разные новинки, связанные с нашими продуктами.
Как вам пришла идея создать Adstamer?
Дмитрий: У нас вообще такая традиция – делать продукты до того, как они станут мейнстримом. Тогда, в 2013 году, когда мы впервые об этом задумались, уже было понятно, что Instagram за короткое время произведет фурор, бум, не только среди пользователей, но и, естественно, на рекламном рынке, поскольку это две взаимодополняющие вещи. Именно тогда возникла идея сделать узкоспециализированный сервис, заточенный под рекламу блогеров в Instagram, сообществ Instagram, сделать всё удобным и максимально автоматизированным.
Планируете ли вы начать работать с блогерами и владельцами пабликов в других соцсетях?
Дмитрий: Да, у нас как раз вышла новая версия биржи, которая подразумевает работу с пабликами «ВКонтакте». В открытом доступе там уже есть достаточно большое количество проверенных пабликов и блогеров, соответственно, для наших корпоративных клиентов — база намного шире. У нас сейчас база насчитывает порядка 15 тысяч различных аккаунтов, охват аудитории перекрывает почти весь рынок. Потихонечку на зарубежный рынок тоже выходим. Мы сейчас меняем бизнес-модель, перестраиваем саму суть этого проекта. Я думаю, к 1 декабря на конференции IGCONF мы покажем уже видоизмененный сервис с абсолютно новой бизнес-моделью. Потому что сейчас в принципе сильно просела классическая закупка рекламы как в Instagram, так и «ВКонтакте», отпочковалась от этого негативного тренда история с блогерами, но, так или иначе, рынок сам диктует новые правила, и мы, исходя из этого, сейчас готовим к выпуску новые продукты непосредственно на базе нашего функционала.
С какими проблемами могут столкнуться только появляющиеся рекламные сервисы?
Дмитрий: С такими же, как и у любого бизнеса: рынок перенасыщен, многое зависит от репутации… Естественно, нужны большие бюджеты на раскрутку, потому что рассчитывать на некий вирусный эффект точно не приходится. Нужно готовиться к усердной-усердной работе по завоеванию репутации на рынке, уделяя большое внимание именно этому.
Что такое «плохая репутация» для рекламного агентства или рекламного сервиса? Каковы могут быть способы её преодоления?
Дмитрий: Я не знаю.
Будут ли в ближайшее время ещё появляться подобные рекламные сервисы? Можно ли считать их трендом в развитии рекламы?
Дмитрий: У нас, так или иначе, постоянно в разработке есть несколько сервисов, которые мы тестируем локально, проверяем гипотезы «зайдёт-не зайдёт», есть первые клиенты по ним. Как только доходит до уровня «да, можно масштабировать», либо «да, гипотеза сработала», мы начинаем вливать деньги в маркетинг. Поэтому, я думаю, нас ещё ждёт много сервисов. Сейчас уже пошла мода на автоматизацию, искусственный интеллект, децентрализацию, появляются рекламные сервисы на базе блокчейна, внедряются первые зарубежные наработки, – так что это ниша неисчерпаема.
Как вы пришли к решению организовать конференцию по SMM?
Дмитрий: На тот момент – в 2015 году – не было крупных ивентов, посвящённых Instagram, и мы сделали IGCONF, это была первая международная конференция, посвященная рекламе в Instagram. Тогда она собрала порядка пятисот человек, и это было самое большое тематическое событие. Мы попали в тренд возрастающей популярности Инстаграма и сделали мероприятие для укрепления бренда Adstamer, но сейчас это уже трансформировалось в нечто другое: теперь это своего рода точка притяжения профессионалов рынка, ежегодная тусовка, где в очень свободной атмосфере люди могут общаться без галстуков, знакомиться. Даже женятся после нашей конференции! Серьёзно, у нас спикер женился на одном приглашенном блогере после конференции.
Женился?
Алексей: Да, это мой ученик. Он обучался с нуля продвижению, и вышел на очень высокие результаты…
Дмитрий: Несколько миллионов чистой прибыли в месяц. На Instagram. Его пригласили выступить спикером, и он произвёл фурор, у него был один из самых успешных докладов. Это был 2015 год…
Алексей: Первая конференция.
Дмитрий: 2015 год, да.
Алексей: В интерактивной зоне, которую мы каждый раз делаем для неформального общения. Там люди знакомятся, общаются друг с другом – и вот он познакомился с девушкой. Позже, уже после конференции, я увидел у него фотографию этой девушки. Позвонил, спрашиваю: «Ты что, женился? На конференции с девушкой познакомился?» – Оказалось, да.
Дмитрий: Наша конференция изначально по формату другая — не такая, когда приходишь и слушаешь унылые доклады: послушал, съел сухарик, пошёл домой. У нас такого нет. Люди приходят знакомиться, обзаводиться новыми связями, друзьями – естественно, подкрепляя профит интересными инсайдами с рынков от спикеров. В прошлом году у нас хедлайнером выступил директор по развитию «ВКонтакте» Александр Круглов, новости о больших изменениях «ВКонтакте» мгновенно разбежались по всей сети после IGCONF, мы очень благодарны ему и вообще «ВКонтакте», что приехали и раскрыли все эти вещи на нашей конференции. Мы хотим это сделать традицией.
