Site icon ИА «Диалог»

«Никогда ещё не удавалось увидеть столько людей за нашим столом»: как прошёл «День Д» в Петербурге

день довлатова

фото: Андрей Куликов / ИА "Диалог"

В уходящие выходные на улице Рубинштейна собрались любители творчества Сергея Довлатова, ведь некогда опальный писатель наконец-то удостоился собственного памятника и массового (а не только литературного) праздника своего имени. И пусть планы собравшихся то и дело нарушал дождь, обещанного шествия так и не случилось, а монумент установили наскоро и «по временной схеме» — праздник всё-таки удался. Корреспонденты «Диалога» провели день на месте действия.

день довлатова

«Мне нравятся масштаб и теплота этого первого праздника – да и погода, как видите, подсуетилась. Не очень люблю такие выражения, но есть во всём этом какой-то мистический элемент. Так что же тут происходит? Я не знаю другого писателя – ни конкретно петербургского, ни российского – ради которого столько народу собралось бы с такой любовью. Все писатели находятся в каком-то смысле в одинаковом положении – имеют какие-то высокие амбиции и цели, чего-то добиваются, хотят любви своих читателей… это получается по-разному или не получается совсем. А вот с Сергеем поразительным образом случилось самое главное – отчасти при жизни, но в основном после этой жизни: его любят, он писатель любимый. Не «великий», не «самый главный», не «основополагающий»… Не тот, кто специфически родился в Петербурге – и поэтому с ним был бы связан, как с Достоевским, целый район… Да, им тоже можно гордиться как питерским писателем, но у Достоевского есть целый мрачноватый культ – а здесь нет никакой мрачности: это человек, которого читатель любит. Чтобы стать любимым, всякий творец много бы чего отдал, но как это сделать – доподлинно неизвестно. Он был таким – так что давайте посмотрим друг на друга и порадуемся этому обстоятельству», — заметила писательница Татьяна Толстая.

Как жил Довлатов: воспоминания друзей

Специально для того, чтобы поучаствовать в «Дне Д», из США прилетели, как выразился ведущий, двое важнейших персонажей книг Довлатова. Это были вдова и дочь Сергея Донатовича – Елена и Екатерина.

«Мы действительно каким-то образом являемся персонажами – собственно говоря, одной-единственной книги Довлатова, но я хотела рассказать не об этом. Я довольно много лет прожила в этом самом доме – и, являясь членом семьи Довлатова, должна была принимать гостей и сажать их за стол… большой круглый стол. Но никогда ещё, ни разу, мне не удавалось увидеть такого количества людей – и я даже не ожидала, что они соберутся здесь, словно за нашим круглым столом», — обратилась Елена Довлатова к собравшимся, которых на тот момент насчитывалось несколько сот человек.

«Спасибо, что вы пришли; спасибо, что вы читаете и любите моего отца. Порой эта любовь – совершенно случайно и незаслуженно – переходит и на нас с мамой. Мы вам всем благодарны – сегодня для нас очень эмоциональный день, спасибо вам», — добавила Екатерина Сергеевна.

Специально для праздника была придумана культурно-массовая программа: желающие могли сфотографироваться у тантамарески с изображениями Довлатова и Бродского в Америке, постучать на аутентичной пишущей машинке 70-х годов (рядом была выставлена ещё одна, принадлежавшая лично Довлатову, но воспользоваться ей не разрешали – чтобы не сломалась), послушать джазовый концерт… Кроме того, вспомнили ещё одного важного персонажа из жизни семьи Довлатовых – фокстерьера Глашу. И пусть удалось собрать не тридцать собак этой породы, как изначально планировалось, а всего около десятка – деталь оказалась очень уместной.

Илья Снопченко, Андрей Куликов / ИА «Диалог»