За чем стоим?
В последнюю неделю работы выставки Айвазовского к корпусу Бенуа продолжали выстраиваться огромные очереди: колонна людей растягивалась не только по каналу Грибоедова, но и по Инженерной улице. В предпоследний день работы (воскресенье, ещё и совпавшее с бесплатным днём посещения по случаю юбилея музея) очередь дошла до стен Этнографического музея. Стояли как утром, так и днём, как в выходные, так и в будни. Чтобы посмотреть работы Айвазовского, люди проводили на улице по 3-4 часа.
«Для нас это удивительно. Мы знали, что будет интерес, но чтобы такой! Конечно, он во многом подогрет Москвой. Около 20 лет назад в Русском музее была выставка Айвазовского, но даже тогда таких очередей не было. Возможно, люди устали от шоу. И, безусловно, Айвазовский, как и Кандинский, и Петров-Водкин — очень узнаваемые художники. Скоро у нас будет выставка Верещагина, посмотрим, что будет», — рассказал «Диалогу» директор Русского музея Владимир Гусев.
В пресс-службе музея рассказали, что на данный момент выставку посетили около 300 тысяч человек. «Это не окончательные цифры. В последние дни людей очень много. Больше цифры были только на выставке Петрова-Водкина, но было лето, поток туристов гораздо больше — кроме того, она длилась не три месяца, а пять. Музейные выставки в принципе становятся всё более популярными. Большую роль тут играют и СМИ, которые подогревают интерес», — отметил собеседник агентства.
Очереди часто бывают и у Эрмитажа. У него огромный опыт работы с посетителями и решениями организационных вопросов. В музее делается очень много, чтобы цена на билет оставалась демократичной, а очереди не колоссальными.
«Конечно, больше всего посетителей в бесплатные дни (один раз в месяц), и в праздничные дни. В праздники и в сезон, то есть летом, начиная с мая, приходит очень много туристов. Самый большой поток образуется, если бесплатные дни накладываются на праздники. Любопытно, что категории граждан, которые имеют право на бесплатное посещение Эрмитажа, приходят в бесплатные дни», — рассказала «Диалогу» руководитель пресс-службы музея Лариса Корабельникова.
Она объяснила, что практически все выставки организованы в рамках общей экспозиции музея, поэтому невозможно определить, очередь выстраивается в музей в целом или на конкретную выставку. «Конечно, мы ведём учёт, сколько людей пришли на ту или иную выставку. Например, наша греческая выставка была очень популярна, её посетило полтора миллиона человек. Но многие приходят и на выставку, и на другие экспозиции музея», — добавила руководитель пресс-службы.
В настоящее время музей работает до 21 часа не только в среду, но и в пятницу. Однако, как правило, в эти вечерние часы прийти в музей желающих не так много. Кроме того, если очередь в Зимний дворец очень большая, всем объявляют, что они могут посетить Главный штаб, там очередь меньше. Как известно, именно туда переехала коллекция импрессионистов.
«Мы также открыли отдельный вход для тех, кто купил билеты через интернет. Но уже и тут появляется очередь в праздничные дни и сезон. Мы много работаем над тем, чтобы туристам было удобнее, постоянно что-то придумываем. Но есть объективные санитарные нормы, по которым музей не может одновременно принять более, чем 7 тысяч человек. И ограничивать время пребывания в музее тоже неправильно. Поэтому, к сожалению, иногда приходится стоять в очереди, как и в любой крупный музей Европы», — добавила Лариса Корабельникова.
В 2016 году Эрмитаж посетили более 4,1 миллиона человек. Самыми популярными выставками стали «Византия сквозь века», собравшая 1,4 миллиона посетителей, «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя» (520 тысяч), «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа» (340 тысяч), выставка работ Вячеслава Зайцева (350 тысяч) и «Архаическая статуя Коры. Выставка одного шедевра из Музея Акрополя» (300 тысяч).
Почём искусство?