Можете ли вы выделить в целом тренды в развитии рекламы? В каком направлении она движется?
Дмитрий: Всё началось с того, что у всех на рекламном рынке очень серьёзно просел доход, волна кризиса, затем появилась «умная лента», на которую многие жалуются, сама закупка рекламы в пабликах стала не столь эффективна, как была раньше, теперь нужно применять более сложные механики. Но одновременно с этим стало появляться множество нововведений в самих соцсетях. Натив, персонализация, видео – это был тренд уходящего 2016-го, переходящего в 2017, с «реанимацией» чатов — стали набирать обороты новые инструменты.
Алексей: Тренд в рекламе – на мой взгляд, автоматизация. Автоматизация, допустим, тех затрат, которые есть в оффлайн-бизнесе. К примеру, сейчас очень распространены боты. Так же, как в социальных сетях: как Facebook анонсировал свой мессенджер, так и «ВКонтакте», и другие приложения. Это всё очень удобно. Зачем сейчас держать большой колл-центр, когда можно ту же работу выполнять с помощью мессенджеров? К примеру, отправлять людям нужные новости: допустим, человек стрижётся в одной парикмахерской стабильно раз в месяц. Чтобы ему напомнить об этом, приходит сообщение в тот же Telegram или «ВКонтакте», плюс есть возможность записаться онлайн и получать скидки. Это очень удобно – и сейчас это тренд, который будут захватывать несколько лет.
Как вы оцениваете объём рынка рекламы в соцсетях в России?
Дмитрий: Девять нулей, всегда.
Алексей: Годовой – порядка 3-4 миллиардов долларов. Но, опять же, это только официально.
Какие черты характера сегодня наиболее значимы для рекламиста?
Дмитрий: Я думаю, понимание сути продажи – самое важное качество, потому что продажи подразумевают стыковку конечного потребителя и продукта, и рекламист, в первую очередь, должен понимать, что это за продукт вообще, кому он нужен, его нужно полностью через себя пропустить, – и тогда возникнет уже крутой креатив. Так что, продажи, а именно это именно умение работать на стыке заказчика, клиента и конечной аудитории — я думаю, это ключевой навык.
Алексей: На мой взгляд, очень важны креативность и умение работать с целевой аудиторией. У нас ребята из команды в офисе сидят и настраивают рекламу. Сейчас они уже хорошие специалисты, ведут крупные кампании, но когда они были ещё новичками, я всегда им говорил: «Конкретно ваша задача – полностью понять продукт, понять потребность клиента». Рекламщик должен понять потребность клиента и зацепить клиента так, чтобы он именно у него купил всё – и если рекламщик это научится делать, у него будут результаты.
Наиболее востребованным был и будет креатив, потому что чем дальше, чем больше реклама развивается, тем больше становится конкуренция. И такие инструменты как официальная реклама, таргетированная реклама и всё остальное – да, они будут работать, но хуже. И будут заходить только у тех, кто не просто запускает рекламу «Купи у нас, мы самые хорошие», а у тех, кто пытается найти креативный подход к рекламе. И самое главное, что в течение следующих пяти лет тренд – это уход рекламы полностью в боты. Через соцсети и мессенджеры. За этим будущее.
Как вы представляете себе профессию рекламиста в России через 5-10 лет? Что может измениться, что останется прежним, что будет наиболее востребовано?
Дмитрий: Профессия рекламиста через 5-10 лет… Мне кажется, вообще уйдет такая узкая специализация, как рекламист; эта профессия будет требовать намного больше категорий и навыков в своем определении, в том числе технических. Сама реклама уже перестаёт быть той классической рекламой, которой все привыкли её видеть. Раньше все думали, что реклама – это что-то в телевизоре и на постерах, потом появились социальные сети и всё с ними связанное, сегодня — новая технологическая волна, сумасшедшие обороты набирают виртуальная дополненная реальность, искусственный интеллект, блокчейн. Тот же искусственный интеллект сильно подрежет крылья рекламным сервисам, рекламистам. Ну и небезызвестная децентрализация и смена самой парадигмы, когда платить за рекламу будут самим пользователям — ее потребителям. Поэтому профессия рекламиста просто преобразится в новую профессию, которая будет требовать намного больше навыков и компетенций, о которых сейчас могут думать люди, заканчивающие вуз по классическим программам, связанным с маркетингом и рекламой. В принципе, сама среда, в которой будет обитать рекламист, будет другая, и рекламист, как человек разумный, перестроится. К слову, возвращаясь к предыдущему вопросу, именно в умении адаптироваться, я вижу еще одно важное качество этой профессии.
Должен будет уметь все?
Дмитрий: Да, будет уже конкурировать не только с другими рекламистами, но и с технологиями — серьёзными продуктами, работающими в абсолютно новой, непривычной парадигме.
Беседовала Анна Снопченко / ИА «Диалог»