62.7$ 69€
-1.07 °С

Физики или лирики: подходы к ранней профориентации детей

22 февраля 2017 | 14:00| Образование

Дилемма родом из шестидесятых актуальна и сегодня. Но если раньше спор вёлся о том, кто их них – физики или лирики – полезнее для общества нарождающегося коммунизма, то сегодня этим почти гамлетовским вопросом задаются родители завтрашних первоклашек при выборе образовательного учреждения. Как распознать в ребёнке будущего Циолковского, говорит ли увлечение дочери конструктором о том, что она станет второй Захой Хадид, а излишняя мечтательность о поэтическом складе души дошколёнка? «Диалог» решил помочь папам и мамам и собрал группу экспертов, работающих с детьми и для детей, – психологов, педагогов и создателей успешных обучающих проектов – готовых напутствовать родителей в их нелёгком выборе.

Куда бы отдать малыша?

Этим вопросом родители начинают задаваться с самых ранних лет своих отпрысков. Детей ещё до школы стараются увлечь как можно большим количеством развивающих занятий, чтобы успеть отсеять те из них, в которых ребенок преуспевает меньше. Так родители пытаются сузить круг интересов и раскрыть талант, который дремлет в каждом ребенке. И тому есть несколько причин.

Первая — на раннем развитии сегодня настаивают почти все детские педагоги и психологи. Вторят им и образовательные учреждения, мотивированные государством на воспитание граждан, уже со школьной скамьи готовых к профессиональной реализации.

Причина вторая – актуальность тех или иных знаний. «Эта тенденция общая для мировой педагогики – дать ребенку как можно больше знаний в раннем возрасте, — рассказывает Дарья Пауте, специалист по работе с детьми, методист и педагог неформального образования, — И не просто знаний, а знаний подходящих, актуальных. Какие они – эти знания, – сегодня широко обсуждается. Что будет важно для человека будущего? А что можно оставить как пережиток прошлого? И современные родители эту тенденцию интуитивно чувствуют».

Причина третья – конкуренция. Чем раньше родители «нащупают» склонность ребенка к тому или иному занятию, тем оперативнее они начнут её развивать, а значит, успеют вложить в своё чадо больше знаний и навыков.

Причина четвертая – скрытая от глаз. Гиперопека, которая встречается у некоторых родителей. Они стараются уже сегодня позаботиться о взрослой жизни ребенка, всё за него решить и проявить свою родительскую волю в выборе будущего профессионального призвания.

Все эти причины увеличивают приток детей в кружки и секции. Сегодня настоящий бум дополнительного образования. Почти каждый ребенок где-то занят. Девочки в пачках пачками бегают на хореографию, мальчики учатся ставить мат в три хода и постигают законы Азимова на занятиях по робототехнике, почти каждый карапуз оттачивает мастерство живописи и вокала — и это не говоря о большом куске пирога, который урывают спортивные секции.

Как не получить «дрессированного» ребенка?

Педагог Дарья Пауте уверена – чтобы дополнительные занятия шли на пользу, их надо правильно выбирать. Она рассказала, как не заблудиться в многообразии секций и кружков, на что ориентироваться при их выборе и как правильно трактовать желания своих детей.

— Так какова же цель занятий в раннем возрасте?

— Если первостепенная цель родителей – развитие, то их ждет разочарование или «дрессированный» ребёнок, который будет клеить одинаковых снеговиков из ватных дисков и хлопать в ладоши в такт мелодии. Хотя это и отличный способ показать другим, что вы не просто сидите дома, а развиваетесь! Но к настоящему развитию – всестороннему и гармоничному — это имеет мало отношения. Для детей дополнительные занятия — это приятное времяпрепровождение. И надо с этим смириться. Ребёнок может выбрать тот или иной кружок из-за личной симпатии к педагогу или компании друзей, или просто потому, что там всегда весело. Не надо из-за этого переживать. Если у ребенка есть личный интерес к происходящему, тогда и начинает работать проактивное образование. Это значит, что умения и навыки, полученные в такой обстановке, отлично запоминаются и активно используются в дальнейшем.