Достаточно высокими ценами на билеты отличаются крупные театры Санкт-Петербурга и возрождённый Вячеславом Полуниным Цирк на Фонтанке. В министерстве культуры «Диалогу» объяснили, что ведомство никак не регулирует ценовую политику федеральных культурных учреждений. «Вопросы ценовой политики относятся к организационно-хозяйственной деятельности учреждений культуры и находятся в компетенции непосредственно руководителей этих учреждений. Министерство культуры РФ не влияет на ценовую и билетную политику подведомственных учреждений», — говорится в официальном ответе Минкульта на запрос «Диалога». В петербургском комитете по культуре отметили, что такая же политика распространяется и на городские театры и другие государственные учреждения. Нет никаких рекомендаций, программ, которые бы как-то влияли на цены. Цена может зависеть от дороговизны декораций, костюмов, именитости актёров и других составляющих.
Например, диапазон цен на билеты в Мариинский театр очень широк. Зрители могут попасть на оперу или балетный вечер на старой или новой сцене по максимальной цене около 4 тысяч рублей. Но билеты на спектакли в рамках фестивалей будут гораздо выше. Например, цена на балет «Баядерка» с солистами Большого театра в рамках фестиваля «Мариинский» достигает 10 тысяч рублей. В такую же цену обойдётся гала-концерт звёзд балета. При этом максимальная цена на остальные балеты фестиваля — от 6 до 8,5 тысяч. Стоит отметить, что в Мариинке на многие представления действует специальный тариф, право на него имеют все граждане РФ, а также иностранные граждане, проживающие или обучающиеся в России. Если удастся купить билеты по нему, то цена окажется примерно на треть ниже полного тарифа.
В пресс-службе Мариинского театра «Диалогу» сказали, что вопрос ценообразования является коммерческой тайной и не может быть раскрыт. «Посещаемость спектаклей и концертов в Мариинском театре всегда держится на очень высоком уровне и составляет более 90%. Наибольшей популярностью пользуются события фестивалей и премьеры. Билеты на данные события обычно приобретают сразу после их появления в репертуаре, таким образом, к моменту проведения события билетов в продаже не остаётся», — отметили в театре.
В сезоне 2016/17 Мариинский театр представил 80 абонементов: из них 56 абонементов на трёх основных сценах и 24 — в камерных залах Мариинского-2. «Помимо финансовой выгоды от покупки абонемента, зритель получает сформированную программу, которая наиболее полно раскрывает возможности театра. Программы формируются по темам, жанрам, направлениям, что значительно облегчает вопрос выбора. Кроме того, приобретая абонемент, зритель «бронирует» за собой выбранное место на спектакли, которые в него входят, что способствует созданию более комфортной атмосферы во время посещения театра», — добавили в пресс-службе.
По словам собеседника агентства, одним из важнейших направлений деятельности театра являются культурно-просветительские проекты. Организованы бесплатные еженедельные концерты «Открытая среда в Мариинском» и «Школы искусства в гостях у Мариинского театра», которые стали частью этого проекта. Концерты проекта «Открытая среда», пользуются безусловным успехом у петербургских меломанов. Однако количество мест на концерты ограничено, максимальная вместимость зала – 170 мест.
Цены на билеты в Большой государственный цирк можно приобрести, потратив от 500 до 7 тысяч рублей. При этом стоит учитывать, что самые недорогие билеты находятся на последних рядах амфитеатра. Они дальше от арены, но видно будет всё хорошо. Самое большое количество мест в зале выпадает на цену от 2 до 3 тысяч рублей, самых дорогих позиций всего 14. В цирк, как правило, ходят семьями, с детьми, поэтому сумма может получиться большая. Детям до 5 лет вход в цирк в сопровождении взрослого бесплатный, но без отдельного места. Для ребёнка старше 5 лет придётся купить билет без каких-либо скидок.
«В 2016 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк был открыт для зрителей после масштабной реконструкции и реставрации. Для удобства и комфортного пребывания зрителей в Цирке во время представлений было принято решение сократить количество посадочных мест с 2270 до 1814. В течение года мы анализировали отзывы и пожелания зрителей, оценивали спрос на те или иные места, из чего и была сформирована стоимость мест. Она фиксированная. В неё включены расходы на текущее содержание здания цирка, расходы на оплату труда работников и артистов. Также в стоимость билетов включаются расходы на содержание и перевозку животных, изготовление костюмов, содержание и модернизацию свето-звуковой аппаратуры и многое другое», — рассказали «Диалогу» в дирекции Цирка.
