93.4$ 99.6€
-1.36 °С

Хорошая квартира: коммуна петербургских художников на набережной Фонтанки

15 марта 2017 | 20:55| Культура

В конце декабря минувшего года в доме 51 по набережной Фонтанки открылась квартира. Не простая, а квартира-«коммуна». В бывшем общежитии студентов Института кино и телевидения, на последнем этаже старинного дома, в 31 комнате расселились около сорока художников, музыкантов, фотографов, рукодельцев и прочих творческих людей. Они назвали это место «Домом культуры». Всего через несколько месяцев после открытия «коммуны», 14 марта, в ДК пришли полицейские. Правоохранители заявили, что художники занимают помещение незаконно, однако арендаторы утверждают, что это не так, и отказываются покидать квартиру. Незадолго до выселения корреспонденты «Диалога» побывали в творческом пространстве и узнали, как живут люди в нём.

За постой в ДК с комнаты берут примерно 17-20 тысяч рублей. В эти деньги входят проживание и еда. Здесь живут творческие люди и многие называют это место семьёй. «Коммуна — это семья, это значит жить вместе, помогать друг другу, учиться всему и учить других людей, не замыкаться в своём маленьком мирке, а жить нараспашку. Здесь это особенно удобно, потому что мы кормим людей, у нас в аренду включено вообще всё, даже еда. У нас есть люди, которые готовят на всех. Ничего не нужно — сиди и твори», — пояснила одна из организаторов «Дома культуры» Иветта Лисовская.

«Меня друг привёл. Интересно стало. Все тут творческие достаточно. Я сам занимаюсь разным творчеством: немножко музыкант, немножко художник. Это как семья, не коммуна. Я здесь давно, приезжаю и уезжаю. Мне все люди близки, любые»

Олег, житель ДК

По словам Лисовской, замысел ДК заключается в личностном развитии каждого его обитателя. Дом и одновременно творческое пространство призваны помочь творческим людям начать работать на себя, не ходить на работу, делать то, что хочется, — и отдавать это миру.

До появления молодых художников помещение находилось в плачевном состоянии. Здесь не было туалетов, батарей, а в дальнем, тёмном крыле вообще убили пару бомжей.

«Здесь было общежитие Института кино и телевидения, потом их отсюда изгнали, потому что они очень шумные ребята. Место стало самым известным сквотом в Петербурге, потом здесь убили нескольких человек, потом это всё опечатали и потом сдали нам», — рассказала Иветта Лисовская.

За три месяца молодые люди обустроили санузлы, раскрасили стены, сделали ремонт в своих комнатах. Большую часть материалов они получили посредством стройшеринга. Часть мебели им отдал хостел, владельцам которого понравилась идея пространства.

«Многое было завязано на стройшеринге, у нас были взаимовыгодные отношения: мы провели стройшерингу мероприятие про материалооборот. Они за это нам привезли несколько машин материалов — краски, доски. Мы понастроили вторых этажей, укрепили стены, понакрасили всего. Весь ремонт делали самостоятельно. Общие помещения делаем общими силами. Ребята, которые снимают у нас кино, покрасили нам коридор в розовый цвет. Всё должно было быть бордовое, но ладно», — добавила Лисовская.

Художники пытаются приблизить своё маленькое общество к идеям и коммунизма, и демократии одновременно. Согласно их замыслу, всё должно быть общее, в том числе и ответственность.

«Занимается этим местом моя дочь Ксения. Она пригласила меня, и я стала приходить сюда, чтобы помочь ребятам с их проблемами. Я занимаюсь телесной терапией с психологическим подходом. По образованию я психолог, и когда заканчивала институт, прошла целый курс телесной терапии. С телом я начала работать очень рано, с подросткового возраста. Постепенно училась больше, получала знания: училась акупунктуре в Киргизии, у китайского мастера. К иглотерапии отношусь как к хирургическому вмешательству, поэтому стараюсь сделать воздействие более мягким: организм уже настрадался, уже получил свою боль. Я искала такую методику, которая помогает в мягком режиме всё это делать. Для того, чтобы поправить кости, в первую очередь нужно поправить мышцы. Как правило, правая и левая половины тела работают не симметрично. Когда я провожу диагностику, я всё это вижу, и когда человек начинает ко мне ходить (желательно пройти 7-9 процедур), после третьей процедуры уже начинает видеть изменения, ощущать их»

Наталья Чиркова, целитель

«Когда я предполагала, что можно начать что-то подобное, прочитала книжку Каддафи про демократию и поняла, что руководство не нужно. Если каждый будет сознательно относиться к окружающим, к себе, следить за своими поступками, смотреть открытыми глазами вокруг себя, то всё будет хорошо. То есть не нужна одна уборщица, чтобы убрать всё. Каждый должен бумажку, которую видит на полу, убрать, штукатурку, которая отваливается, приделать. У нас так и происходит. Это создаётся, но очень сложно в некоторые умы вложить идею, что ты сам себе хозяин, и тебе никто ничего не должен говорить. Люди привыкли к правлению, к тому, что должна быть королева или король, но тут такого нет», — пояснила организатор ДК.

В Доме проводят разнообразные мероприятия — выставки художников, йога-классы, концерты андеграундных музыкантов, чайные церемонии, мастер-классы, шаманские обряды. Например, в начале марта ДК проводил аукцион разнообразных производных творчества своих жителей и пришлых художников. Цены на произведения начинались от 100 рублей.

«У нас тут одежда 80-90-х годов. Я собираю и атрибутирую в художественном ключе те вещи, которые мне попадаются. Даю им имена и субъективные описания. Например, «Полёт освежающих плиточек». Был такой свитер, с разными ромбиками друг за другом. Или был свитер с таким узором: небольшие точечки по 10 штук. Был довольно развёрнутый сюжет у описания этого свитера: «Осень, крестьяне в шляпах возделывают почву продольно-перпендикулярным способом, разделившись на группы по 10 человек, а мы летим над ними, подобно орлам». Всё продаётся, чтобы закупить новое. Мы решили обосноваться здесь, потому что это очень классное пространство — соседство с мастерскими художников, планируются другие шоу-румы, кафе, бары, плюс здесь можно жить и работать. Пока мы не живём здесь, но надеемся, что в скором времени это можно будет сделать»

Леонид Макаров, шоу-рум винтажной одежды «Лисы-сектанты»

Как удалось заметить, люди в ДК собрались разные. Не все они выглядят неформально или необычно. Встретить здесь можно и людей среднего возраста: например, женщину-целителя, художника, галерейщика и других «взрослых» посетителей или жильцов.

«Правил нет. Просто человек к нам приходит, мы общаемся и понимаем, нужен он или нет. То большой, то небольшой группкой, как соберём. В основном к нам приходят всякие актёры, художники, мастера — люди, которые что-то делают руками, головой. Сейчас здесь живут художники, музыканты, актёры, режиссёры, рукодельцы, которые лепят из глины, делают украшения из металла. Есть люди, которые делают и реставрируют мебель и картины, повара, певцы, тату-мастера, парикмахеры. Есть такие интересные люди, которые говорят, что они шаманы, маги. Они проводят биоэнергетические массажи. Это действительно помогает: у тебя насморк, он подойдёт, потрогает — и всё, насморк проходит. Они очень странные, мало разговаривают, но мне нравятся», — рассказала Лисовская.

Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!