Центральный отрезок Западного скоростного диаметра – от Гутуевского острова до Планерной улицы – будет открыт для рабочего движения «на 48-й неделе года». То есть между 28 ноября и 4 декабря – точнее чиновники и представители компаний-эксплуатантов пока не говорят, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности.
«Хочется сказать всем спасибо за терпение – за то, что дождались окончания строительства центрального участка ЗСД. Он был настолько долгожданным для города, что за весь период ни разу не слышали ничего, кроме слов поддержки. Весь город ждёт вместе с нами, что это событие наконец-то произойдёт – и скоро мы станем его свидетелями. Это крупнейший в мире пример государственно-частного партнёрства в сфере транспортной инфраструктуры, который обеспечивает решение огромного количества задач – как муниципальных, так и федеральных. Он связывает районы города таким образом, что через пятимиллионный мегаполис можно будет без нарушения режима безопасности дорожного движения проехать за 19 минут. Пуск центрального участка позволит естественным образом убрать с улично-дорожной сети города значительную часть трафика, тем самым облегчив жизнь города и горожан», — заявил генеральный директор занимающейся реализацией проекта компании «Магистраль Северной столицы» (МСС) Алексей Бнатов.
Он напомнил, что ЗСД уходит корнями в несколько более отдалённую историю, чем казалось: ещё в 1994 году тогдашний премьер Виктор Черномырдин подписал документ с пометкой «проекту быть». Напомним, что магистраль передана в концессию на 30 лет, проезд по ней является платным. Общая стоимость центрального участка – 120 миллиардов рублей (большая часть этих средств – заёмная: 25 млрд рублей взято во Внешэкономбанке, 10 млрд – в Евразийском банке развития, 17 млрд – в ВТБ и «Газпромбанке», 200 миллионов евро – в Европейском банке реконструкции и развития). Как заявил генеральный директор АО «Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов, заявленная в паспорте проекта сумма общей стоимости всего ЗСД – 212 миллиардов рублей – не изменилась.
«Сложность его создания обусловила высокую стоимость: это на 100 процентов искусственное сооружение с мостами над водой, открытыми и полузакрытыми тоннелями. 10 строительных площадок в 5 районах города, привлечены около 5000 постоянных сотрудников, 450 единиц специальной техники, 66 подрядных организаций, в том числе 7 иностранных. Кстати, ни одна из этих зарубежных компаний не изменила своего отношения к проекту, несмотря на санкции и глобальные изменения, которые происходили в период строительства. Не секрет, что мы были в своё время крайне обеспокоены введением антитурецких санкций, ведь наш генподрядчик – это турецко-итальянская компания, но при поддержке региональных и федеральных властей нам удалось сохранить и квоты на трудовые ресурсы, и виды на жительство – в полном соответствии с запросами», — добавил Бнатов.
В ходе эксплуатации дороги установлено, что в месяц проводится до 4 миллионов операций оплаты, на каждом из ныне действующих участков – северном и южном – в сутки регистрируется до 70 тысяч транспортных средств. С введением в строй единой магистрали транспортный поток должен ещё увеличиться, но разные специалисты называют разные предполагаемые показатели – от 30 до 100 процентов роста. Как пояснил глава МСС, величина тарифа регламентируется соглашением между городом и компанией, в котором установлена максимальная сумма – для её превышения понадобилось бы дополнительно договариваться с властями Петербурга, однако этого пока делать не пришлось (да и предельная величина тарифа не достигнута). При этом в первые несколько месяцев, пока ведётся документальное оформление нового участка, взимать плату за проезд по нему МСС не сможет – то есть фактически он будет бесплатным (но не ведущие к нему южный и северный отрезки ЗСД). Однако в будущем году проезд по ЗСД может подорожать.
Проезд по центральному участку ЗСД первое время будет бесплатным
«Я занимаюсь ЗСД с 1997 года, когда распоряжением мэра Санкт-Петербурга и было создано АО «Западный скоростной диаметр» — и хочу обратить ваше внимание, что этот проект изначально разрабатывался для платной автодороги, которую предполагалось строить с привлечением частных инвестиций. Мы удовлетворены тем, что эксплуатация объекта в надёжных руках», — пояснил Лукьянов.
«Реализация проекта ЗСД показала высочайшую эффективность государственно-частного партнёрства. Это важнейший инвестиционный проект страны – трудно переоценить его важность для города; кроме того, мы уже сейчас, на 48-й неделе, получаем постоянную круглосуточную транспортную связь Васильевского острова с остальным городом. Уже реализован первый съезд в Василеостровском районе – он будет первым, но не единственным», — заявил председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин.
ЗСД обзаведётся вторым съездом на Васильевский остров
По его словам, ЗСД по проекту должен соединяться с продолжением набережной Макарова, которое будет пробито вдоль всего южного берега Малой Невы. Но поскольку эта магистраль ещё не проложена, пока поток с ЗСД будет направляться на Морскую набережную (в обратном направлении). Такой порядок сохранится до того, как будут сданы II и III очереди нового участка набережной Макарова (в 2017 и 2018 году соответственно). Въезд на Адмиральский проезд будет закрыт (поскольку местные жители опасались роста транзитного потока через, по сути, внутриквартальную дорогу). К 2019 году должен появиться второй спуск на Васильевский остров — в районе Шкиперского протока.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»