«Как и в любом культурно-досуговом учреждении, программы пользуются наибольшим успехом в дни каникул, в праздничные дни и во время отпусков. Так как в течение года программы меняются раз в три месяца (то есть 4 программы в год) билеты пользуются спросом в течение всего года. На поступающие в продажу билеты льгот не предусмотрено. Цирк предоставляет бесплатные места через комитет по социальной политике Санкт-Петербурга», — добавил собеседник агентства.
Огромной популярностью пользуются некоторые спектакли Большого Драматического театра имени Товстоногова. Билеты на постановку художественного руководителя БДТ Андрея Могучего «Алиса» с Алисой Фрейндлих в главной роли можно купить буквально только в первый официальный день продаж, примерно за два месяца до спектакля. Цена достигает 7,5 тысяч рублей. «Лето одного года» с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих пользуется таким же успехом. Цены на другие постановки демократичнее, от 500 до 2-3,5 тысяч рублей, и билеты на них можно купить за неделю до показа.
Александринский театр предлагает разный диапазон цен на свои спектакли. Максимальная стоимость билетов на большинство спектаклей основной сцены не превышает 2 тысяч рублей. Есть топовые постановки, билеты не которые раскупают быстро. «У нас большой зал, поэтому мы можем себе позволить продавать совсем недорогие билеты. На третьем и четвертом ярусах студенты могут посмотреть спектакль за 200 рублей. У театра есть специальный отдел по работе с молодёжью, который занимается распространением таких билетов в городских вузах», — пояснили «Диалогу» в театре.
В петербургском Государственном драматическом театре «Приют комедианта» ценовая политика едина для всех спектаклей. «Билеты стоят от 600 до 2300 рублей. У нас нет постоянной труппы, все расходы, заработные платы, в том числе на артистов, мы оплачиваем из собственных заработанных средств. «Вилка» цен получается очень широкой: чтобы каждый мог позволить себе сходить в театр. Я считаю, что 600 рублей это не запредельная сумма. Я всегда говорил, что билет в театр должен стоить дороже бутылки водки», — рассказал «Диалогу» директор и художественный руководитель Приюта комедианта Виктор Минков.
Говоря о популярности постановок театра, он отметил, что их можно разделить на две категории: для критики и для зрителей. «Например, спектакль «Братья» Евгении Сафоновой по роману Достоевского завоевал очень много наград. Но это тяжелый для зрителя спектакль, он идёт больше 3 часов, его надо обдумывать. Для привлечения к нему внимания зрителей мы даже придумали бесплатную экскурсию по Петербургу Достоевского! Но театр, по моему мнению, должен быть умным. Хотя я понимаю, что жизнь сейчас тяжелая, и зрителю просто хочется отдохнуть. Иногда спектаклю нужно время, чтобы у него сформировалась своя аудитория. Наши самые популярные спектакли, которые сейчас не идут, «Лир» и «Pro Tурандот» — у них очень долго формировалась своя аудитория. Первое время были люди, которые вставали и уходили во время спектакля, ещё и деньги просили вернуть», — добавил директор театра.
Сколько стоят билеты в крупнейшие петербургские театры и цирк?
Дирекция театрально-зрелищных касс регулярно устраивает различные акции, во время которых билеты на самые разные культурные мероприятия города можно купить со скидкой до 50%. Они могут касаться как отдельных спектаклей в конкретном театре или определённых концертов, так и целой группы учреждений. В частности, уже несколько лет 1 и 27 марта петербуржцы могут приобрести билеты на спектакли крупнейших театров 27 мая (День города) за полцены. Ранее, как правило, крупные театры, а также Цирк на Фонтанке, в подобных акциях не участвовали, однако менее чем через неделю как раз состоится акция «Культурный четверг», в которой будут участвовать уже почти 100 площадок.
Подготовила Ольга Арешкина / ИА «Диалог»