78.4$ 86€
0.25 °С
Новости Все новости

Резидент Арктического молодёжного центра компетенций побывала на Северном полюсе

16 августа 2016 | 18:13

Арктический молодёжный центр компетенций, созданный по инициативе городского комитета по молодёжной политике, подвёл итоги весенней сессии мероприятий. Резидент центра Забава Каченовская – молодой специалист, инженер-конструктор КБ «Айсберг» — побывала на Северном полюсе в ходе экспедиции к северной шапке планеты на борту ледокола «50 лет Победы», и поделилась впечатлениями от экспедиции.

«Я окончательно влюбилась в этот регион и его невероятную природу. Во время экспедиции царил полярный день, и всё время было светло. Когда мы высадились на Северном полюсе, было три часа ночи, но всё было видно. Самое яркое впечатление было от первой встречи с белым медведем: это было ранним утром, и по громкой связи объявили о том, что он появился, и все выбежали фотографировать, кто в чём был», — рассказала Каченовская.

Девушка поведала, что окончила Морской технический университет по специальности «проектирование судов», и её выпускные работы – как бакалавра и магистра – были посвящены проектированию ледоколов. ОАО «ЦКБ Айсберг», где она работает – это единственное в мире конструкторское бюро, которое занимается разработкой атомных ледоколов. Поэтому самым важным для себя опытом Забава назвала возможность изучить судно – а кроме того, в Мурманске ей выдалась возможность осмотреть ещё два ледокола: первый в мире атомоход «Ленин», превращённый в музей, и действующее судно «Таймыр», которое находится на плановом ремонте.

Напомним, что ледокол «50 лет Победы был построен именно в Петербурге, на Балтийском заводе; с тех пор со стапелей предприятия сошли ещё несколько судов, самое крупное из которых – атомоход «Арктика», спущенный на воду два месяца назад. Балтийский завод – единственное предприятие, которое строит ледоколы с ядерной силовой установкой, поэтому в Петербурге особенно остро стоит вопрос с подготовкой специалистов для этой отрасли кораблестроения.

«Скоро будет год с тех пор, как мы объявили о создании Арктического молодёжного центра компетенций, и в начале года делегация Санкт-Петербурга стала самой многочисленной и самой успешной на федеральном форуме «Арктика: дорога на Северный полюс». Поездку на Северный полюс выиграла наша «звёздочка» — Забава, которая во всех мероприятиях ярко себя проявила, и своими идеями заразила своих коллег по цеху», — отметила председатель комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Рената Абдулина.

Представление итогов экспедиции состоялось на борту музейного ледокола «Красин» — филиала калининградского Музея мирового океана. Директор музея Александр Петров напомнил, что в следующем году «Красин» отмечает столетний юбилей: в 1917 году он вступил в строй под именем «Святогор», сойдя со стапелей верфи в английском Ньюкасле.

«В конце позапрошлого века известный флотоводец, адмирал Макаров, настоял, чтобы в России была принята программа строительства ледоколов, потому что без Арктики Россия существовать не могла. Первым был «Ермак», построенный по образцу американских озёрных ледоколов. При его строительстве была допущена ошибка: винт был установлен спереди – и, попав в нормальный арктический лёд, сразу же сломался. Поэтому «Ермак» после постройки сразу отправился на завод – на переделку. Затем появился «Святогор» — он был построен по очень похожему проекту. Назвали его в честь самого мощного былинного богатыря – и до 1953 года он был самым мощным ледоколом в мире. Нужно отметить, что хотя его и построили в Британии, сделано это было по нашим чертежам. Это русская разработка – и, кстати, русская сталь. Вот уже сто лет она работает, и менять её нет нужды. Кстати, «Святогор» принимал участие в единственной за всю историю гонке ледоколов – и выиграл её. Первым (уже как «Красин») провёл по Северному морскому пути подводную лодку с Дальнего Востока. Участвовал в Великой Отечественной войне – и его зенитчики сбили три фашистских торпедоносца во время проводки полярного конвоя PQ-15, первого из трёх «кровавых караванов». Таких маленьких деталей в истории «Святогора-Красина» было множество», — рассказал он.

Отметим, что ледокол «Красин» в середине 50-х годов прошёл в ГДР кардинальную модернизацию: паровой двигатель заменили на дизельный. Однако уже в 1972 году судно перестало работать по профилю, превратившись в научно-исследовательское судно. В 1990-х годах его попытались продать на металлолом, но его удалось спасти и передать на баланс Музея мирового океана: он стал флагманом флота этого учреждения.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!