Ровно сто лет назад, в 1917 году, поэт Владимир Маяковский написал: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / День твой последний приходит, буржуй». По иронии судьбы эти строки актуальны и сегодня — пусть и в несколько ином контексте. После того, как в 2014 году в России было введено продуктовое эмбарго (в ответ на западные санкции), в страну запретили ввоз целого ряда товаров. На этом фоне начался активный процесс импортозамещения и популяризации отечественного производства. Ситуацией воспользовались и соседние страны-партнеры (так, например, мир узнал о существовании белорусских креветок). «Диалог» разобрался, какие продукты до сих пор попадают под санкции и есть ли сегодня доступные альтернативы.
Что такое продуктовое эмбарго?
В ответ на санкции западных стран российские власти ввели существенные ограничения на импорт ряда товаров. Согласно указу президента от 7 августа 2014 года, под запрет на ввоз попали сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В «чёрный список» были внесены свинина, говядина, птица, сыры и молочная продукция, орехи, колбасы, рыба, фрукты, овощи. Позже перечень продуктов неоднократно корректировался. Так, например, в мае прошлого года Россия исключила продукты (мясо и овощи), из которых изготавливают детское питание, а в октябре было принято решение сделать исключение для некоторых морепродуктов из стран Европейского союза. Кроме этого, с течением времени расширился круг стран, на которые распространяется ответные меры в виде санкций. В 2015 году в «немилость» попали Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, а чуть позже и Украина.
Насколько всё серьёзно?
Серьёзность ситуации наглядно демонстрирует указ президента РФ от 29 июля 2015 года об уничтожении запрещённых к ввозу сельхозтоваров. Согласно документу, продукты из «чёрного списка» не только не могут красоваться на прилавках российских магазинов, а должны быть утилизированы прямо на границе. Для проведения процедуры власти разработали даже специальный порядок уничтожения запрещённой продукции (с обязательной фото- и видеосъёмкой). В документе подчёркивается: «Уничтожение запрещённой к ввозу продукции проводится любым доступным способом с соблюдением обязательных требований, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, на основании акта об уничтожении запрещённой к ввозу продукции». Этот указ вызвал бурную общественную реакцию. Противники демонстративной порчи хорошей (а иногда и первоклассной по качеству) еды, ссылались на то, что сегодня в мире достаточное количество голодающих людей, и подобное решение, продиктованное политическими интересами, кощунственно. К слову, петицию об отмене уничтожения санкционных продуктов подписало более 500 тысяч человек. Но в итоге просьбы россиян не были услышаны, и в первый же день действия указа Россельхознадзор отчитался о ликвидации 300 тонн «запрещёнки».
Когда санкции отменят?
Это неизвестно. Изначально продэмбарго было введено президентом Владимиром Путиным на один год (до 6 августа 2015 года), но затем сроки неоднократно продлевались. По последним данным, ограничительные меры будут действовать до конца текущего года. Однако если судить по опыту прошлых лет, не исключена возможность очередного продления.
Если гора не идет к Магомету…
Уничтожение запрещённых продуктов заставило западные страны искать обходные пути доставки продовольствия в Россию. Так, например, стало известно, что количество яблок, которое поступило к нам из Белоруссии в 2015 году, в пять раз превысило собранный там урожай. Также громкий скандал коснулся и морепродуктов (креветок и мидий) из «братской страны». Интересно, что по данным ВЦИОМ, россияне негативно реагируют на ввоз продуктов подобным образом – 79% опрошенных считают, что обман нужно жёстко пресекать. Правда, в подобных «обходных» операциях была замечена не только Белоруссия, но и Казахстан. В связи с этим, в начале марта был опубликован законопроект о возможности введения запрета на оборот в России отдельных категорий товаров из стран ЕАЭС. Если предлагаемые в нём меры вступят в силу, правительство получит право запретить оборот продукции, которая была ввезена из государств-партнеров Евразийского экономического союза (он объединяет Киргизию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Россию). Как отмечается на сайте правительства РФ, «принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности контроля за запретом оборота отдельных категорий товаров на территории России, обеспечению единых условий оборота товаров независимо от используемых хозяйствующими субъектами способов их поставки, видов сделок и других факторов».
Санкции – санкциями, а обед по расписанию
На фоне действия санкций, российские власти решили воспользоваться ситуацией частичной изоляции и дать толчок развитию отечественного производства. В стране развернулась целая кампания по импортозамещению, которая коснулась многих сфер жизни россиян. По словам президента Владимира Путина, серьёзные шаги были сделаны в фармацевтической, химической сферах, лёгкой промышленности, тяжелому машиностроению и дорожной технике. В области продэмбарго тоже есть результаты — как заявил замглавы Минсельхоза РФ Евгений Громыко, после введения санкций в России было произведено сельхозпродукции на 4 миллиарда долларов.
Идея продовольственного импортозамещения была активно поддержана российскими фермерами и бизнесом. Поэтому сегодня на прилавках магазинов можно увидеть «санкционные» продукты отечественного производства (даже моцареллу и пармезан). Согласно данным сайта «Замещая импорт», за несколько нет Россия добилась осязаемых успехов — в Московской области недавно было запущено производство по выпуску элитного голубого сыра и кисломолочной продукции, а в Липецкой открылся молокозавод полного цикла, который использует только местное сырьё. Кроме того, в этом году в Оренбуржье запустили первую очередь крупного тепличного комплекса, а российский шоколад начали поставлять в Мексику. Существует целая программа правительства по импортозамещению, действующая до 2020 года. Согласно ей, к указанному сроку Россия должна обеспечивать себя продовольствием на 90%.
Подготовила Дарья Маташина / ИА «Диалог»