Конституционный суд не нашёл нарушений в части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ, оспариваемой петербургским ЗакСом. Эта часть была внесена в ГрК в 2014 году решением Госдумы, и, согласно ей, теперь в Петербурге и Москве утверждает региональные Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) исполнительный, а не законодательный орган власти — то есть, Смольный, а не ЗакС. Своё постановление по этому вопросу КС опубликовал во вторник.
Нововведение, напомним, не понравилось петербургским парламентариям: по мнению депутатов, новое правило противоречит конституционному принципу разделения властей, а также принципу равенства субъектов РФ.
«Правовое равенство субъектов РФ не исключает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального, территориального и иного характера. С учетом природы городов федерального значения как центров социально-экономического и культурного развития, государство особо заинтересовано в том, чтобы в данных субъектах были созданы все условия привлечения инвестиций в капитальные вложения для ведения на конкретных городских территориях строительной и другой экономической деятельности. Кроме того, соотношение государственной власти и местного самоуправления в городах федерального значения обусловлено территориальными особенностями этих субъектов РФ. Поэтому и предусмотренное федеральным законодателем утверждение Правил землепользования и застройки в городах федерального значения не может рассматриваться как противоречащее принципу равноправия субъектов. В силу особенностей содержания этих Правил (карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты) не противоречит оно и принципу разделения властей», — гласит позиция суда.
Также в КС отметили, что порядок подготовки проекта ПЗЗ в Москве и Петербурге аналогичен порядку в других регионах — на формирование итогового документа могут влиять как законодатели, так и население (путём общественных слушаний).
«Более того, органы законодательной власти городов федерального значения могут устанавливать своими законами о градостроительной деятельности нормы, влияющие на содержание наиболее важных элементов Правил землепользования и застройки (то есть, определяющие их нормативные основы, но не подменяющие их)», — подчёркивается в постановлении.
Помимо прочего, в КС указали, что при принятии законопроекта, изменившего Градостроительный кодекс, у петербургских депутатов была возможность повлиять на его содержание, однако это сделано не было. Также в суде учли, что новая норма уже действует в течение двух лет и нарушений в ходе её реализации пока выявлено не было.