Согласованы детали возвращения «Авроры» на место постоянной стоянки
01 июля 2016 | 17:41Как рассказал командующий Ленинградской военно-морской базы Игорь Смоляк, операция по буксировке крейсера «Аврора» будет проведена в ночь на 16 июля. Город уже подготовился к этому событию, передав участок набережной в пользование Центральному военно-морскому музею. Не до конца решённым остаётся вопрос о создании береговой инфраструктуры. Подробности выяснял корреспондент «Диалога».
«Силами обеспечения операции по буксировке и постановке [к причалу] предусмотрено использование четырёх буксиров. Для успешного выполнения этой задачи проведена предварительная оценка района и его гидрометеорологических условий. Определено, что оптимальные условия – это уровень воды от 50 до 70 сантиметров [выше ординара]. Задача будет выполнена в три этапа: крейсер будет выведен с Кронштадтского морского завода, отбуксирован по Морскому каналу, пройдёт мосты, и затем поставлен к Петроградской набережной. В случае неблагоприятных гидрометеорологических условий разработан страховочный вариант – после прохода моста ЗСД крейсер ошвартуется у Английской набережной», — рассказал контр-адмирал.
Интересно, что это место – у Благовещенского моста – то самое, откуда в 1917 году корабль произвёл исторический холостой выстрел, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Предполагается, что судоремонтный завод «Аврора» оставит в 21:00 15 июля, в 21:30 проследует через Лесные ворота Кронштадтской гавани, а в Неву войдёт под утро: Благовещенский мост она должна преодолеть в 04:35, Дворцовый – в 04:45. Постановка крейсера к Петроградской набережной будет происходить вплоть до 10 часов утра 16 июля. В эту ночь и утро будет полностью закрыта навигация по акватории Невы, а на берегу – движение по участку Петроградской набережной у места стоянки «Авроры», и частично – по Пироговской набережной.
Заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Цалко неожиданно отметил, что дноуглубительные работы для возвращения «Авроры» на место вечной стоянки не потребуются. Напомним, что этот вопрос в своё время стал камнем преткновения между военными и территориальным управлением Росрыболовства, которое указало на вероятный ущерб для биологического разнообразия Невы в случае проведения таких мероприятий. Что же касается участка Петроградской набережной, где находится стоянка корабля, то, как заметил вице-губернатор Михаил Мокрецов, комитет имущественных отношений издал распоряжение о передаче этой площади в безвозмездное пользование Центральному военно-морскому музею (филиалом которого и является «Аврора»).
«Отрезок набережной длиной 127 метров передан в пользование ЦВММ на беспрецедентный срок – 99 лет! Договор подписан; его условиями установлено, что необходимо разрешить здесь возведение объекта, описанного как «нестационарный павильон для размещения специального оборудования» — то есть расчётно-кассового центра, камеры хранения, узла технического учёта, зоны для людей с ограниченными возможностями, зоны контроля с турникетами и рамками металлодетекторов, помещений для охраны, систем контроля и видеонаблюдения. На самом деле это элегантный стеклянный павильон, согласованный КГИОП», — рассказал он.
При этом возник вопрос – за чей счёт будет построен и оснащён этот павильон, который необходим для обеспечения музейной функции корабля? Поскольку городские власти не могут напрямую тратить деньги на этот объект (стоимость которого оценена в 14,6 млн рублей), Мокрецов предложил два варианта: либо члены попечительского совета «Авроры» — в который входят руководители крупнейших судостроительных и судоремонтных предприятий города – «скинутся» на его строительство, либо городские власти сами построят его, а затем передадут в управление ЦВММ. Первое предложение было поставлено на голосование – но, как отметил Георгий Полтавченко, «дружное молчание» стало признаком того, что судостроители не горят желанием вкладываться в это. Поэтому Смольный решил изыскать средства на «коробку» самостоятельно (в рамках бюджета комитета по благоустройству), но «начинка» её уже точно не может быть куплена за счёт городской казны.
«Иначе мы будем объяснять это уже не на попечительском совете, а в совсем другом ведомстве», — заметил губернатор (имея в виду прокуратуру). Руководителю ЦВММ Руслану Нехаю было предложено подумать об оснащении входной зоны самостоятельно.
Наконец, депутат Госдумы Светлана Савицкая (зампред комитета ГД по обороне) предложила создать специальный фонд, который аккумулировал бы средства для функционирования музея. «Понятно, что это будет объект министерства обороны — но, может быть, организовать фонд для финансирования тех статей, которые не предусмотрены бюджетом МО?», — заметила она. По её словам, фонды поддержки существуют у многих крупных музеев, хотя в случае создания такого учреждения понадобится дополнительно проводить антикоррупционные проверки. Полтавченко согласился с тем, что необходимо проработать этот вопрос — и с предложением председателя совета региональной общественной организации «Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ» Игоря Курдина о награждении моряков и судоремонтников, работавших на «Авроре» — но пока надо вернуть крейсер на место. И уже затем заниматься, по его словам, «наказанием невиновных и награждением непричастных».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»