— Как подходить к выбору дополнительных занятий?
— Приглядитесь к педагогу: насколько ему самому интересно то, что он преподаёт? Увлечённый педагог, как правило, даёт знания шире и глубже тех, что заложены в программе. И дети это чувствуют. Кроме того, на примере этого преподавателя они увидят, что работа может быть любимым делом.

— А бывает, что кружков становится слишком много?

— Бывает. И тогда приходится выбирать. Ребёнку при этом может везде нравиться, но вы чувствуете перебор. Стоит дать ребёнку перерыв, чтобы он определился в том, что же действительно его привлекает.

— Всё, о чём мы пока с вами говорили, актуально для детей раннего возраста, а что же с дошкольниками?

— Когда на горизонте маячит школа, то и сами занятия меняются. Нагрузка у шестилеток возрастает, кроме тех кружков и занятий, что уже были, прибавляются курсы подготовки к школе, английский, спорт. Ребёнок чувствует волнения и переживания своих родителей и начинает ждать от школы чего-то особенного, сложного и страшного. При этом в самой подготовке к школе нет ничего сложного – это не чемодан, который ребенок катит за собой в День знаний. Это отношение к школе, к учёбе в целом — а знания и умения, которые он вдруг недополучил, отлично компенсируются в короткие сроки за счёт интереса и любопытства. Читать, считать и писать – это последствия проделанной работы в дошкольном возрасте, а не цель подготовки.

— По тому, как вы говорите, выходит, что есть вещи более важные, к которым родителям надо стремиться, подготавливая ребенка к школе.

— Да, и на первом месте — хорошие физические данные, от которых зависит, как следствие, и письмо. Высидеть на стуле несколько уроков с небольшим перерывом – это непростая задачка. Мышцы спины должны быть хорошо натренированы, правильная осанка – хороший помощник руке, которой достается весь груз ответственности за те самые закорючки. Второе — умение расслабляться. А это значит отдохнуть на перемене или перестать переживать из-за неудачи, случившейся на первом уроке. Третье – важно уметь слушать и слышать, с этим и у взрослых людей большие проблемы. Четвёртое – уметь задавать вопросы, при этом спрашивать не что-то формальное, а то, что действительно интересует. И последнее – надо научить ребенка понимать себя, свои потребности и силы.

«Важно задавать правильные вопросы»

Психолог Евгения Шестакова уверена, что грамотная профориентация может помочь ребёнку выбрать будущую профессию. Но чтобы это случилось, она должна отталкиваться от истинного призвания ребёнка, его ценностей и внутренних потребностей. А вот на деле всё оказывается по-другому.

«Единой программы профориентации для детей и подростков у нас в стране нет, — объясняет Евгения, — Тем не менее, современный Федеральный государственный образовательный стандарт закладывает необходимость организации и проведения мероприятий, связанных с ранней профориентацией. Так и говорится: приобщение детей к миру взрослых можно начинать уже с дошкольного возраста. Всё верно, однако ребенку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! А вот на это как раз и не хватает времени: ни у родителей, ни у воспитателей, ни у педагогов. И поэтому мы, взрослые, помогаем развить ребёнку то, что у него и так получается лучше всего. Поэтому поют, танцуют, читают стихи и едут на спортивные соревнования в школе те ребята, которые оказываются более успешными. А дети, которые по какой-то причине пока не успевают, оказываются на обочине. Почувствовать и найти свое призвание, постоянно находясь под прессингом, очень сложно».

Описанная психологом ситуация знакома, наверняка, многим. К сожалению, такой сценарий приводит к тому, что, будучи уже в выпускных классах, подросток не знает, в какой вуз ему поступать, какую профессию выбрать и по какому жизненному пути пойти. Ребёнок, талант которого так и не был найден (или его попросту не пытались отыскать), вырос — и сам не знает свои сильные стороны. В такой ситуации помочь ему может только взрослый. И если этого не происходит со стороны педагогов, то ответственность лежит на родителях.

