«Чтобы дети были счастливыми, их надо щекотать и кусать»
27 апреля 2017 | 18:00| Очевидные вещиБеззаботность, мечты, любовь, вера в чудеса, игра, любопытство, доверчивость. Это далеко не всё, что синонимично понятию «детство». У каждого человека есть своё особенное определение этого периода жизни. «Диалог» узнал у психолога, ребёнка, отца, школьного учителя и лидера группы ПТВП, что детство значит для них.
Детский психолог Андрей Головатюк
Детство – это постоянный рост. Встреча с новым. Ребёнок, как молодой росток, который растёт из почвы и, конечно, нуждается в большем уходе и заботе, чем взрослое растение. То, что детство – это встреча с новым, создаёт множество нового опыта. Ребёнку приходится изобретать варианты и способы поведения в тех или иных ситуациях. Конечно, всё это происходит неосознанно, поэтому большое значение имеют окружение и среда. Они как питательный ресурс, на котором ребёнок растёт к солнцу. Ещё одна важная особенность детства – любопытство. Если ресурсов достаточно, то любопытство естественным образом обеспечивает этот рост. Чем меньше поддержки, любви и принятия в среде, тем более затруднён рост. Таким образом, детство – это множество задач развития, с которыми сталкивается в процессе своего роста ребёнок.
Ребёнку приходится изобретать варианты и способы поведения в тех или иных ситуациях. Конечно, всё это происходит неосознанно, поэтому большое значение имеют окружение и среда.
Мир взрослых для ребёнка – это переживания и представления, сформированные встречей с окружающей средой. Чаще всего – это семья, детский сад, школа. С развитием технологий и изменениями в обществе, разница между одной и другой семьёй значительна. Если взрослые внимательны, то существует путь во взрослую жизнь. Если у ребенка существуют только требования, то связь создаётся из фантазий и материала, генерируемого в попытках осмыслить происходящее. Увеличивающееся количество информации и прогресс в области технологий делают мир более разнообразным, создавая сложность для ребенка в попытке создать более ясную картинку.
Моё детство выпало на 90-е годы. Я лепил из пластилина фигуры Горбачева, Ельцина, Хазбулатова, Черномырдина в попытке справиться с общественным напряжением, которое сильно сказывалось на семье. Отсутствие стабильности как в обществе, так и в семье – самый яркий опыт. Взрослые для меня в то время представлялись людьми с бесконечными проблемами.
Если взрослые внимательны, то существует путь во взрослую жизнь. Если у ребёнка существуют только требования, то связь создаётся из фантазий и материала, генерируемого в попытках осмыслить происходящее.
Путь взросления – это путь приобретения автономии. И здесь задача ребёнка — брать больше отвественности за происходящее в его жизни, а задача родителей — эту ответственность отдавать. То, что обычно называют окончанием детства – это появление большей автономии и отдельности. Это возможность чувствовать и переживать, действовать и анализировать отдельно от кого-либо. Жить независимо. По большому счёту, детство не заканчивается.
Отец двух дочерей Владислав Яниковский
Детство – это бесконечное лето, белая мягкая зима, бабушка и каникулы. Когда я был ребёнком, я представлял мир взрослых довольно абстрактно, как что-то очень далёкое, про которое ничего неизвестно, наступит ли. Так же делает и моя младшая дочка, по-моему. Обычно особенные отношения у детей складываются с бабушками и дедушками. Старики черпают энергию в детях, давая взамен любовь и доброту.
Детство – это бесконечное лето, белая мягкая зима, бабушка и каникулы.
У всех по-разному наступает взрослая жизнь. Думаю, этот переход из детства во взрослость происходит, когда некое событие отделяет одно от другого. А вообще детство полностью никогда не заканчивается. Мужчин часто называют вечными детьми. Потому что их природная функция связана с чуть большей дистанцией от домашнего очага, чем у женщин. Больше времени остаётся для игр.
Поэт, солист группы «Последние танки в Париже» Лёха Никонов
Детство – это отсутствие ответственности при присутствии полноты. В детстве взрослый мир представлялся неудобным и странным. Загадочным и нелепым. Нереальным.
Кстати, то, что я ребёнком думал о том, каким буду взрослым, примерно так и сбылось! Так и представлял: поэт и аутсайдер.
Детство – это отсутствие ответственности при присутствии полноты.
Говорят, мужчины – вечные дети, в отличие от женщин. Думаю, потому что женщина – это замкнутая на себе эстетическая система. Мужчина, как и ребёнок – это открытая, агрессивная и тотальная этическая система, направленная в мир, подрывающая доверие к миру объективного. Думаю, детство заканчивается тогда, когда начинается секс.
Учитель химии и биологии в средней школе Елена Леденёва
Слово «детство» вызывает из памяти образ хоть и маленького, но безмерно жизнерадостного и светлого человечка, которого не пугает неизведанный мир, а, наоборот, манит своей необъятностью. И источник жизнерадостности здесь кроется в том, что ребёнок не способен думать о плохом, пока это не привьют ему воспитанием, но на этом детство и заканчивается, оставаясь жить в душе человека, как что-то сокровенное.
Детство заканчивается, когда начинаешь смеяться не «в добре», а над теми, кто для тебя это добро творит, и зарождающаяся от этого пустота становится основой неуважительного эгоистичного отношения к окружающим, как более легкий путь к достижению своих потребительских целей.
Ребёнок не способен думать о плохом, пока это не привьют ему воспитанием, но на этом детство и заканчивается.
Мир взрослых в детстве воспринимается как что-то незыблемое и упорядоченное, а строгость ощущается как залог защищённости и повсеместной заботы. И хоть строгость взрослых исполинов вызывает робость, она внутренне воспринимается как возможность сконцентрироваться на внутреннем мире, ведь непоколебимо чувство, что взрослые тебя уберегут от всех внешних бед.
В детстве скорее хочется вырасти и непременно стать нужным тому миру, который тебя согревал любовью в детстве, хочется видеть себя в статусе признанного, уважаемого и способного помогать тем, без кого тебе одиноко. Выбор конкретной профессии остро в детстве не стоит, потому что воспринимается профессия не как цель, а как средство для достижения ожидаемого эмоционального и морального удовлетворения.
Женщина, рожая ребенка, острее чувствует за него ответственность и, познав на своем опыте нежность ребёнка к ней, после немыслимо тяжких мук родов, в дальнейшем не остановится ни перед какими пугающими трудностями, в надежде ещё раз в качестве вознаграждения почувствовать на себе благодарственную нежность и любовь своего дитя.
Алиса Петрова, 5 лет
Что такое детство? Я не знаю, как объяснить. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы для всех детей на свете наколдовала много полезных конфет. И для себя тоже. А ещё, я думаю, чтобы дети были счастливыми, их надо щекотать и кусать. Я и моя маленькая сестрёнка, которой полгодика, живём в детстве, а скоро мы будем жить во взрослой жизни. Дети становятся взрослыми, когда они вырастают, становятся чуточку повыше, чем я.
Чтобы дети были счастливыми, их надо щекотать и кусать.
Взрослые – это мои мама и папа. Когда они были маленькими, они были послушными, как я, и хорошо себя вели. Они играли в дочки-матери, догонялки, прятки. Я тоже люблю эти игры. Но больше я люблю прятки, потому что хорошо прячусь. Меня всегда долго ищут, а потом говорят: «Сдаюсь», – и я выхожу.
Я хочу быть взрослой. Взрослые работают, и я хочу работать. Когда я буду взрослой, я не буду как мама, я буду балериной. А на выходных буду отдыхать.
Подготовила Валерия Соколова / ИА «Диалог»