Так с чего же начать поиск «сильных сторон» у дошкольника? «Начать можно с тех тестов, которые сегодня представлены в сети, — говорит Евгения Шестакова, — они неплохие, но имеют очень отдалённое отношение к реальной жизни. Три-четыре вопроса не могут рассказать о склонности человека к реальной профессии. Гораздо важнее поменять стратегию. Вместо вопроса: «Кем ты хочешь быть?», спросите: «Каким ты хочешь быть?». Познакомив ребенка с рядом профессий, узнайте: «Каким ты был бы врачом?», «Каким пожарным?», «Каким учителем?». По ответам ребенка вы сразу поймёте, отозвалась профессия в сердце малыша или нет. Момент второй: не используйте собственную систему личных ценностей, мотивов и интересов. Это очень важно. Пусть ребенок ориентируется только на себя, а не на ожидания значимых для него людей. И последнее — развивая сильные стороны, не заставляйте преодолевать слабости. Иначе вы столкнётесь с сопротивлением. Это не значит, что нужно забыть и больше не заниматься тем, что у ребенка не получается. Не получаться может только в данный момент. Поэтому нужно помочь ребенку не преодолеть свои слабые стороны, а развить их».

Советы от «главного умника»

Сергей Пархоменко, психолог и создатель авторских развивающих игр «Банда умников», а также отец двоих детей, к особым методикам, помогающим понять профессиональные предпочтения детей, не прибегал. Но точно знает, что определить склонность ребенка к тому или иному занятию можно — и дал «Диалогу» пару подсказок.

Совет первый.

Не заставлять ребёнка «отдуваться» за свои несбывшиеся мечты. Решение в духе «ты будешь балериной, потому что мама всегда мечтала выступать на сцене» — губительно для психики ребёнка и крайне редко приносит профессиональную реализацию в будущем.

Совет второй.

Жизнь интересна тем, что она дает выбор. Дети, начиная с 2-3 лет, могут заниматься совершенно разными вещами: рисовать, танцевать, валять из шерсти или разводить лягушек. Важно показать ребенку это множество вариантов. От родителей требуется два вечера в неделю, которые станут для ребенка временем новых и интересных открытий. Вы услышали, что по соседству проходит мастер-класс по свободному рисованию? Сходите. Возможно, это именно то занятие, от которого у ребенка загорятся глаза. При этом в выборе кружков необходим и разумный родительский контроль. Например, мой 10-летний сын Никита понимает, что в расписании его дополнительных занятий обязательно должна быть физическая нагрузка, а вот какая именно это будет спортивная секция — он выбирает самостоятельно.

Совет третий.

Если «нащупали» направление — не отбейте у ребенка желание в этом направлении двигаться. Что это значит? Если ему нравится бывать в бассейне, то это вовсе не повод проводить в воде по восемь часов в день, грезя олимпийским золотом. Директивный подход в отношении любого занятия, даже любимого, превращает его в принудиловку.

Постскриптум.

Так физик или лирик? Стоит ли искать в ребёнке приметы того или иного лагеря в дошкольном возрасте? Наши эксперты сходятся во мнении – нет.

«В нашем обществе много ярлыков, — говорит психолог Евгения Шестакова, — И важно не противопоставлять группы профессий друг другу, гуманитарные — техническим или рабочие — творческим. Ребёнок должен знать и понимать важность той или иной профессии. Ранняя профориентация не должна загонять детей в рамки и отбирать возможность мечтать о чем-то по-настоящему. Детей, в первую очередь, нужно учить думать».

«Ребёнка отличает нескончаемое любопытство по поводу того, что происходит вокруг, говорит Любовь Голубева, директор филиала Университета детей в Санкт-Петербурге. — Дети каждый день задают миллионы вопросов обо всём на свете, их интерес не имеет границ: один и тот же ребенок может спросить, кто придумал завтракать кашей, и он же может задать вопрос, как ему оторваться от Земли? Кто он – философ или историк, а может у него склонность к естественным наукам? Нет, он просто ребёнок, который хочет понять, что такое вокруг него и как это работает, он просто познает мир».

«Деление на физиков и лириков уже в прошлом – уверена педагог Дарья Пауте, — современный человек гармоничен во всём, креативность его мышления и творческий подход позволяют отлично уравновешивать знания из разных областей».

Подготовила Александра Заспа / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!